Снова о времени или Истинно творческие люди очень часто говорят «нет»

Снова о времени или Истинно творческие люди очень часто говорят «нет» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В обсуждениях одной из публикаций здесь на сайте, было высказано много мнений о том, что творчество - это такой вид деятельности, который позволяет заниматься всеми домашними делами, семьей, и при этом еще и приносит радость и кой-какой доход... Покопавшись в интернете нашла интересную статью на эту тему.

Однажды некий профессор психологии из Венгрии написал нескольким известным творческим людям письма с просьбой дать ему интервью. На самом деле, это был эксперимент, целью которого было выяснить, какими именно словами эти люди откажут ему в интервью.

Питер Друкер, известный теоретик менеджмента, написавший не одну книгу, ответил так:

Я не верю в творчество, но верю в продуктивность. И один из её секретов состоит в том, что нужно завести ОГРОМНУЮ корзину для макулатуры и складывать в неё ВСЕ приглашения, вроде вашего. Продуктивность состоит в том, чтобы не делать абсолютно ничего, что помогает другим людям в их работе, а посвятить всё своё время тому делу, умением делать которое вас наградили высшие силы. И делать это дело нужно хорошо.

Секретарь писателя Сола Беллоу:

Мистер Беллоу сообщает, что несмотря на свой возраст, он до сих пор остаётся творческим, в том числе и благодаря тому, что не позволяет себе быть частью исследований других людей.

Фотограф Ричард Аведон:

Простите, у меня осталось слишком мало времени.

Секретарь композитора Дьёрдя Лигети:

Он творческая личность, а потому очень загружен работой. Таким образом, причина, по которой вы хотите взять у него интервью, одновременно является и причиной того, что он не может помочь вам в этом вопросе. Он также добавляет, что не может ответить на это письмо лично, так как отчаянно пытается закончить скрипичный концерт, премьера которого состоится осенью.

Профессор-исследователь написал 275 творческим людям и треть из них ответила отказом на его просьбу, ссылаясь на нехватку времени. Ещё одна треть и вовсе ничего не ответила. Причиной тому, скорее всего, также была нехватка времени и отсутствие секретаря, который мог бы написать письмо.

Время — расходный материал для человека творческой профессии. Выкиньте из головы всю магию и мифы, которыми обрастает творчество, и останется работа в чистом виде: работа над тем, чтобы стать экспертом и в теории, и в практике, работа по поиску решений проблем, а затем проблемы с этими решениями, пробы и ошибки, работа над своим мышлением и самосовершенствование. И, наконец, процесс созидания, который потребляет время и энергию. Целый день, каждый день. Нет ни выходных, ни отпусков. Созидание — это не момент. Это привычка, принуждение, одержимость и призвание. Это то, что диктует всем создателям, как им проводить своё время. Не верьте тому, что вам говорят, и тому, что вы читаете. Правда одна — все творческие личности тратят всё своё время на свою работу.

Так вот умение сказать «нет» значит для творческого человека куда больше, чем идеи, взгляды и талант вместе взятые. «Нет» охраняет время, которое необходимо для созидания. Математика времени проста: у вас его меньше, чем вы думаете, а надо вам куда больше, чем вы предполагаете. Но нас не учат говорить «нет». Нас учат НЕ говорить «нет». «Нет» — это грубо. «Нет» — это отпор, опровержение, незначительный акт словесного насилия. «Нет» нужно говорить наркотикам и незнакомцам, предлагающим конфеты.

Творцы мыслят другими категориями. Они не думают, сколько времени займёт то или иное мероприятие, они думают о его творческом эквиваленте. Интервью, ответ на письмо, поход в кино, ужин с друзьями, вечеринка, последний день лета… Если не сказать этому «нет», насколько меньше можно успеть сотворить? Эскиз? Строфа? Абзац? Эксперимент? Двадцать строк программного кода? Однозначно можно сказать, что любое «да» существенно сокращает количество времени, посвященного творчеству. А ведь его и так очень мало.

