Кожаные изделия средневековой России. Часть 1.

Кожаные изделия средневековой России. Часть 1. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ну дочего же жалко, что не изобрели еще машину времени! Или хотя бы телевизор времени))))) Так хочется подсмотреть, хоть одним глазком, что же было раньше? Что и как творили наши коллеги из далекого-далекого прошлого?

Хорошо архитекторам, гончарам, кузнецам. Им есть, чего посмотреть и даже пощупать. А вот текстильщикам и кожевникам повезло меньше. Срок хранения материала подкачал)

Но что-то же сохранилось? Вот и занялась я поисками в интернете материалов по археологическим находкам. Конечно же, по своему профилю – изделия из кожи. И круг поисков ограничила территорией России.

 

       В своем автореферате диссертации в 2006 г. кандидат исторических наук Матехина Татьяна Сергеевна проводит анализ  и систематизацию кожаных археологических находок эпохи средневековья (второй половины X – XV вв.), собранных в период с 1938 по 2005 гг. и не до конца изученных на момент написания реферата.

Количество находок впечатляющее – только различных кожаных вместилищ около 650 шт.

Материал

Проанализирован видовой состав кожевенного сырья. Сделан вывод о

преобладающем использовании до середины XIII века кож мелкого рогатого скота, со

второй половины XIII – XV вв. – более толстых кож крупного рогатого скота. Выявлено

несколько изделий из кож диких животных, из них 5 ножен из кожи хвоста бобра,

имеющего чешуйчатый рисунок. Зафиксированы случаи использования естественных

объемных форм. В нескольких случаях отмечено использование вторичного сырья от

обуви. Предполагается использование привозного сырья.

Технология

Крой, выбор лицевой поверхности. По общему виды выделены цельнокроеные и

детальнокроеные изделия. Указаны варианты детального кроя, использованного для

получения объема:

- с отдельно выкроенным дном,

- с отдельно выкроенными боковыми сторонами,

- с отдельно выкроенным дном и боковыми сторонами, а также с деталью в виде

кожаной полоски, сшитой со стенками вместилища.

Отмечено использование однослойных и двуслойных деталей (характерных для

сумок). У двуслойных деталей слои складывали друг с другом бахтармой. Мерея использована в качестве лицевой стороны у преобладающего большинства изделий. В нескольких случаях в качестве лицевой поверхности выбрана бахтарма, и можно отметить скопления таких изделий в пределах отдельных усадебных комплексов .

Предложена классификация сшивных соединений наосновании отечественных и зарубежных разработок. Отмечены характерные отделочные швы: прошивка в виде s-видных завитков на асимметричных ножнах и «тачной шов на надрезе». Для отделки и

укрепления наружного шва по контуру вместилища использовали окантовку.

Рассмотрены случаи ремонта изделий и способов ремонта.

Отмечено наличие декора преимущественно у профессионального изготовленных

изделий. Техники нанесения декора: тиснение тупо заостренным инструментом, штампом, колесной басмой, клише в технике слепой печати, рельефное тиснение с изнаночной стороны, гравировка острым инструментом, прорезной декор, использование пробойников, окрашивание кожи, аппликация. Выделена группа изделий, которые можно отнести к изделиям декоративно-прикладного искусства. Среди образцов сумок 5 экземпляров имели декор в виде шва с вставленной в него кожаной полоской-кедером. Тоже, оказывается, придумано задолго до нас с Вами)))

Примеры декора: 

Сумка кожаная с тиснением растительным орнаментом и бронзовой бляхой. Ширина 23,5 см. Конец XIII в. Видны следы тиснения:

кожа 

Тоже находка из Новгорода. Возможно клапан сумки. Возможно13 век:

 средневековая россия

 

Рассматриваемые изделия распределены по функциональным группам следующим

образом: 350 ножен, 50 футляров для гребней, 15 чехлов для ложек, 1 футляр для иглы, 4

(и возможно, еще 2) чехла для топора, 2 чехла для шарнирных ножниц, 20 поясных сумок

с клапанами. Около 200 находок – это условно называемые кошельки (мешочки), сумочки

и их детали, точное назначение которых неизвестно.

На ножнах и различных футлярах я не буду подробно останавливаться. Отмечу только наличие футляров для ножниц (я, например, и не знала, что ножницы такие древние), и обращу Ваше внимание на такую интересную штуку, как футляры для ложек. Мы сегодня даже не задумываемся о необходимости ношения с собой такого важного инструмента и его сохранности)

изделия из кожи

 

 

Для меня наиболее интересной стала следующая категория находок: вместилища универсального и неопределенного назначения.

