За сколько продавать картины или как формируются цены на картины.

За сколько продавать картины или как формируются цены на картины. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Стоимость картины формируется исходя из множества факторов. Это известность, уровень мастерства художника, актуальность, время, затраченное на картину,  материалы, участие в выставках и  многие другие нюансы.

  Оценить картину бывает непросто. Многие художники неадекватно оценивают свое творчество, завышая или занижая цену. Довольно   часто не известные, не владеющие совершенной техникой художники, пытаются продавать свои картины за    немалые деньги. И чаще всего это не приносит никаких результатов. Гораздо разумнее продавать свои картины за их реальную цену, при этом совершенствуясь день ото дня, обучаясь, участвуя в выставках  и оттачивая свое мастерство.  Например, в Европе, чаще всего молодые художники продают свои картины за сравнительно небольшие деньги, находя себе постоянных заказчиков и  почитателей,  сотрудничая с галереями, участвуя во всевозможных проектах и выставках, постепенно завоевывая свое место на рынке искусства. Цена на произведения таких художников с каждым годом растет. Если картина участвовала в выставке, цена ее возрастает. Картина - это отличная инвестиция при грамотном выборе художника. 

    Часто люди, не зная того, покупают картины в несколько раз дороже их реальной стоимости. Никому не секрет, что в арт-галереях к истинной стоимости картины добавляется в лучшем случае 50% - 100%, а то и больше.  Самое разумное решение, покупать картины напрямую у художника, не платя за аренду галереи (магазина) и зарплату сотрудникам. Но иногда проще зайти в салон, нежели искать художника. Да и художникам бывает не так просто найти покупателя. Так что салоны, это порой взаимовыгодный вариант.

    Что же входит в стоимость картины? Во-первых, это материалы. Холсты, подрамники, бумага, краски, кисти и многое другое. Очень важно чтобы материалы были качественными, в ином случае краска может со временем потрескаться, изменить цвет, бумага пожелтеть и т.д. Будет неприятно, если многодневная работа через пару лет пропадет. Художники прекрасно это знают. Художественные материалы дороги, к сожалению, и это стоит учитывать. Если картина оформлена в багет, учитывается и его цена.

        Актуальность, глубина смысловой и эмоциональной нагрузки тоже влияют на стоимость.

       Арт-рынок задает ценовую политику, выявляя новаторские техники исполнения, формируя моду на то или иное течение искусства. На мой взгляд тут очень важно художнику не продаться, а остаться собой, развиваться как единица, а не часть модной тенденции.  Но это сложный и долгий путь, не всегда приносящий прибыль. Если цель вашего творчества - заработать денег, то тут противоположный совет. Пишите то, что любит большинство людей, следуйте моде, копируйте самые популярные картины, пишите портреты известных личностей,  главные достопримечательности   и т.д.  Но какой бы путь вы ни выбирали, совершенствуйте свою технику.  Хорошая академическая школа всегда востребована.

    Время, затраченное на картину. Тут все сложнее. Есть мастера создающие шедевры за считанные часы и художники, пишущие многие дни и недели. Причем качество не всегда соответствует затраченному времени.  Мастер может написать качественно и быстро, но цена от этого не будет ниже. Именно поэтому он и мастер. Можно посчитать сколько дней, часов потратил художник и прикинуть, сколько стоит час такой работы. Но это не всегда хороший способ оценить работу. Логично, что если художник месяц работает над картиной, то и цена такой работы должна соответствовать средней месячной зарплате. Но это тоже очень приблизительный метод.

       Не забывайте, художники  это не бестелесные существа питающиеся вдохновением,        они тоже иногда хотят есть.  Писать картины это труд, которому  обучаются много лет и мастерство приходит к художнику только благодаря непрестанной работе над собой.  Продавать картину, написанную маслом за несколько дней, предположим за 2000 р., учитывая что на материалы ушла 1000 р.-  это довольно печально для художника.  Ведь написание картины это не монотонная работа на конвейере, а творческий труд. Не обесценивайте труд художников! Художники, не обесценивайте свой труд!

   И вот, пожалуй самое важное в картине. Это ее уникальность, неповторимость. Художников много, слишком много. И есть ли смысл бесконечно повторять одно и то же?  Гораздо интереснее смотреть на самобытных и развивающихся художников, ни на кого не похожих, видящих мир своими глазами. И я ни в коем случае не умоляю важность художественного образования и высокого владения техникой, это необходимая ступень.

    Это некоторые общие принципы о ценообразовании, тут много чего можно добавить. 

Знаю, что у многих людей иное мнение. Я ни раз сталкивалось с людьми, для которых высокая цена пропорциональна высокому качеству и наоборот, но на деле это не всегда так.