И творцы знают это. Они знают, что мир полон незнакомцами с конфетам, которым нужно ответить «нет». Они знают, как это сделать, и они знают, как болезненны последствия многих отказов. Вот что писал Чарльз Диккенс, отказываясь от предложения друга увидеться с ним:

Всего на полчасика, это только во второй половине дня, на один вечерок — так говорят мне снова и снова, приглашая куда-то, но они не знают, что невозможно иногда заставить себя не думать целый день и не волноваться о предстоящем мероприятии, даже если само оно будет длиться всего минут 5. Тот кто решил посвятить себя искусству, должен отдаться ему полностью, и в нём искать компенсацию всему остальному. Я огорчен тем, что вы будете подозревать меня в нежелании видеть вас, однако я должен следовать выбранному мной пути во чтобы то ни стало.

Слово «нет» оставляет творческих людей в стороне от многих событий, делает их в глазах других людей скучными, невежливыми, недоброжелательными, эгоистичными, безразличными, не компанейскими, одинокими и так далее, и так далее… Но «нет» — это та кнопка, которая позволяет им оставаться включенными в свою творческую деятельность.

Комментарии (132)
Анна Ру 30.09.2014

Ой, как все правильно написано! А то я уже думала, что со мной что-то не так-всякие пустяки с подружками не обсуждаю, от некоторых пустых вечеринок отказываюсь, я постоянно в делах аки пчела и учусь говорить "нет" тому, что мне не интересно.

Спасибо за статью! Нас таких много{#}

Прям как крик души - так близко к сердцу все это! Действительно каждый день сталкиваешься с выбором - провести вечер с друзьясм, или еще чуть-чуть поковыряться, лечь пораньше или доделать начатое, но вставать на работу в состоянии зомби...

И так приятно, что есть "такие же сумасшедшие"...

Спасибо Екатерина, за такую добрую статью!

Пожалуйста) Сумасшедших, как оказалось, ой как много)))

это как мне рассказывали. В одном офисе, мелкую работу всегда пытались спихнуть на кого-нибудь. И вот, подходят к одной, и быстро так: "Ой, пожалуйста, распечатай вот это и отдай тому-то". А она: "Я бы с радость, но не хочу :-)"... уметь говорить "нет" - это целое ускусство!... и не только в творчестве)

Интересно было бы посмотреть на лицо того, кому она так ответила {#}

Великолепно сказано и все про меня,{#} увы Нет времени прочитать комментарии, но ставлю Нравится и забираю в Избранное, чтобы дать прочитать своим близким и друзьям, для того, чтобы они чуточку лучше поняли, почему Я ТАКАЯ.{#}

Очень хорошая статья. Заставляет задуматься. Мое творчество только сейчас начинает становиться работой, но уже сейчас понимаю, что полностью погружаяясь в него, я пропускаю много интересного вокруг. И посиделки с друзьями очень и очень важны. Ведь они тоже вдохновляют, в разговоре кем-то брошенная фраза, мысль может натолкнуть на идею.

Главное, как всегда найти золотую середину. А это ох, как сложно. Раньше я говорила себе, что ни одна работа не должна мешать моей семье, общению с ребенком и мужем. И вот сейчас я стала понимать, что противоречу самой себе. Работа, которая мне безумно нравится, порой поглощает меня настолько, что я общаюсь с дочкой только тогда, когда читаю ей сказки на дневной и ночной сон. А это неправильно. Вот и ищу я ту золотую середину, которая устроила бы всех. )

Спасибо за публикацию, заставляет лишний раз задуматься.

Рада быть полезной))))

спасибо автору за статью! Близко! Но все же в жизни обязательства перед семьей часто перевешивают. Ладно муж-неумеха, он в конце-концов человек взрослый. Но у меня две девочки, одна школьница-отличница, другая еще даже не в яслях... И что, сказать им нет? Вот и жду часами волшебных моментов, когда смогу присесть к швейной машинке... Поиграть, накормить, вгулять -когда же, когда?!?! - продукты, обед, встретить из школы -ну когда?!? - убрать, уложить - и ура!!! Буквально на час... Сном не пожертвуешь, и так по 5 часов сплю... Ничего, на пенсии пошлю всех к черту, и..... Ухх...

Поручить старшей дочке заботы о младшей {#} у меня подруга есть, у нее мальчишке старшему 7 лет. Он маленькую и покормит, и помоет, и поиграет))

Показать еще