Исторические алмазы. Просто так, из любопытства.:))

Алмаз Шах.

В алмазном фонде России хранится один красивый и необычный камень - алмаз в форме октаэдра, на котором сделана гравировка на персидском языке. Бриллиант под названием «Шах» весом 88,7 каратов не огранен, а просто отполирован, абсолютно прозрачный и имеет небольшой желтоватый оттенок.
Это необычный алмаз с необычной судьбой. Он побывал в руках гениальных ювелиров и им владели властелины нескольких стран. А в 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова…

алмаз

Самые древние и богатейшие месторождения алмазов сосредоточены на берегу реки Кришна в Индии. Где-то здесь и был найден желтоватый удлинённый алмаз "Шах". Желтоватый алмаз "Шах" относится к сорту вайшья, а форма его далека от идеального октаэдра. В связи с этим он не задержался в руках индусов и был продан правителю Ахмаднагара — султаната на западном побережье полуострова Индостан.

Султаном Ахмаднагара был мусульманин Бурхан Второй. Индийские суеверия по поводу алмазов его мало волновали. Зато громадный удлинённый алмаз — перст Аллаха! — поразил воображение. Кроме того, обширные плоские грани алмаза показались ему идеальными скрижалями истории, на которых следует увековечить своё имя. Бурхан Второй был тщеславен и даже присвоил себе титул Низам-Шаха, то есть "Владыки Порядка".

По-видимому, в придворной камнерезной и гранильной мастерской Бурхана работал талантливый, если не гениальный, мастер. Одним из первых на Востоке он научился гравировать надписи на алмазе. Мы знаем, что алмаз является самым твёрдым минералом на земле: его ничем нельзя поцарапать. Каким же образом безымянный мастер сделал надпись на грани октаэдра, самой твёрдой грани камня? Он догадался, что алмаз можно поцарапать только алмазом! И вот мастер покрыл октаэдрическую грань тонким слоем воска, иглой нацарапал на нём нужные слова. Затем на кончик стальной или медной иглы, смоченной маслом, набирал алмазную пыль и без конца царапал по грани. В результате многодневного труда появилась первая надпись. В русской транскрипции она выглядит так: "Брхан сани Нзмшах 1000 снт". Точный перевод гласит: "Бурхан Второй Низам-Шах. 1000 год". Поскольку мусульмане ведут летоисчисление со дня бегства пророка Мухаммада из Мекки в Медину (622 год), то время появления первой надписи датируется 1591 годом от рождества Христова. Другими словами, алмазу "Шах" 412 лет.

бриллиант

Алмаз "Шах" недолго украшал сокровищницу Бурхана Второго. На севере правил грозный сосед — шах Акбар из династии Великих Моголов (Великие Моголы — мусульманская династия, правившая в Индии более трёхсот лет (1526 — 1858). Её основателем является Бабур, прямой потомок грозного Тимура. Шах Акбар был внуком Бабура). Это был выдающийся государственный деятель, смелый и способный военачальник. Не зная грамоты, он ввёл новую религию "дин-и иллахи" ("божественную веру"), в которой эклектически смешал ислам, индуизм, парсизм и джайнизм. Себя он провозгласил главой новой веры, а границы своего государства расширил. В 1595 году шах Акбар покорил Ахмаднагар и большую часть сокровищ Бурхана присвоил.

Так алмаз "Шах" стал династической регалией Великих Моголов. Более сорока лет он пролежал в сокровищнице, пока не попал на глаза внуку Акбара — Джихан-Шаху. "Повелитель Вселенной" (так переводится его имя) ещё более возвеличил государство Великих Моголов. В начале карьеры он, борясь за власть, воевал с отцом Джихангир-Шахом, убил своего старшего брата Хосрова и вырезал остальных претендентов на "Павлиний трон". Он строил оросительные каналы в Пенджабе, но одновременно вдвое увеличил налоги на подданных. Вёл гибкую политику с европейцами: разрешил английским купцам торговать в стране. Его жизнь была украшены любовью к красавице жене Мумтаз-Махал. Когда она умерла, Джихан-Шах собрал лучших мастеров и повелел воздвигнуть мавзолей, равного которому не должно быть во Вселенной. Так появился Тадж-Махал — одно из чудес света.Самое любопытное заключается в том, что Джихан-Шах сочетал царственное величие с профессией мастера-гранильщика. Многие часы он проводил в придворной мастерской, собственноручно обрабатывая самоцветы. Может быть, именно он отполировал некоторые грани алмаза "Шах", чтобы увеличить прозрачность и увидеть воду камня (Вода камня — качественный показатель чистоты и прозрачности алмазов. Камень чистой воды — это камень совершенно прозрачный, без замутнений, включений, трещин и других дефектов.). Он же повелел вырезать на грани алмаза вторую надпись. Транскрипированная русскими буквами надпись читается так: "Ибн Джхангир шах Джхан шах 1051", что в переводе означает: "Сын Джихангир-Шаха Джихан-Шах, 1051" (то есть 1641 год).