Комментарии (36)

спасибо. Полезно image

Недавно была побликация про Зинаиду Серебрякову, которая продавала свои картины во время Гражданской войны за копейки, чтобы прокормить семью. А сколько они в реальности тогда стоили и сколько стоили потом.... ФОрмировала цену совсем не она, а покупатели. Если есть те, кто готов вас продвинуть - флаг в руки, ваши картины будут стоить на порядки дороже. А на общих основаниях - тут и время на работу и стоимость материалов и часа работы...Хотя для произведения искусства - разве это критерии? Но меру своей гениальности и шедевральности картины оценить сложно. Вот для интерьерной живописи оценка по себестоимости труда и материалов вполне имеет право быть, причем фото рассматривается как альтернатива.

А у меня есть картины, которые я очень люблю сама!

Это мой личный выставочный фонд.

Я сознательно не продаю эти работы, либо ставлю цену, за которую в данный момент я вряд ли эти работы продам, но в случае покупки мне не жаль будет расстаться с картиной.

Есть одна картина, которую я не смогу отпустить вообще никогда, это своего рода талисман, получается, у нее вообще нет цены и стоимости...

В последнее время приобрела несколько работ других художников, так вот я искренне считаю, что большинство цен на работы занижены, только одну картину купила по адекватной цене{#}

У меня тоже есть картины, которые я не продаю. Слишком близки они моему сердцу {#}

Интересно, что вы приобретаета работы других художников. Мне всегда казалось, что художники картины не покупают, так как свои вешать не куда {#}.

Татьяна, мои картины лежат в папке( бумага ручной работы и пастель)

На стенах не висят, а расставлены по дому те, которые оформлены в рамы.

А покупаю в небольшую личную коллекцию и только у тех художников, которых искренне люблю.

Художники довольно часто покупают картины, бывает собирают большие коллекции. Невозможно любить искусство частично, его если любишь так и своё и чужое и какое угодно )

Совершенно согласна с Юлией А. Павловой! Я тоже покупаю работы художников.

Есть художник, здесь, на ЯМ, работы которого, я приобрела бы ВСЕ, будь на это достаточная финансовая возможность. Но пришлось ограничится одной, и тоже не дешёвой для меня картиной - но не в этом же дело, совсем не в этом...! Мы говорим с ней на одном языке, а это гораздо важнее!!!

Вот и у меня так. Многие не продаю, потому что они в каком-то смысле стали бесценными друзьями, для меня конечно.

Я тоже интересовалась вопросом ценообразования в живописи. Пришла к выводу, что сколько художников, столько и решений. Я для себя определила комфортные цены, которые не считаю заниженными или слишком высокими. Все советы, которые я встречала у экспертов довольно расплывчаты. Думаю, что справедливая цена та, которую покупатель согласится заплатить и за которую художник согласится продать. А время, материалы и художественная ценность не всегда будут главными факторами.

Похоже, что в двух словах Вы выразили всю суть ценообразования картин image {#}

Мне кажется в формировании стоимости самый главный аргумент, это эмоциональное воздействие картины, а материалы скорее последний, а по мне, так и вовсе не аргумент) Самой бывает жалко, когда и холст и краски и время немалое затрачены, а результат хреновенький, тут уж не станешь считать, - а за сколько бы продать))) быстренько загрунтовываешь прямо по "шедевру") и за шкаф, ждать своего времени)

Вопрос оценки картин мне, как художнику, всегда казался болезненным. Вот оценить другое изделие, шкатулку, комодик или украшение - не проблема. Но с картинами вечная проблема. Полагаю, что в них как ни в чем другом сказывается схема "спрос-предложение". Можно пять лет писать картину, но ей будет цена пять копеек, если не будет желающего ее купить.

Позвольте высказатся дилетанту. В 1971 году я была(случайно) ны выставке картин в д\к им. Ленина в С-Пб. Если не ошибаюсь, это аналог "бульдозерной" выставки в Москве. Там было много самых разных картин в самой разной технике, но до сих пор помню картины Тюльпанова " Затянувшаяся игра" и "Ящики воспоминаний".Мне не по карману купить даже самый-самоый дешевоый рисунок, но... эти картины оставили такое сильное впечатление! И еще "Остановившееся время" и "Пожар в степи" ( вот авторов не помню). А теперь о цене. Я не знаю, сколько бы запросил автор. За силу воздействия, за те ощущения, что испытала лично Я, заплатила БЫ любую запрошеную цену. Так и во всем. Картина, как и что-либо другое, стоит столько, сколько вы можете и хотите за нее заплатить ( "Крик", "Черный квадрат", как пример).

Для меня минимальная стоимость работы, это та стоимость, за которую я готова расстаться с работой с перспективой больше не встретиться. Искусство (если это икусство) это прежде всего ценность, а не стоимость, поэтому простыми экономическими приспособлениями тут не возможно посчитать

Точные слова, Юлия.

ну хоть как... даже если этот портрет загрунтовать платиной он никогда не может стоить больше карандашного рисунка.

для меня -тоже...а Вот для изображённого на ентом портрЭте -

Думаю... Он Бесценннннен !!)){#}{#}

меня как человека,выбирающего по трём (основным) критериям ; ..