 

Поясные сумки с клапаном – группа вместилищ, со сторонами более 10-11 см и

их деталей, насчитывающая около 24 экз. Все они или многие из них сохранили следы

подвешивания, декорированы, зафиксировано применение металлических деталей.

Выявлены 3 случая применения сложного кроя с использованием парно выкроенных

деталей. Большинство найденных поясных сумок может считаться предметами роскоши.

 Сохранность археологических находок не позволяет полностью охарактеризовать типы и

модели сумок, поэтому они обозначены описательно с возможно большим перечислением

характерных признаков.

- «Сумки малые» (ширина 12 – 16 см, высота 9 - 12 см), 6 экз., 1215 – первая

половина XIV в. У сохранившихся экземпляров передняя сторона тулова и клапана

украшены стилизованным растительным орнаментов, выполненным тиснением с изнанки.

В одном случае между деталями стенки сохранились кожаные полоски, с помощью

которых выложен орнамент. Это одни из самых маленьких и самых ранних сумок

- «Сумки большие» с богато украшенными тиснеными клапанами, 12 экз., вторая

треть XIII – первая половина XV вв., в основном первая половина XIV в.

- Сумки из толстой жесткой кожи, с вшивными боковинами, возможно,

небольшим округлым карманом и обшивкой по краю клапана, 3 экз. и несколько

предполагаемых боковин (вторая половина XIV в.).

- Сумки с широкими петлями для подвешивания на поясе 1 полностью

сохранившаяся сумка с содержимым конца XV – XVI вв. представляет собой сложное

изделие (внутренние отделения и карманы, пришивное дно, широкая петля для

подвешивания, двойные детали), декорировано металлическими деталями. 

 

     Интересно, что с увеличением размера сложность изделия,

видимо, повышается. Зафиксирован сложный крой поясных сумок с использованием

большого количества дополнительных деталей, в частности двойных деталей. На

сумочках есть следы использования металлических деталей: чаще всего замков, а также

петель для подвешивания. Встречены также довольно стандартные сумки из толстой кожи, видимо, с небольшим потайным карманом на передней стенке, вшитыми боковыми стенками и отделанным по краю клапаном.

    Выделены 3 способа закрывания, которые использовали по отдельности или в сочетании друг с другом:

1) закрывание стягиванием (обычно ремешком, пропущенным через прорези вдоль края);

 археология

археологические находки

2) закрывание клапаном, являющейся продолжением задней стенки вместилища. Изделия

с клапаном обычно снабжены приспособлением для фиксации клапана: а) с помощью

ремешка, закрепленного на тулове и на клапане; б) накладного металлического замка.

 средневековые сумки

3) закрывание крышкой – отдельной деталью, подвижно укрепленной на ремешке,

закрепленном на вместилище (тулове).

 

У большинства вместилищ обнаружены следы подвешивания. Обычно для этого использовали ремешок, концы которого пропущены через прорези на вместилище и завязаны узлами. У стяжных вместилищ ремешки, приспособленные для закрывания устья, одновременно предусмотрены и для подвешивания. У больших поясных позднесредневековых сумок для подвешивания предусмотрена специальная деталь в виде петли с большим отверстием в центре.

 

 

Сумка преп. Кирилла Белозерского: калита с поясом. 14 век
// Романенко Е. В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. - М.: Молодая гвардия, 2002

 

 Посмотрите, какое сложное устройство этой сумки. Сбоку видно наличие нескольких отделений.

     Кстати, нет однозначного мнения, привязывались ли сумки просто к поясу посредством кожаных шнурков, либо использовались кольца для крепления, встроенные в наборный пояс (кожаный пояс, украшенный металлическими накладками):

 

 

Думаю, логично предположить оба варианта. Хотя, есть мнение, что кольца - это не наше.

 

К более поздним сумкам, содержащим монеты, относятся две случайных находки с южной окраины Славенского конца Новгорода, хранящиеся в фондах Новгородского музея. Они близки по стилю отделки и. возможно, происходят из одного археологического комплекса. Находки уникальны по сохранности и содержимому, что сразу же привлекло внимание исследователей.

 

Новгород. По монетам клад в большой сумке датирован временем не ранее второй трети 16 в.

