Свойства камней. Что нужно знать продвинутому покупателю

Для кого-то свойства не имеют значения, главное - внешняя привлекательность камня в украшении. Для кого-то - долговечность кольца или серег является большим плюсом при выборе. Я не буду рассказывать о магических свойствах камней, об их воздействии на здоровье человека и прочих чудодейственных вещах. Оставим это магам. Говоря о свойствах камней, я имею ввиду более приземленные качества, которые напрямую влияют на их внешний вид. Например, твердость. Но и не только ее.

От твердости зависит, как камень царапается и, следовательно, как украшение с этим камнем носить и как хранить.

Существует несколько методов определения твердости, один из самых популярных – шкала Мооса. Она предложена в 1811году немецким минералологом Фридрихом Моосом.

Значения шкалы от 1 до 10 соответствуют 10 достаточно распространённым минералам от талька до алмаза. Предназначена для грубой сравнительной оценки твёрдости материалов по системе мягче-твёрже. Относительная твёрдость определяется методом царапания и не имеет никаких других количественных определений.

Тврдость по Моосу

Эталонный минерал

Абсолютная твёрдость

Обрабатываемость

Другие минералы с аналогичной твердостью

1

Тальк (Mg3Si4O10(OH)2)

1

Царапается ногтем

Графит

2

Гипс (CaSO4·2H2O)

3

Царапается ногтем

Галит, хлорит, слюда

3

Кальцит (CaCO3)

9

Царапается медной монетой

Биотит, золото, серебро

4

Флюорит (CaF2)

21

Легко царапается ножом, оконным стеклом

Доломит, сфалерит

5

Апатит (Ca5(PO4)3(OH-,Cl-,F-))

48

С усилием царапается ножом, оконным стеклом

Гематит, лазурит

6

Ортоклаз (KAlSi3O8)

72

Царапается напильником

Опал, рутил

7

Кварц (SiO2)

100

Поддаётся обработке алмазом, царапает стекло

Гранат, турмалин

8

Топаз (Al2SiO4(OH-,F-)2)

200

Берилл, шпинель, аквамарин

9

Корунд (Al2O3)

400

Сапфир, рубин, карбид вольфрама

10

Алмаз (C)

1600

Режет стекло

Эльбор

В зависимости от свойств камней, уход разный. Одни можно протирать спиртом, другие от этого потеряют свой цвет. Что не рекомендуется делать в любом случае:

– распылять парфюм на украшения с камнями. Сначала наносите косметику и парфюм, потом надеваете украшения.

- ходить в спортзал и в украшениях. Многие категорически не переносят пот.

- делать уборку в крашениях. Смотри пункт выше.

- принимать душ, ходить в бассейн. Хлорка камням не друг.

Флюорит

Твердость по шкале Мооса – 4.

уход за украшениями

Как вы поняли из таблички выше, очень популярный сейчас камень флюорит подвержен даже незначительным механическим воздействиям. Глянцевую (зеркальную) полировку «держит» плохо. Из чего следует, что ни в коем случае его нельзя хранить с другими украшениями. Как же продлить блеск флюорита? Я не являюсь экспертом по камням и могу только скомпилировать нужную информацию в одной статье. Первоисточники – специалисты, которым я доверяю.  Вот, например, советы по уходу за флюоритом и опалом взяты из блога Марка Gems4u (Gemstoneskiosk).

1. Протирать очень нежно, без усилий, влажной бархоткой. Влажная протирка полированной поверхности восстановит ее яркость и блеск.
2. Не ронять флюорит на твердую поверхность - он может очень легко расколоться.
3. Не подвергать флюорит воздействию температур ниже 5 градусов и выше 40 градусов.