1."приятное на глаз" {#}

2."вкусное по душе"{#}

3. цена -Третий{#} (порой жесток со мной и беспощаден){#} и может перекрыть аргументами первые два)))..{#}

Впечатлили работы автора публикации--- "Утренний Петербург" и Ирисы на шёлке"{#} ....

.........вот объяснить почему- не могу,{#}а зацепили сразу и всё тут))....{#} " МОЁ."..

а кроме этого -мне другого ,как покупателю -ничего и не нужно...и если цена чего-то,в том числе и картины -совпадает с моим желанием ЭТО иметь -мне все равно -из чего она была сложена...{#}

Спасибо за комментарий и отзыв о работах! Знать из чего сложена работа нужно скорее художнику, чтобы адекватно ее оценить. {#}

вот и я ж ...о том же))....{#}

Мария, спасибо! Сложный вопрос ценообразования. Соглашусь с Юлией. Покупателя мало волнует за какое время создавалась картина. А рама, обрамляющая масляный шедевр, может стоить половину цены всего произведения. И к сожалению, найти галерею где берут 50% практически не возможно. Но , не будем отчаиваться!{#}

Спасибо за статью

Мне кажется, что Вы упустили еще такой важный пункт денежных вложений, как образование, которое не всегда ограничивается учебным заведением. Есть еще и частные студии, где многие художники подтягивают свою технику или знакомятся с новой, есть литература, которую нужно покупать, походы по музеям. Все это стоит немалых денег.

А так же то, о чем молчат многие художники: часть незаконченных холстов уходит на выброс по самым разным причинам. Такое встречается даже у очень именитых и известных художников{#}

Да и дополнительное образование не является гарантом! Либо человеку есть что сказать миру, либо нечего. Это внутренняя работа. Безусловно, встречается Наставник, который способен вылепить и не обрубить под себя.

Картина либо живая, либо ... Ну хорошо, а как могут фотографии стоить ТАКИХ денег ? Вы же не будете считать стоимость печати, аммортизацию дорогого фотоаппарата..

Юлия...к сожалению.. "не каждый, имеющий уши -да услышит"......

или правильно поймёт,то что ему сказали....

(в силу своих притязаний и грамотности в данном вопросе).... кто-то выбирает то,что по основным канонам - может претендовать на произведение искусства,а кто-то то,-что" на него смотрит."..

"любимые фломастеры на холсте" - у каждого свои....

но как раз таки Вы рассчитываете стоимость картины исходя из подрамника, холста, красок и времени.

жалею, что решила поделиться с Вами своим мнением

Юлия..это {#}не я так рассчитывала..{#}.... я в подрамниках ни бум -бум...{#}

а картины выбираю также как и Вы... просто тоже выразила своё мнение,что есть и другие покупатели- ценители и действительно разбирающиеся в картинах и объективной их ценности и стоимости -люди...

image Согласна

фотографы, которые хорошо делают свою работу очень даже кстати считают..
покупка фотоаппарата выливается в круглую сумму...
и опять таки фотосет с фотокнигой например стоит дорроже.

Да, и этот момент есть! Спасибо за дополнения!

Пожалуйста! Надеюсь кому-нибудь пригодится.

Порой, если не Галерея, то и найти художника трудно. Но по своему опыту - заходишь, а там что-то висит на стене, что-то стоит стопками как книги на полке Мне почему-то приятнее копаться в этих стопках {#}.

Достаточное пространство, удобное месторасположение - стоят больших денег; грамотный продавец... не просто продавец, а искусствовед... тоже, на мой взгляд, достойный повод, чтобы заплатить сверху Галерее.

А вот вопрос ценообразования здесь черезвычайно непростой. Мне, как потребителю, не художнику, кажется так: Я пришла (зашла случайно) за тем, чтобы ... насладиться ) И тут я вижу картину, которая меня чем-то цепляет. Я даже представляю, какую часть дома она украсит Если я могу себе это позволить, то я куплю. Речь не идёт об среднем доходе - если "накроет", можно и подкопить денег! И при этом меня будет мало волновать - один день она или месяц или год появлялась на свет.

Юлия, согласна, галереи и созданы для того, чтобы покупателю было удобно. Да и художникам зачастую проще работу отнести в салон, чем искать покупателей. Но есть и другие варианты, которые выгодны и художникам и покупателям, этот сайт тоже к ним относится. Эта статья скорее для художников, которым сложно оценить свое творчество {#}

о как! значит, мнение потенциальных покупателей не имеет значения? {#}

Ни в коем случае. Конечно имеет значение, спасибо за комментарий!

спасибо за тему....
грамотная статья!

Никогда не задумывалась,из чего складывается цена на картины..{#}..

и поэтому, нашла эту публикацию весьма интересной и любопытной...{#}

посижу за чайком...послежу за комментариями и обсуждением)){#} для всестороннего развития..)