     Широко известна московская находка. «Это — кожаная сумка-«калита» или «мошна», найденная под подъемным мостом башни Кутафьи Московского Кремля, куда она попала, видимо, в конце XV— начале XVI в. (см. рис. 51—53). 

 


Она невелика, изящно скроена и представляет собой фигуру, близкую к трапеции со скругленными углами; верхнее основание этой фигуры — 16,5 см, нижнее — 22 см, высота — 16,5 см. Сумка имеет два отделения, закрывающиеся каждое особым клапаном-крышкой, причем крышка заднего отделения перекрывает и переднее, как это делается и в наше время у полевых сумок. На затейливо вырезанном ремне сумка, видимо, подвешивалась к поясу или через плечо (в точности сказать, как именно, нельзя, т. к. ремень этот косо обрезан острым ножом — см. рис. 51, 1-3).
Сумка сделана из очень тонкой кожи, которую приходилось класть в несколько слоев.

     Вот еще несколько вариантов сумочных находок: 

 

Вещи препод. Кирилла Белозерского. 14 век.

 

 

 

     Далее приведу несколько примеров литовских находок. Связи между Прибалтикой и Россией были довольно активными, поэтому прослеживаются "пересечения" и заимствования.

 

 

 

 

     

     Хотя, мне были интересны в первую очередь кожаные изделия старины, нельзя обойти стороной и тему металлических накладок – застежек и украшений кожаных изделий. Тут, конечно, находок намного больше – все-таки металл сохраняется дольше, чем кожа. Как правило, кожаные части полностью истлевают в земле, и внешний вид изделий археологи пытаются реконструировать по положению найденных металлических элементов.

Вот так выглядят находки:

 

 

 

 

Накладки от ремней. Найдены в Московской области.

 

А эти находки из Тульской области.

 

А так поисковики пытаются разобраться в устройстве найденных замочков сумок, чтобы своими руками создавать действующие модели замков к реконструируемым сумкам:

 

 

К сожалению, мне не удалось найти изображений больших сумок, например, переметных. Если у кого-то есть такие фотографии или рисунки - поделитесь, пожалуйста)

     Спасибо за внимание) Во второй части планирую рассказать о русской средневековой обуви. Заходите)

Комментарии (49)

Очень интересный материал, спасибо Вам! {#}

Anjelideco 06.02.2014

Светлана, огромное спасибо за супер интересную информацию!

Особенно ценно то, что Вы не просто привели текст, а сопроводили его подробными и очень полезными в прикладном смысле иллюстрациями, многие из которых можно хоть сейчас начать использовать. Вновь поражает практичность того, что делали мастера. Я делала массу разных тех же поясных сумочек, и практика показывает, что только на двух креплениях (петлях или шнурках, что чаще всего и делали старинные мастера) сумку будет удобно носить на ремне, при этом она не будет никуда съезжать, перекашиваться, бить по ногам и так далее. Какими мудрыми и талантливыми были наши предки! Какие потрясающие вещи делали, при том, что у них не было наших возможностей!

Очень интересный материал. Получила огромное удовольствие от его изучения. Эх, еще бы глубже копнуть в смысле исторического периода. Надо бы настенные рисунки изучить. Может, и там сумочки "засветились"? Очень интересно. Спасибо!

Наши предки были талантливыми , если спустя столько веков потертые и полуистлевшие сумки и футляры красивы, что же говорить, если бы мы увидели их новыми?!

Светлана, большое спасибо! Очень интересно, основательно, подробно, и фотографии таки хорошие. У меня такое чувство, что побывала в музее.

MariKo embroideries 30.11.2013

Автору спасибо и уважение за такую кропотливую описательную работу.

Летом делала руконструкцию головного убора и всё, теперь я этим заразилась. Смотрела на эти чудесатые сумки и строила в голове коварные планы, где бы увидеть да поразглядывать{#}, а потом сделать реплику. Правда с кожей не работаю. Но от этого хочется не меньше.{#}

Спасибо, МариКо) А уже и продолжение темы готово, про обувь. Посмотреть можно тут - http://www.livemaster.ru/topic/508651-kozhanye-izdeliya-srednevekovoj-rossii-chast-2?vr=1&inside=1&wf=&cp=1

MariKo embroideries 30.11.2013

Спасибо, пошла смотреть.

