Культуру в массы - деньги в кассу!

Культуру в массы - деньги в кассу! | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

             Продолжение моей статьи-эссе "Искусство или ремесло..."

                 " Не следует смешивать художественное творчество с профессиональным мастерством ремесленника... художник творит, а ремесленник изготавливает свою продукцию... Работа художника непредсказуема, он стремится решить неразрешимую задачу, а работа  ремесленника подчинена определённым стандартам и основана на строгой регулярности, его цель заведомо осуществима". Х.В.Янсон, Э.Ф.Янсон (Основы истории искусств)

Художник в процессе творчества не задумывается о продаже своих работ (сужу по себе), для него главная цель создать что-то новое и "своё", в отличии от ремесленника, который в первую очередь думает о продаже (ничего зазорного в этом нет), хотя и тот стремится к новизне и "своему лицу" для повышения конкурентности товара и... своего эго. Художник, в широком понимании этого слова, будет творить всегда, независимо от коммерческого успеха, творчество для него внутренняя необходимость, средство самовыражения, релаксация и способ существования одновременно, живописец, например, на последние деньги (если они есть) купит краски и кисти. Ремесленник же сменит профессию, если не будет продаж, его творчество направлено на получение прибыли. Хотя ремесленник ремесленнику рознь: есть авторские работы, сделанные с любовью и  душой, а есть ширпотреб и конвейерное производство. Живописец - всегда автор, его картина индивидуальна и единственная, а вот работа ремесленника часто результат  процесса многих людей (например, мастер придумывает модель бус, потом через интернет выписывает готовые бусинки и собирает их, меняя их количество, цвет, размеры, "создавая" новые модели, вспомните детскую трубку-калейдоскоп) и производится и копируется  это до бесконечности, пока есть спрос, т.е. более прибыльна..., но лишена творчества из-за тиража.

Художник для создания работы должен уйти в ненормальное состояние, полностью погрузиться в творческий процесс, переделывая десятки раз (Пикассо для написания "Авиньонских девиц" сделал  более 500 эскизов), а ремесленник по готовому лекалу, сидя перед теликом, может спокойненько нанизывать бусинки или вязать макраме. Даже работа-заказ для ремесленника может быть просто  техническим копированием, а художнику сделать копию своей работы, когда он творил в трансе, а теперь подбирать колер иногда тяжелее, чем написать новую картину, я уж не говорю о написание по заказу портрета, это , вообще, отдельная тема!

Ремесленник- это тоже призвание, наиболее талантливые могут создать не просто хороший товар, но и произведение искусства, а художник это прежде всего состояние души, он в вечном поиске, его труд не всегда выдаёт высокое искусство, хотя он и стремится к этому: талант  у всех разный, да и распорядиться своим даром может далеко не каждый. Является ли созданное произведением искусства определяет искусствоведческая экспертиза и... время, а не сколько рынок, без которого тоже не как. Существует  даже понятие "некоммерческое искусство", а продаваться иногда может и то , что к искусству ни как не относится (на красноярской ярмарке ремёсел в соседнем павильоне мастер продавал до 50 предметов-украшений в день, вы можете представить, чтобы художник продал за день 50 своих работ?  На моей персональной выставке в музее было всего 30 картин). Хотя чего лукавить, украшения, в отличии от живописи, покупают в тысячи раз чаще (сравните, сколько в вашей семье куплено украшений и картин)  .  Да и вообще, продавать тоже надо  уметь: коммерсант это призвание  ( искусство продаж, арт-дилеры, арт-рынок) - без них художнику худо!

Для художника его стезя не всегда хлебосольная, история подтверждение этому, ведь он должен творить, в первую очередь, предметы искусства, а не товар, пользующийся постоянным спросом. Муза вдохновения - дама капризная. В отличии от ремесленника, свои труды и муки творчества превратить в доходное ремесло (извините за тавтологию) могут редкие художники. Чтобы быть в тренде - надо стать брендом! Культура массового потребления и рынок также диктует свои вкусы и правила: такая вот сермяжная правда получается.  Найти себя в творчестве и остаться самим собой, не смотря ни на что - труднейшая и важнейшая задача, наверно, для каждого художника, как не пафосно это звучит.  Конечно, это всего лишь моё субъективное мнение, крик души, свобода слова.

Меньше слов-больше дела. Дорогу осилит идущий: выше голову, товарищ, шире шаг! Перефразируя В.В. Маяковского, будем "Творить всегда, творить везде до дней последних донца, творить и ни каких гвоздей, пусть всем нам светит солнце!!!"искусство, ремесло, творчество, культура, рынок, художник

Комментарии (3)

картина "Художник, распятый на мольберте" (Щербинин С.В.), темпера, оргалит, 30*40см

Sordes 12.07.2015

у вас тоже весьма неоднозначная классификаци. ведь "состояние души" - понятие субъективное, и его сложно оценить. только сделать о нём некоторые выводы, исходя из поступков человека. но идея верная, хотя каждый конкретную работу нужно отдельно рассматривать. например часто сталкивалась с такой темой - на улице продают картины, и все они какие-то... одинаковые. потом узнала, что люди просто печатают на холст картинку из интернета, потом поверху делают несколько мазков, и, вуаля, готовая работа. они художники? ремесленники? по-моему, просто перепродают художественные материалы втридорога... а может быть они так зарабатывают, чтобы семью прокормить. и ночами рисуют шедевры. в стол. я например не продаю свои картины. только бижутерию.

Художник - это судьба, когда без творчества жить нельзя и от этого не уйти: и путь у каждого разный. Можно долго говорить на эту тему и всё равно её до конца не раскроешь. А по поводу копий картин да ещё принтером... это. конечно, "халтура", как говорят художники и её изготовители, безусловно, не художники, а обманщики, ориентированные на дурной вкус, доверчивость и низкую потребительскую культуру. Художнику тоже хочется кушать и творить -бывает он опускается до уровня "лебедей - русалок", но что он малюет - не искусство, а стремление выжить, хотя и ему должно быть стыдно за это.

Главное, чтобы жить в гармонии с самим собой, занимаясь творчеством. Всё пока - это бесконечная и непростая тема. Успехов Вам!