Опал

Твердость по шкале Мооса 5,5—6

уход

Покупателям благородных опалов (а любителей этих камней становится все больше) нужно помнить несколько важных моментов: 
1. При условии, что продавец продает действительно полноценные природные опалы, а не их симуляции, не дуплеты и триплеты, нельзя, а точнее - вообще невозможно предъявлять продавцу претензии о том, что игра цвета полученного камня отличается от видимой на фотографии. При фотографировании опалов создаются почти идеальные условия для максимальной опалесценции, кроме того - визуальный эффект зависит от угла зрения. Чтобы увидеть точное повторение рисунка, как на фотографии, необходимо смотреть на камень с той же дистанции, из той же точки, что и объектив камеры. При этом обязательным условием остается идентичное освещение, ну и чувствительность глаз наблюдателя тоже желательно поднять до уровня матрицы фотоаппарата. 
2. Для долговременного наслаждения красотой опалов нужно уметь правильно с ними обращаться. Хранить опалы желательно в закрытых боксах, что позволяет сохранять постоянную температуру и влажность атмосферы внутри бокса. Опалы не любят переохлажедния ниже 0 градусов, не любят перегрева, и очень не любят долгое время оставаться под прямым солнечным светом, особенно - летним... 
3. На рынке в продаже имеется очень много опалов, игра цвета которых усилена и зафиксирована благодаря пропитке камней бесцветным природным маслом (практика очень частая для австралийских опалов, но пока не зарегистрированы подобные случаи обращения с эфиопскими и суданскими опалами). Масло имеет особенность медленно испаряться из таких камней благодаря высокой пористости опалов, причем, что естественно, чем выше постоянная температура окружающей среды, тем быстрее масло испаряется, а опал "выцветает". Это неприятно для владельца, но горю можно помочь даже в домашних условиях. Достаточно иметь натуральное, лучше всего - кедровое или конопляное масло и герметически закрывающуюся кастрюлю-скороварку. 
4. Для африканских опалов в случае их пересушивания или наоборот - переувлажнения камню надо провести полноценную водную процедуру, замочив его на сутки в чистой, очень желательно - дистиллированной воде, и потом просушить при комнатной температуре. В абсолютном большинстве случаев, если не произошло разрушения "активных слоев" повышенной температурой или внешним химическим воздействием, игра цвета полностью восстановится.

Лунный камень (адуляр)

Твердость по шкале Мооса 6 — 6,5

натуральные камни

Лунный камень (адуляр) — полупрозрачный голубовато-серебристый шпат. Редкий минерал. Свое название получил благодаря перламутровому отблеску с голубым или нежно-синеватым переливом, напоминающий лунный свет нежно-молочного цвета. Встречаются также камни светло-желтого цвета. Основные месторождения лунного камня находятся в Индии, США, Бирме, Австралии и Бразилии. Однако самыми лучшими считаются лунные камни из Шри -Ланки. Лунный камень является весьма хрупким минералом, легко поддается деформации, поэтому очень важно следить, чтобы на поверхности лунного камня не образовывались царапины, вмятины и сколы.
Лунный камень также чувствителен к бытовой химии, температурным изменениям и любым внешним механическим воздействиям. Очистка лунного камня производится в очень мягких, щадящих условиях.
Перед началом очистки необходимо проверить украшения с лунным камнем, чтобы исключить возможность выпадения камня из зажимов. Лунный камень и украшения из него кладут в емкость с теплой водой, добавив туда немного мягкого мыла или жидкости для мытья посуды. После того, как камень полежал в мыльном растворе пятнадцать-двадцать минут, его начинают аккуратно и тщательно чистить мягкой губкой или щеткой.
Особое внимание следует уделять местам соприкосновения камня с металлом.После "ванных процедур" лунный камень следует насухо вытереть мягкой тканью, а кусочком бархата можно придать ему больше блеска.

Лабрадор (лабрадорит)

Твердость по шкале Мооса 6,0 — 6,5

Лабрадор – был открыт в XVIII веке миссионерами немецкой общины полуострова Лабрадор в Канаде. Чуть позже крупное месторождение лабрадора было найдено в России – в окрестностях Петербурга в 1781 г. при строительстве дороги из Санкт-Петербурга к царскому дворцу в Петергофе обнаружили валуны с лабрадором. Петербургская знать начала носить кольца и перстни с этими камнями. Лабрадор отличается красивой игрой цветов, а его темная разновидность, сверкающая синевой, называется черным лунным камнем. Богатейшие месторождения лабрадора позже были открыты и на Украине. Причем его оказалось так много, что он обесценился, перешел в разряд облицовочных камней и применялся потом для облицовки станций метро и многих монументальных зданий. Очень красивые лабрадоры добывают в Финляндии и на Мадагаскаре (мадагаскарский лунный камень). Лабрадоритом называется порода, из которой добываются камни – лабрадоры. Камень довольно прочный, ему подойдет чистка как для группы кварцев.

Гранат

Твердость камня по шкале Мооса 6 — 7

Гранат (от лат. «granatus» — зерно, крупинка) — минерал состоящий из кремневой кислоты и окислов металлов. По форме напоминает зерна граната, отсюда и название. Те минералы, которые чаще всего продают под названием гранатов – это два минерала из группы, альмандины и пиропы. Альмандин – самый популярный из гранатов, назван так по местности в Малой Азии, где был обнаружен. Цвета – от красного до коричневого, встречается фиолетовый отлив.
«Пироп» значит «подобный огню», минерал темно-красного цвета. Его находят в основном в породах богатых магнием. Как и альмандин, относится к полудрагоценным камням.
Другие разновидности граната встречаются главным образом в минералогических коллекциях: уваровит (зеленый), гроссуляр (светло-зеленый, цвета плодов крыжовника), андрадит (бурый), спессартин (розовый, желто-бурый). Некоторые «гибриды» граната с другими минералами имеют собственные названия: родолит (пироп и альмандин), гессонит (гроссуляр и андрадит) и другие. Гранату нужно периодически давать отдыхать, он нуждается и в том, чтобы находиться подальше от постоянного попадания солнечных лучей. Несмотря на то, что гранату часто взаимодействовать с водой нельзя, чистить гранат с помощью воды можно. Для этого можно приготовить мыльный раствор, окунуть в него изделие с камнем и некоторое время подождать. Затем нужно мягкой тряпочкой протереть и камень и снова прополоскать. Можно использовать также специальную щеточку для чистки ювелирных камней. Можно чистить гранат солью – морской либо обычной. Для этого в теплой воде нужно развести соль, затем дать раствору остыть и окунуть туда украшение с камнем. Желательно, чтобы гранат остался в воде на некоторое время и только потом его можно ополоснуть в холодной воде.

Турмалин

Твердость минерала по шкале Мооса 7,5

Турмалин (от сенигальского «turamali» — разноцветный) — хрупкий камень, относящихся к бороалюминсиликатам. Турмалины встречаются в России, Бразилии, Шри-Ланке, Канаде, Бирме, США, Индии и Афганистане. Турмалин имеет полезные свойства, которые применяют в микроэлектронике и в медицинских приборах. Обработанный камень выглядит очень привлекательно и не требует специального ухода. Чистят его не слишком часто. Для это используется теплый мыльный раствор и мягкая тряпочка. Паровая и ультразвуковая обработки не допускаются. Рекомендуемая частота «моек» – раз в 2-3 месяца.

Кварцы

Твердость минерала по шкале Мооса 7

Наиболее распространенный в природе минерал. Цитрин, горный хрусталь, раухтопаз, рутиловый кварц, яшма, розовый кварц, аметист, халцедон, сердолик, хризопраз, агаты.

Кварц – двуокись кремния. Его название произошло от немецкого слова quarz, происхождение которого на сегодняшний день остается невыясненным. Кроме того, этот минерал и его разновидности известны как мексиканский алмаз, ежиный камень, камень Тамерлана, стрелы Амура, волосы Венеры. Чистый кварц бесцветен и прозрачен, словно вода. Этот минерал присутствует в составе множества горных пород и образуется в природе в самых разнообразных условиях.

Камни этой группы достаточно прочные. Можно пробовать чистить раствором лимонной кислоты, можно чистить ультразвуком.

Бирюза

Твердость по шкале Мооса 5—6

Бирюза (от пер. «фируза» — камень счастья или «пируз» — одерживающий победу) является водным гидратированным фосфатом алюминия и меди. Это непрозрачный камень амфорной структуры небесно-голубого, голубовато-синего, голубовато-зеленого, яблочно-зеленого цвета. Также встречается бирюза с пятнистой окраской и с коричневыми полосками. Наиболее высоко ценится бирюза небесно-голубого цвета. Крупные месторождения бирюзы — Иран, Афганистан, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Египет, США, Австралия, Аргентина. Цена бирюзы около 10 $ за карат.  Камень мягкий, легко царапается. Изделия с природной бирюзой не рекомендуется мыть, влага ей противопо­казана, т.к. бирюза очень гидроскопичный минерал и от воздействия влаги она может поменять цвет. Изделия с бирюзой следует очищать сухой замшей, фланелью или шерстяной тканью. Бирюза неустойчива к косметике (кремам, духам), поту, маслам. При мытье рук кольца с бирюзой лучше снимать. Окраска бледнеет при длительном воздействии солнечного света. При нагревании до 25 С бирюза приобретает невзрачную зеленую окраску - потому лучше ее огородить от прямых солнечных лучей. На солнце она медленно обесцвечивается, поэтому средний срок жизни камня не превышает двадцати лет. Если бирюза потеряла блеск, позеленела, значит, жизнь ее завершена, и говорят, что она "умерла".

Жемчуг

Твердость по шкале Мооса 3,5—4,5

Жемчуг — минерал класса органических соединений, округлой или неправильной формы. Образуется в раковинах моллюсков, результате отложения слоев арагонита (карбоната кальция) вокруг инородного тела чаще всего песчинки. В основном жемчуг добывают в Красном море, в Персидском заливе, в Японии, Шри-Ланке. Пресноводный жемчуг добывают в России, Германии, в США, Китае. Очень капризный камень.

На жемчуг отрицательно влияют четыре главных фактора: высокая температура, повышенная влажность, значительная яркость света и загрязненность воздуха. В жемчуге присутствует органическое вещество, которое может высыхать и разлагаться, поэтому жемчуг имеет определенный срок жизни, затем он тускнеет, расслаивается, разрушается. Однако при правильном хранении жемчуг не теряет своей красоты в течение многих сотен лет. Прежде всего, чтобы жемчуг не старел, его необходимо носить. Если человек постоянно или хотя бы достаточно часто носит на себе украшения из жемчуга, они подвергаются непрерывному воздействию потовых желез (пот имеет слабокислую реакцию). Это значительно замедляет процесс обезвоживания жемчуга и способствует растворению выветренных его слоев, которые постепенно удаляются, а жемчужина сохраняет свой блеск. Изделия из жемчуга требуют особенно бережного ухода. Камень следует оберегать от нагрева и открытого пламени (так как он содержит два процента воды, то он может потрескаться и потерять свой блеск). Берегите его от воздействия кислот, абразивов, испарений и косметических средств. Ювелиры чаще всего «оживляют» жемчуг, обрабатывая его слабым раствором соляной или уксусной кислоты. В домашних условиях жемчуг чистят в слабом мыльном растворе. Не следует хранить жемчужины в слишком влажном и сухом месте, долго держать их на солнечном свете. Перед купанием украшения из жемчуга рекомендуется снимать. Следует избегать попадания на жемчуг духов, масел, клея. Рекомендуется связывать узелки на нитке между отдельными жемчужинами, чтобы предохранить их от соприкосновения друг с другом. Нитку, на которую нанизан жемчуг, надо менять каждые 2-3 года.

 Янтарь

 Твердость по шкале Мооса 3 — 4

Янтарь — ископаемая смола, органический минерал. В состав янтаря входит углерод, водород, кислород и небольшое количество серы и золы. Встречаются разные оттенки янтаря: от бледно-желтого до ярко-золотистого. Янтарь является амфорным минералом, т. е. не имеет кристаллического строения.  Янтарь очень хрупкий камень, который, кроме того, горюч. 
Основная часть добычи янтаря (около 70 %) приходится на территории России и Прибалтики. Янтарь требует особо бережного обращения, как и все ювелирные камни и украшения. Янтарь, как и другие органические камни, например, перламутр, гагат, жемчуг и т.д., а также пористые, такие, как бирюза, панически боятся любой самой слабой химии, поэтому их рекомендуется промывать чистой водой, протирать для блеска мягкой тканью, а также не хранить на солнце и.т.п.
Янтарь - это окаменевшая смола, которая привыкла к воде. Правда сейчас появляется множество всяких имитаций чистого янтаря, т.е. это различные виды прессованного или литьевого. Если ваш камень потерял блеск путем не правильного ухода - исправить можно только путем механической полировки. Рекомендации - обязательно у ювелирного мастера, который уже имел дело с полировкой янтаря!

Комментарии (9)

Надо иметь ввиду, что хрупкость и твердость- разные вещи, например, изумруды являются достаточно хрупкими камнями, сложными в закрепке. Очень многие камни нельзя подвергать ультразвуковой чистке ( в т.ч. те же изумруды).

А почему жемчуг боится повышенной влажности , если проблема- его обезвоживание?

Видимо, он боится всего - и пересушивания, и переувлажнения... камень такой.

Говоря о твердости, я имею ввиду устойчивость к царапинам.

А для определения хрупкости есть понятие "плотность камня".

Изумруды являются хрупкими из-за наличия большого количества микродефектов. Под плотностью в данном случае подразумевается изменение плотности минерала относительно теоретической из-за наличия дефектов?

причин хрупкости не знаю, не изучала. Тут лучуше спросить геммологов. Мне кажется, причины могут быть разные.

Наташа 19.11.2013

Очень интересная и нужная информация о камнях. Спасибо

Джонигалерея 19.11.2013

Спасибо, очень важная информация! И хотя у меня есть книги по камням, с удовольтвием прочитала! ))

Рада, что это было полезным...

Полезная информация, СПАСИБО!!!

Пожалуйста!