благодарю, девушки) очень приятно, что Вам понравилось)

спасибо за познавательную лекцию

хорошенькие же сумочки носили наши предки, аж завидно стало)

мастера делали всерьез и надолго, не пытаясь упростить, удешевить

вот и доупрощались, что хватает вещи от силы на год((( и даже на свалках от множества выкинутых ничего не останется - сгниют полностью

Matryoshka-doll 26.11.2013

Какие модные сумочки!!

Очень люблю работать с кожей , поэтому получила наслаждение от просмотра.

Большое Вам спасибо за интересную подборку.

Мирослава 25.11.2013

Большое спасибо за статью! Прочитала с большим удовольствием!!!!

Лет через 500 и ваши изделия с Ярмарки будут находить и удивляться!

эх... надо бы пропитывать свои изделия какими-нибудь консервирующими составами) чтоб уж наверняка в истории наследить{#}

Прямо как в музее побывала! Очень интересно, спасибо!

приятно, что Вам понравилось) очень уж много времеи отнимают такие копания) хорошо, что не зря{#}

Алексеев Олег 25.11.2013

ой, .....{#}, ага, нерусский дядька, прошу прощения

Очень любопытноimage

Алексеев Олег 25.11.2013

Интересно и классно. У меня есть убеждение, что по коже в давние времена вообще то работали поинтереснее нашего. Может не в тему, но очень рядом. Недавно итальянцы обнаружили рисунок Леонардо. ТАК ОН И СУМКИ КОНСТРУИРОВАЛ - о как!!!!!!!!

А тут явно и тиснение и металлические застежки, да и вообще сама форма очень приятная. Так что многое подзабыли да позабросили.

Спасибо, эскиз замечательный) Но к русским изделиям его вряд ли можно отнести{#}

Очень интересно !!! Спасибо ! С удовольствием читаю такой материал ! Красота какая !

Благодарю)

Поясные сумки и тогда и сейчас в моде, с удовольствием ношу такие {#}

Вот и я задумалась - надо бы сшить) Не реконструкцию, конечно, но "по мотивам")

Как же красиво, даже в таком слабо сохранившемся виде!!!!!!

Согласна. Меня вот тиснение и аппликации просто поражают. А еще сложность конструкций удивила. Хотя, чего удивляться? То, что эти мастера жили давно, не значит, что они должны были быть безрукими и безглазыми{#}

МироДрев 25.11.2013

Светлана, день Добрый {#}

по поводу безрукости и проч. древних мастеров - не далее, как сегодня впал в непонятки озадачившись таким сравнением - лестница зиккурата Ура /ей порядка 5тыс. лет/ из обожженной глины - она в очень хорошем состоянии И лестница больницы Святого Преподобного Великомученника Георгия в Питере /зачем надо больницу именовать таким именем?!?.../ так вот - ступени каменные, но лестница в крайне плачевном состоянии...

и я не уверен, что потомки через 500 лет её вообще застанут хоть в каком виде...{#}

Здравствуйте-здравствуйте, Игорь) Рада, что Вы ко мне на огонек)

Хто там у нас великомученическую лестницу строил? На кого потомкам пожаловаться?)))))

А вообще, интересно, что смогут сказать о нас через 500 лет, поизучав то, что о нас останется? Хотела бы я послушать))))) Обзовут, например, эпохой повального кариеса и перхоти (по пюзюрькам и тюбикам), или еще чего похуже{#}

МироДрев 25.11.2013

вопрос нашего наследия меня лично удручает - признаюсь честно...уж не замахиваюсь на Баальбекскую веранду...да даже на Кижи со ставкиркой в Боргунне...ведь реально ж ничего подобного не деется...стекло, бетон, пластик...уж второй раз за сегодня напишу здесь - "то ли лыжи не едут, то ли мне чёт печально...{#}"

хоооотяя, нет, неправ я - появляются и нонче махины-храмы...размером огромные, а в остальном...а в остальном не считаю возможным "задевать религиозные чувства"...{#}

но всё равно всё ведь хорошо будет, Светлана...НГ /у нас его почему-то принято прям посреди зимы отмечать правда.../, потом весна...а там глядишь и лето красное...{#}

то есть, Вас, батенька, больше всего имя волнует))) особенности климата, качество камня, количество проходящих в обуви с железными набойками, возможность восстановления глиняных полов, простите ступеней, и тому подобные вещи в голову не приходят?

