Традиционная вышивка: знакомство с пудожским крестом

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Традиционная вышивка: знакомство с пудожским крестом | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Мое знакомство с пудожским крестом состоялось благодаря книге "Народная вышивка Пудожья" О. И. Бакировой и В. М. Мининой. Но данный мастер-класс — не обработка соответствующего раздела книги, а описание моего личного опыта. Фотографии я тоже выполняла сама (заранее прошу прощения за их качество, фотографирую пока плохо). Хотя в теоретической части без ссылок на книгу все-таки не обойтись.

Итак, что такое "пудожский крест"? Как отмечают авторы, это локальная, характерная для Пудожского района, разновидность вышивки крестиком. В этой вышивке стежки идут параллельно нитям утка и основы (в отличие от косого крестика). То есть это прямой крестик. Но и от классического прямого крестика пудожский крест тоже отличается — благодаря особому порядку расположения верхних стежков. Верхние стежки крестиков расположены не в одном направлении, и не хаотично, а в строгом порядке: по основе — по утку — по основе и так далее. Пудожским крестом вышивались в основном диагональные (ромбические) орнаменты, то есть такие узоры, в которых большинство линий лежит под углом в 45 градусов. Узоры вышивались чаще всего линиями шириной в два крестика, реже — в один крестик. В линиях в один крестик верхние стежки образуют четко различимый зигзаг, а в линиях в два крестика — цепочку ромбиков. На изнанке при этом образуется затейливый узор из косых стежков. Ну вот, с теорией покончено, приступим к практике.

О. И. Бакирова и В. М. Минина предлагают называть пудожские крестики (в зависимости от направления первого стежка от точки начала) — крестик вверх, крестик вниз, крестик влево и крестик вправо. Но на мой взгляд, достаточно двух названий — вертикальный крестик и горизонтальный крестик (также по направлению первого стежка).

Выполним первый вертикальный крестик. Вообще, вышивку лучше начинать всегда с одного и того же крестика, чтобы не путаться. Выводим нитку на лицевую сторону, пропускаем одно отверстие канвы вверх и вводим иглу в следующую дырочку:

вышивка

Выводим нить на изнанку. Первый стежок готов.

вышивка крестом

Затем выводим нить на лицо в середине справа от нашего стежка:

пудожский крест

Заканчиваем первый крестик:

традиционная вышивка

Далее определяемся, куда пойдет наша линия. Допустим, нам нужна линия вверх и налево. Выводим иглу на лицевую сторону в верхнем конце вертикального стежка предыдущего крестика.

русская вышивка

Затем выполняем горизонтальный стежок влево, через одну дырочку:

ручная вышивка

Выводим нить на лицо в левом конце горизонтального стежка предыдущего крестика:

И выполняем вертикальный стежок — заканчиваем второй крестик:

Легко догадаться, как по аналогии отвести линию от первого крестика вверх и вправо, вниз и влево, вниз и вправо. Так можно продолжать столько, сколько нужно. Необходимо только следить за очередностью вертикальных и горизонтальных стежков. К примеру, наш участок узора по длине равен 8 крестикам:

А вот как вышивка выглядит с изнанки:

Теперь сделаем второй ряд крестиков — вниз и вправо. После конечного горизонтального крестика предыдущего участка выполняем вертикальный крестик, но стежок кладем не вверх, а вниз.

Продолжаем дальше, следя за очередностью крестиков. Должно получиться вот так:

С изнанки узор будет такой:

Чтобы наша вышивка выглядела аккуратнее, внизу можно добавить половинки крестиков. Тоггда нижняя линия будет ровной. Вот как выполняется половинка горизонтального крестика:

Далее нитку выводим в середине горизонтального стежка:

Добавим еще одну половинку горизонтального крестика:

С изнанки будет так:

То есть на изнанке появились прямые стежки. Иногда они необходимы :) Вообще-то, половинки крестиков лучше делать сразу, в начале вышивки. И еще совет — не стоит вышивать черными или темными нитками, глаза устают очень сильно.

P. S. Это мой первый мастер -класс, так что не судите слишком строго :)

Комментарии (12)
Оксана 07.02.2015

Благодарю!

СусЕка 25.11.2013

Благодарю за мастер-класс!)

Safara 24.11.2013

Спасибо Татьяна. Как раз искала вышивку крестиком для войлочного шарфа, но не знала как правильно вышить чтобы была аккуратная изнанка. Спасибо.

Ну, аккуратность изнанки больше зависит от мастерства вышивальщицы, чем от техники. При косом крестике тоже можно все кончики так заделать, что ничего видно не будет. Хотя у меня не всегда получается image

Спасибо всем, кто оценил мой первый мастер-класс, несмотря на ужасное качество фотографий. Мне очень хотелось поделиться со всеми новой информацией - ведь не все могут купить книгу. Она не из дешевых, да и тираж маленький.

три сестры 19.11.2013

Татьяна, спасибо! Очень интересно было узнать про этот вид вышивки!

Очень интересно, спасибо!
Никогда раньше не слышала о таком виде вышивки.

Татьяна, а вы что-нибудь знаете об обережных вышивках, выполненных именно таким крестиком?

Этот вид вышивки существовал только в Пудожье. По крайней мере, так утверждают авторы книги image А вообще странно. Очень интересная, рельефная вышивка получается. Почему этой техникой не пользовались в других районах, непонятно. Может, потому что она несколько сложнее... Насчет традиционных обережных узоров для этой техники, их не так много. В книге всего три варианта. Но мне кажется, пудожский крестик подходит для любых диагональных узоров, особенно для свастических.

Спасибо, Татьяна! Как делать крестик, все очень понятно)) Удачи в освоении фотонауки)))

И вам спасибо за отклик!

Главное, что всё понятно )) Татьяна, спасибо Вам ))))

Татьяна (ArtistTa) 19.11.2013

Фотки - ай-ай-ай!

Рубрики мастер-классов