"Касимов" Литературный цикл

Коротенькая зарисовка города, куда муж привез меня в первый раз в 2007 году.. тогда же и был написан этот текст.. ночью, по дороге домой.. в 7 часовой пробке

- Ой, какие интересные названия! Гиблицы, Ибердус, Спас-Клепики, Тума!! Откуда такие?
- Это бывшие татарские земли, отсюда и названия такие.
Они ехали по узкой, разбитой дороге в сторону Города, который Он хотел Ей показать. Показать, поделиться впечатлениями своего детства, показать ей очередной кусочек своей жизни.

При въезде в город стояла стела «1151 год»
Крутой спуск, остатки плотины через реку Гусь, поворот и они въехали в Город.
Пустынные улочки, пыльные густые кроны деревьев, в тени которых развалились разомлевшие от жары собаки. На окраине их встретили старые дома небогатой купеческой застройки конца 17 начала 18 века. С тех пор они так и стоят, глядя на стремительно меняющийся мир полинялыми глазами окон, и шелушатся разноцветные слои краски, коими жильцы пытались прикрыть ветшающие стены.
Тихий Город. Сонный Город. Теплый Город.
- Ты чего так медленно едешь? – спросил Он.
- Не знаю. Как-то не хочется ехать быстрее. Да и непривычно! Машин совсем нет. Я так и жду, что из-за поворота мне кто-нибудь в бочину вылетит! – улыбнулась она в ответ.
Петляющая улица, постепенно расширяясь, подводила их к центру Города.
- Так! Нам здесь куда? Направо, налево? – останавливаясь на перекрестке, спросила она.
- Хм… я бы еще помнил! Я тут был последний раз… мне лет десять было… - ответил он, задумчиво глядя по сторонам.
- Ну, давай налево. По идее, Ока как раз в той стороне, а нам нужна набережная. Это самый центр Города.
Миновав еще пару перекрестков, они попали как раз на улицу Советская. Было сразу понятно, что это и в самом деле центр Города. Города старого, купеческого, некогда богатого и важного.
- Этот город был подарен Василием Вторым татарскому хану Касиму и какое-то время был столицей Касимовского царства. Потом, когда присоединили Казань, он утратил свою роль и превратился в запущенное захолустье. Его только в конце 17 века начали приводить в божеский вид купцы – уж больно удобно расположен – на самом берегу Оки– его голос вывел ее из молчаливого созерцания.
- Аха…Интересно! Занятный городишко. Слушай, я есть хочу, умираю! Тут банкоматы бывают? – поинтересовалась она, паркуя машину в тени дома.

Они медленно шли по середине проезжей части улицы. Редкие местные жители смотрели на них, как… да как на приезжих! Она крутила головой в разные стороны, стремясь увидеть и запомнить как можно больше, без конца щелкала фотоаппаратом, а он держал ее за руку, потому что под ноги она, по обыкновению чем-то увлекшись, не смотрела совсем.
Они свернули в парк, прошли мимо Троицкого собора и вышли на главную площадь Города, от которой к набережной Оки вел крутой Спуск.
Она остановилась, зачарованная открывшимся видом. Слева Дом Купеческих Собраний, ниже, вдоль набережной – Торговые ряды. Длинное здание с множеством огромных деревянных ворот, стянутых толстыми полосами железа и кирпичные пандусы, сквозь разрушенную кладку которых проросла трава. Над воротами широкий балкон, с которого, наверное, местные барыни и купчихи любовались видом реки. В этом месте Ока плавно и широко изгибается, неспешно неся свои воды. На другом берегу привольно раскинулся огромный луг, весь испещренный желтой сеточкой протоптанных тропинок, ведущих к воде.

Они спустились на набережную и уселись на парапет. Было жарко, тихо и как-то по особенному уютно сидеть на нагретом солнцем камне, лениво курить и просто молчать.
- Слушай, за 20 минут, что мы сидим, проехало всего 3 машины! С ума сойти! И это главная улица Города! – с восхищением в голосе произнесла Она.
Он прикурил ей сигарету и обнял за плечи. Она привалилась к его плечу, бездумно улыбаясь и болтая ногами.
- Знаешь, я хочу здесь жить! Я теперь знаю, каким должен быть город, где я хочу жить. Не сейчас. Лет через 20-25…когда Дашка вырастет… - мечтательно сказала она, поудобнее устраиваясь в кольце его рук.
- Аха… и когда Алька вырастет. Купить здесь дом, и чтобы из окон была видна Ока. Большой гараж, где я буду делать Опель, собаки во дворе… - продолжил он.
- Да… и много цветов. И много тишины и покоя! – закончила она.
- Ты правда все это хочешь? Со мной?
- Правда! С тобой!

-

фотки из инета.. к сожалению, мои скончались вместе со старым ноутомкасимов

Въезд в город

Эта та самая набережная, на которой мы сидели

ул. Советская. Когда писалась эта зарисовка, такого количенства машин там не было

Троицкий собор.. если правильно помню... слева дом Купеческих собраний со стороны площади

вот он, мой любимый))... крутой Спуск... где 3 машины в час))) Наверху, слева, есть крошечное кафе "Карамболь" с открытой террасой, приличным русским бильярдом и супер коммунистическими ценами. Даже прошлым летом я все пыталась увидеть в ценниках невидимый нолик ибо не верила, что роскошный стейк семги на пару с гарниром может стоить 150 рублей{#}

Торговые ряды.. вид со стороны Соборной площади

Двухэтажный кирпично-деревянный дом слева был выставлен на продажу, когда мы там были... за доллары с бААльшим количеством нулей. Именно из-за этого дома... в через дорогу уже просторы Оки... и родилась мысль когда-нибудь купить дом в тихой провинции.

Комментарии (1)

Спасибо за интересный и познавательный рассказ, как будто побывала там вместе с вами! Как же многим из нас( особенно москвичам )не хватает той тишины, спокойствия и умиротворения, которые царят в подобных маленьких городках!!!Оля, спасибо!!!