Одежда и аксессуары Красота и уход Дом и интерьер Подарки Куклы и игрушки Свадьба Для детей Материалы Услуги

Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество >  >  > "Похищение идеи" (о плагиате)

"Похищение идеи" (о плагиате)

12.05.2007 14:39     Просмотров: 14838     Комментариев: 55     

Похищение Идеи


(картина маслом)


Все плагиат. Даже Господь Бог сотворил Адама по своему образу и подобию. Новое создать невозможно.
А. Дюма


В творениях умелых рук и весёлых душ зачастую ценится не только качество исполнения, необычные техники и тому подобное, но и замысел. Замысел, летучая идея, без которой не было бы восхитившего вас дизайнерского колье, авторской куклы или оригинального декоративного подсвечника.
Замысел – душа произведения.
И именно эту душу легче всего украсть – её видно сразу; нужно упорно учиться, чтобы качество твоей работы росло, но чтобы выдать чужое за своё, не нужны ни талант, ни упорство.
Конечно, многие рукодельницы творят исключительно «для души», радуя себя и близких и не стремясь получать славу или заработок за свои изделия. Не участвуя в выставках или ярмарках, не выставляя фото своих работ в Интернете, плагиата можно не бояться. Но всё больше появляется мастеров, выходящих «в свет» – и становящихся жертвами конкурентов. Причём нередко даже невозможно узнать о том, что у твоей идеи появился новый хозяин…
Несколько слов о том, что же такое плагиат. Самое общее определение – это «умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части». Это одно из самых тяжких нарушений в области интеллектуальной собственности. В России плагиат наказывается вплоть до режима уголовного преследования (ст. 146 ч.1 УК РФ).
В сфере ручной работы дело обстоит несколько сложнее, чем, скажем, в литературе или в музыке. Ясно одно: использование какой-то определённой техники (скажем, вязания лицевыми петлями, вышивки крестиком, простейших комбинаций в пэчворке…) плагиатом не является – история этих рукоделий уходит в глубь времён, и не найти уже автора, чьи права массово нарушают рукодельницы. Обращение к той или иной форме (скажем, игрушка-кошка или оплетённое бисером пасхальное яйцо) тоже не преступно, по тем же причинам. «Заимствование темы или сюжета произведения <…> без заимствования формы их выражения» – допустимо. А вот намеренное копирование конкретного изделия, являющегося авторской ручной работой, и присвоение себе авторства – это однозначный случай плагиата…
В чём же причина этого явления?
Зачастую – в недобросовестности самих мастеров, обычно не слишком разборчивых и «нераскрученных» (те, чьи имена уже «на слуху», во-первых, не нуждаются в сомнительных средствах пиара, да и идей у них своих хватает, а во-вторых – и это главное – очень трепетно относятся к своему имени, понимая, что оно – одна из важнейших ценностей; репутацию достойного и честного автора нужно беречь как зеницу ока). Тема эта – одна из наиболее горячо обсуждаемых в сообществах, посвящённых хендмейду, – особенно если у работ двух авторов, работающих в одной области искусства, есть хоть какие-то общие черты. Порой мастера и не скрывают стороннего следа в своём творчестве, но отстаивают собственную позицию: дескать, это не плагиат, это заимствование… Возразить непросто, потому что в каждом индивидуальном случае грань между прямым воровством и влиянием одного дизайнера на другого очень тонка…
Часты и случаи, когда к плагиату подталкивают сами клиенты.
«…по почте заказчица выслала мне фотографии открыток и попросила их сделать, добавив «что-то своё». И что Вы думаете? Это оказались несколько работ с нашего сайта! Для меня это предложение абсолютно неприемлемо и унизительно. Я ответила, что это не этично и повторять я ничего не буду, так как идеи это не мои, а воспроизведением чужого заниматься позорно…» – пишет мастерица под ником Светлана Сказочная на форуме одного из сайтов, посвящённых ручной работе. Это мнение, к счастью, не единично – большинство авторов не считает копирование чужих идей приемлемым занятием. Но может случиться и такое: мастер однажды случайно бросил беглый взгляд на оригинальное изделие, и этот образ остался где-то на уровне подсознания, а вспомнив, уже не понять, родилась ли эта идея только что или уже кем-то воплощена… Бывают и вовсе мистические случаи – когда художники из разных стран, ничего не знающие друг о друге, творят необыкновенно похожие и одинаково прекрасные вещи… Совсем недавно на Интернет-ресурсе по авторской кукле обсуждали поразительно схожие творения двух мастериц, петербургской и английской. Кто-то восхищался обеими, кто-то проявлял патриотизм, много говорили о том, что художницы – «сёстры по духу», о том, откуда приходят к нам новые идеи и почему происходят такие удивительные совпадения. К счастью, слово «плагиат» ни разу не прозвучало, потому что было очевидно – его не было. Но не у всех историй такие мирные финалы…
Как разобраться?
Как защитить свою интеллектуальную собственность и ненароком не украсть чужую?
Обратимся к букве закона…
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре 9 октября 1992 года, «профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства». В сферу влияния этого документа, помимо прочего, попадает «самодеятельное (любительское) художественное творчество» – то есть как раз наш случай. Существует и «Закон об авторском праве и смежных правах», где одним из первых названо право авторства, но вряд ли кто-то пойдёт получать патент на свою авторскую мягкую игрушку или необычное бисерное украшение, а жертвой плагиата художника могут признать только в том случае, если авторство будет доказано… Вот здесь-то и подводный камень, потому что во многих случаях очевидное воровство интеллектуальной собственности считается таковым с общечеловеческой, но не с юридической точки зрения…
Какие же есть реальные средства предотвращения плагиата?
Что касается Интернет-ресурсов, посвящённых ручной работе, – на большинстве сайтов практикуется маркировка фотографий (логотипом или названием сайта), причём так, чтобы пометка заходила на само изделие, не мешая рассмотреть его, – это не даст сетевым плагиаторам выставить фото чужой работы, выдав её за свою. На выставках по хендмейду посетителям часто запрещают фотографировать работы мастеров.
Но в конечном счёте, тот, кто захочет украсть, сделает это всегда – тем более, что нельзя запретить смотреть на произведения художников, а одного взгляда вполне достаточно, чтобы уловить летучую идею и решить её присвоить.
Бороться мастерам можно только своими силами – не брать сомнительных заказов, удерживаться от копирования, помнить о том, что честь художника дороже всего… И ловить минуты вдохновения – ведь в воздухе носится ещё столько волшебных идей, которые придут только к вам и ни к кому другому!

Шмаракова Людмила

Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на Ярмарку Мастеров
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 Тема закрыта для обсуждения
 
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Модальное окно для уведомлений

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз