Что говорит закон о возврате товаров ручной работы?

Что говорит закон о возврате товаров ручной работы? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Время от времени на нашей Ярмарке Мастеров всплывают вопросы как мастеров, так и покупателей на тему: "Как вернуть товар продавцу?" и "Что должно быть первым: отправка товара или возврат денег?".

Я не юрист, но у меня возникло сильное желание разобраться с этим вопросом хотя бы в рамках двух основных законов торговли — Закона о Защите прав потребителя и Гражданского кодекса.
Любой мастер, работающий на торговой площадке Ярмарка Мастеров, попадает под определение дистанционной торговли. Определение дистанционной торговли довольно четкое и в Законе о защите прав потребителя, и в Гражданском кодексе, и в международном законодательстве:

"продажа товаров дистанционным способом"  — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Что же нам говорит статья 26.1 Закона о защите прав потребителя о возврате товара при дистанционной продаже (готового изделия надлежащего качества):

4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца."

Говоря проще, у изделия должны быть сохранены бирки, оно не должно быть деформировано или испачкано при попытке примерить. Если изделие запечатывается в фабричную одноразовую блистерную пленку (к ручной работе не особо применимо, но вдруг?), ее вскрытие автоматически означает нарушение товарного вида.

Что касается документа, подтверждающего оплату или другое доказательство факта покупки изделия у конкретного продавца. Ими могут служить: банковский чек о переводе на счет, переписка в процессе покупки, почтовый пакет или коробка с адресом и ФИО мастера, фирменные логотипы  на упаковке или самом изделии.

"При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования."

Тут вроде бы все просто: изделие надлежащего качества, но покупателю не нравится, к примеру, цвет — покупатель доставляет изделие продавцу (или продавец сам организует доставку товора обратно) и получает возврат суммы покупки за исключением суммы доставки. При этом у покупателя есть 7 дней для составления претензии, а у продавца есть 10 дней для возврата денег с момента получения претензии.

Но многие покупатели заказывают вещь по индивидуальным меркам или с именными надписями. Как быть в таком случае? В таком случае закон однозначен (все та же статья 26.1 о дистанционной торговле):

"Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем."

Теперь попробуем разобраться, что должно быть раньше? Возврат денег или возврат товара?

В законе нет прямого указания по этому вопросу. Оговорен лишь срок для возврата уплаченной суммы.

Смотрим опять статью 26.1 Закона о защите прав потребителя:

"При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования."

Но при этом, как уже отмечено ранее, продавец должен убедиться, что товар не поврежден и имеет товарный вид.
Получается, что покупатель должен сначала вернуть товар, и только потом продавец обязан вернуть сумму покупки.

При возврате товара ненадлежащего качества действует тоже самое правило с учетом одного нюанса: расходы за доставку товара лежат на продавце (статья 503 Гражданского кодекса).

В законе не указано, каким образом должна быть осуществлена доствка в столь сжатые сроки при условии работы с почтой. Мое мнение — покупателю достаточно предъявить почтовый чек, фотографию и опись вложения в посылку, заверенное печатью и подписью сотрудника почты, принявшего посылку. Эти же документы помогут при разбирательстве с почтой, если товар будет поврежден или утерян во время пересылки.

Еще раз повторюсь, что я не юрист и не могу сказать, что моя трактовка законодательства 100% правильная. Буду рада выслушать комментарии специалистов.  :)

Комментарии (162)
Matryoshka-doll 15.04.2017

Девочки, теперь и я с вопросом. А если мастер не ИП, каким законом регулируется сделка?

Доргие мастера, а как быть, если человек заказал картины, внес предоплату 40%, а когда получил фото картин, отказался от них и просит вернуть деньги? Я месяц работала над этими темя картинами, картины готовые сейчас продаются очень плохо, ранее отказные картины продала за полцены, сдуру сначала отдав деньги заказчице, так как она писала гадости и мне и в отзыве... Что делать сейчас?, я в минусе, второй раз на те же грабли наступать неохота...

Спасибо за полезную информацию! Думаю ненужно печалиться, а нужно подстраховаться){#}

Доброго времени суток! А если после предоставления некачественного товара (при попытке связаться с ним) мастер блокирует доступ и сворачивает магазин, тогда как поступать?{#} Деньги потрачены, немалые... Мастер не из России даже... Какой закон здесь действовать будет?

С иностранными продовцами-физическими лицами сложнее. Если речь идет о том, что покупатель из РФ приобретает товар у мастера из другого государства, то можно посмотреть через какой банк осуществллась оплата. Может можно будет сказать, что договор заключался на территории РФ и применению подлежит соответственно законодательство России. А вообще если Вы через банк платили, то можете узнать куда ушли Ваши деньги, и таким образом попытаться выйти на продовца.

Радужное Мыло 08.03.2015

Ну вот, запугали. Сделала заказ для работников налоговой службы, да ещё и визитки дала. Караул, я больше так не буду!

Всех с праздником!

Ого, девочки, какие вы умные все! А я читаю и ничего не понимаю...

Всех мастериц от души поздравляю с Прекрасным весенним праздником 8 МАРТА!!!

L a r i s a 07.03.2015
Спасибо, Андрей! Вы как раз вовремя: У нас только что наступило 8 марта. :-)

ДА-да! ))) Оно уже и у нас тоже наступило! Спасибо Андрей! ))

Девушки дорогие - молодые - красивые - счастливые - любимые !!! С весной поздравляю!

Будьте собой! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ! {#}

Юлия (dakata) 08.03.2015

Спасибо, Андрей!

Показать еще