Обновление пароля

 >  >  >  > Знакомьтесь, черно-белая Алиса или не Тенниелом единым

Знакомьтесь, черно-белая Алиса или не Тенниелом единым

Виды творчества:   Разные виды творчества
Знакомьтесь, черно-белая Алиса или не Тенниелом единым | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

С самого детства и по сей день моей самой-самой любимой книгой была «Алиса в Стране чудес». Я готов был начать ее читать даже если только что ее же и закончил. Постепенно это переросло в увлечение, а позже – в коллекционирование. И в черно-белую неделю мне бы хотелось поделиться с Вами такой длинной и увлекательной историей именно черно-белой, графической иллюстрации, к которой я питаю наибольшую нежность.  

4 июля 1865 года свет увидела одна из самых странных, чудесных, волшебных и любимых сказок, когда-либо вышедших из-под пера человека – «Алиса в Стране чудес». И, как и положено странной, чудесной, волшебной и любимой сказке, она просто требовала быть проиллюстрированной. Да причем не просто проиллюстрированной. Иллюстрации просто обязаны были так прочно, надежно и долговечно проникнуть в каждую строчку этого волшебства, сплетенного из букв, чтобы стать его неотделимой частью, чем-то органичным, чем-то родным.

Первому проиллюстрировать Алису выпала честь сэру Джону Тенниелу. Точнее сказать, первому художнику. Ведь перед этим сам автор пытался нарисовать для нас свою героиню. По общему мнению, не очень удачно. 

алиса в стране чудес

За дело взялся профессионал, подарив нам самую известную, узнаваемую и так любимую нами Алису.

алиса

Сам Кэрролл был не в восторге. Честно говоря, ему совсем не понравилось: лоб был слишком высок, волосы длинны и не так темны, как хотелось бы автору. Но когда писатель в 1872 осчастливил всех детей Британии и почти всех детей мира продолжением истории Алисы выбор иллюстратора был сделан моментально и бескомпромиссно: «Только Тенниел!»

Однако же, «Алиса» оказалась слишком причудлива и многообразна, чтобы довольствоваться иллюстрациями одного Тенниела. И вскоре, мир увидел множество новых, прекрасных рисунков.  

Первой, кто попытался соперничать с Тенниелом, оказалась Бланш МакМанус – нью-йоркская художница, оформившая издание 1876 года. Она не побоялась создать непохожие на каноничные иллюстрации рисунки. Однако и известности такой не получила. К слову сказать, насколько мне известно, Тенниел и МакМанус оказались единственными черно-белыми иллюстраторами, украсившими своими творения прижизненные издания автора. 

черно-белый

Следующим, кто решил познакомить маленьких читателей со своей Алисой, стал Фрэнки Кори в 1902 году, в Чикаго. Его иллюстрации на данный момент еще более редки и еще менее популярны, чем рисунки МакМанус, что, в свою очередь, наверняка только радует коллекционеров, в чьей коллекции уже есть такой томик.

детская иллюстрация

А вот в 1907 году случился настоящий черно-белый Алисо-бум! Не все, правда, использовали только графику: в большинстве своем это были и цветные, и черно-белые изображения.

И кто, как не англичане, кинулись иллюстрировать свою любимую сказку? На пять книг, вышедших в Лондоне, Нью-Йорк ответил лишь одной – с рисунками Бесси Гутманн. 

англия

В лондонских изданиях 1907 года отметились Брисли ЛеФану, чьи иллюстрации, по большей мере, были переработкой тенниеловских гравюр:

сказка

Работы В. Х. Уолкера оказались много самобытней и не лишенными некоторой изящности:

английская литература

Томас Мэйбенк незнаком русскому читателю, а вот в Англии он был известным художником комиксов. Вышло у него, по-моему, преотлично:

кэрролл

А вот Чарльз Робинсон вполне мог быть знаком нашему читателю, причем с 1912 года, когда в России вышла книга с переводом Рождественской. Правда, издатели предпочли исключительно черно-белые иллюстрации, проигнорировав шесть красочных, радостных рисунков. Моя любимая иллюстрация оттуда не отражает общего настроения художника, уж слишком мрачной и жутковатой вышла, что, впрочем,  соответствовало декадентскому настроению эпохи.

детство

Но кроме всего прочего, 1907 год подарил нам самый настоящий бриллиант: за дело взялся, по моему, и не только, мнению, величайший иллюстратор Англии – Артур Рэкхем. Будем откровенны: его работы, в большинстве своем, черно-белыми не были, но в имеющиеся невозможно не влюбиться. 

иллюстрациииллюстрация

В 1908 в Лондоне вышли еще две книги, содержащие черно-белые рисунки. Первая – с работами некого KMR, которые были ничем иным, как «пересказом» работ Тенниела, однако, стоит нам с вами признать, достаточно качественным. 

графика

В работах Гари Роунтри тоже проскальзывает дух Тенниела, однако сделаны они с большей детализацией: как цветная, так и черно-белая часть.

художник

А вот Мэйбл Люси Аттвелл в 1910 создала очень нежную и по-детски наивную Алису. В этом случае, к сожалению, говорить о самодостаточности черно-белой части не приходится – уж слишком пропитаны волшебством ее цветные рисунки. Следуя принятым нам с вами правилам, приведем черно-белую работу.

художники

Постепенно все больше и больше художников начали создавать свои шедевры (и не очень) в цвете. И вот, в 1917 году Оливер Херфорд радует любителей графики. 

детский художник

После девятилетнего перерыва, в 1926 году, черно-белым лакомством нас угощает Гарри Фурнис. Его Алиса игрива и загадочна.

Ну и невозможно обойтись в нашей черно-белой «летописи» без Вилли Погани.  На дворе 1929 год и Алиса идет в ногу со временем, доказывая, что и в Стране чудес есть мода.

На этом разрешите поблагодарить Вас за внимание (хотя самые нетерпеливые закрыли эту вкладку, не дойдя досюда) и закруглиться. Не ругайте сильно за мою первую публикацию, призванную вдохновить мастеров творить, создавать, сотворять и вытворять. Ведь, как мы могли увидеть, у каждого художника своя Алиса и своя Страна чудес.

К сожалению, а на самом деле, к  счастью, иллюстраторов, работавших в черно-белой манере, слишком много, чтобы даже самые терпеливые и алисоманистые из Вас устали. Поэтому, если Вы, разумеется, не против, чуть позже я попытаюсь рассказать Вам о советской и российской традиции черно-белой иллюстрации к Алисе. А если и она Вам приглянется, то и современной зарубежной (в которой есть настоящие шедевры).

Буду рад услышать Ваши отзывы и дополнения. 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email