МироДрев 26.11.2013

дважды мне от модератора приходили предупреждения за вполне корректные комментарии, поэтому впервые решил воспользоваться опцией "пожаловаться". с пометкой "хамство. провокация конфликта". если к вечеру Ваш коммент не снесут - с радостью отвечу {#}

Людмила, честно говоря, впала в глубокую задумчивость от Вашего комментария... Не потрудитесь ли объясниться, если, конечно, целью Ваших слов действительно не было задеть Игоря?

Я не люблю, когда пинают мою страну, ставят "в пример" кого-то там, далеко.

Светлана, я тоже была в задумчивости от реакции оппонента.

Может предложение подумать тождественно "задеть"? а обращене на "Вы" - хамство?

я не увидела в словах Игоря попытки очернить Отечество... мне кажется, вообще смешно его в этом подозревать))) речь шла о прошлых поколениях, оставивших богатое наследие, и о сомнительной потенции современности в смысле того же самого наследия... в качестве примеров прошлого приводятся, кстати, и Кижи - это то самое "далеко"? к тому же памятники деревянного (!) зодчества сравниваются с той самой злополучной совсем не деревянной лестницей{#}

вполне обоснованное противопоставление, Вам не кажется?

да, и что там про имя? чье имя Вы имели в виду?

МироДрев 26.11.2013

Светлана, спасибо) Я, пожалуй, пару слов скажу и больше здесь сорить словами не буду.

1. я не фанат кожи - так уж вышло, бывает) - но побольше бы таких публикаций. и удивительно, что так мало откликов... попса рулит, увы...

2. о злополучной лестнице. ежель кто её не видел - там проблема вся в том, что сделана она... как бы это помягче... в общем возможно не совсем руками делали. это не проблема материала и чего-либо еще. просто пофигу товарищам и на лестницу, и на больницу в целом.

сорри за флуд в теме

Всего Вам Доброго, п и ш и т е ещё {#}

zolotce52 (zolotce52) 25.11.2013

Светлана! Огромное спасибо за статью-мне как человеку интересующемуся историей, было очень интересно, тем более, что обычно я интересовалась с немного другой стороны-со стороны керамики и металлических изделий. Имею в своей коллекции застежки от одежды 15 века из оловянистой бронзы. Раньше действительно очень многое носили на поясе (обереги, кошели, сумки), прикрепляя к нему с помощью специальных металлических колечек, которые называются накладки на ремень (они у вас на фото есть). Среди них встречаются очень красивые. Но всегда интересно посмотреть и то, на чем все это когда-то было, на полноценное изделие. Спасибо! Это одна из моих накладок на ремень датируемая 13-15 веком.

Судя по фотографиям, накладки именно такой конфигурации были весьма популярны)

Давно не публиковала ничего в журнал, и потому только сейчас узнала, что оредактировать уже опубликованный материал нельзя{#}

Прошу прощения за не очень красивое положение текста и опечатки, и хочу уточнить, что в реферате Матехиной Т.С. рассматриваются археологические находки с территории Новгорода.

Raritet-me (rarities) 25.11.2013

С Великого Новгорода.

В смысле не с Нижнего ,у нас их два.{#}

спасибо) я как-то и не подумала, что тут могут быть разночтения - Нижний же никто не зовет просто Новгородом)

Патеева Елена 25.11.2013

Как интересно.Спасибо, что поделились. Утащила в избранное, почитаю поразглядываю еще.

И Вам спасибо) Текст старалась максимально сократить, чтобы не слишком громоздко было. Но все же совсем без пояснений не обойтись{#}

Очень интересная и познавательная статья, особенно для реконструкторов. Большое спасибо.

Благодарю) Но все же серьезные реконструкторы копают много глубже. Почитали бы Вы их форумы - они там досконально каждый лоскуток рассматривают, спорят про конструкцию, способы соединения деталей, способы декорирования и т.д. Даже пытаются хоть частично следовать хронологически-правильным методам обработки материалов. Этим нужно жить)))))

Да, я знаю - у меня дочь этим ОЧЕНЬ увлечена. Тевтонский орден.

Спасибо, очень интересно! Кошелек срезали, получается?

у меня тоже такая мысль была) но вряд ли мы узнаем)

Кстати, большинство находок на раскопах древних поселений находят в местах скопления различных бытовых остатков. Проще говоря - выброщенние на свалку старые либо испорченные вещи. Свалка как кладезь информации)))) Лет через 500 и наши свалки кто-то копать будет. То-то повеселится{#}

Очень интересно,спасибо{#}

Благодарю)