У Джихан-Шаха было четыре сына: Дара, Аламгир, Суджа и Мурад. Каждый из них хотел стать новым "властителем Вселенной". Снова началась резня (а Джихан-Шах был ещё жив). Победителем оказался Аламгир, руки которого обагрились кровью братьев. Он принял имя Ауранг-Зеба ("Украшение трона"). Это произошло в 1658 году. Джихан-Шаха заключили в агринскую крепость, из окон которой он мог любоваться мавзолеем Тадж-Махал. Умер "Повелитель Вселенной" в 1666 году.

Затем алмаз "Шах" более чем на полтора века вышел из поля зрения историков. Он исчез в Индии и объявился в Тегеране. Громадный временной и пространственный промежутки заполнены следующими событиями.

После Ауранг-Зеба империя Великих Моголов потеряла былую мощь и величие. Сопредельные государства отхватывали от неё лакомые куски. В 1737 году в Индию вторгся Надир-Шах, владыка Ирана. В двухлетней войне он покорил Северную Индию, захватил Дели. Число награбленных сокровищ превосходит всякое вероятие. Летописи свидетельствуют, что одними лишь алмазами, яхонтами, изумрудами набили шестьдесят ящиков. Украшенные драгоценными камнями сабли, кинжалы, щиты, перстни, перья к чалме, литавры и кресла едва уместились в двадцати одном вьюке. Только для того, чтобы увезти "Павлиний трон", потребовалось восемь верблюдов. "Такие сокровища видя, — восклицал летописец, — все обезумели!"

В сороковых годах XVIII века в империи Надир-Шаха начались восстания и междоусобные войны феодалов. В результате заговора деспот был зарезан в 1747 году. Началась борьба за власть. В 1796 году шахом Ирана стал евнух Ага-Мухаммад-Хан, основавший династию Каджаров. Детей у него быть не могло, поэтому наследником стал племянник Бабахан, выросший в бедности и нищете. Бабахан перед восшествием на престол зарезал брата, а затем принял имя Фатх-Али-Шаха. Произошло это в 1797 году. Ровно через тридцать лет престарелый шах отпраздновал юбилей правления. В ознаменование этого великого события было решено начертать на свободной грани алмаза "Шах" третью надпись.

Персидские камнерезы и гранильщики обладали большим опытом и мастерством. Третья надпись поражает совершенством работы, затейливой фантазией и талантом. Будто стилизованные лебеди с гибкими стройными шеями плывут по отполированной глади озера. Шедевр орнаменталистики читается в русской транскрипции так: "Схбкран Каджар Фтх'ли шах алстан 1242". В переводе это означает: "Владыка Каджар Фатх-Али-Шах Султан, 1242". В нашем летоисчислении — 1824 год.
По странной закономерности появление очередной надписи на алмазе предшествует бурным историческим событиям, которые заканчиваются сменой владельца.

Аббас-Мирза, воинственный сын Фатх-Али-Шаха, с помощью англичан реорганизовал армию, ввёл регулярные полки сарбазов. Однако военное счастье улыбалось ему достаточно редко. Русские полки громили Аббас-Мирзу при Канагире, в Карабахе и на Араксе. Он едва не потерял Ереван, когда на помощь пришли воины самого Фатх-Али-Шаха. Однако в 1828 году Аббас-Мирза потерпел полное и окончательное поражение. Иран вынужден был заключить Туркманчайский договор, по которому русская корона должна была получить десять куруров, то есть 20 миллионов рублей серебром. В выработке условий договора принимал участие А.С.Грибоедов. Он же был назначен русским посланником (по-персидски вазир-мухтаром) в Тегеране. Автор пьесы "Горе от ума" ревностно исполнял свой долг. 30 января 1829 года толпа фанатиков, поднятая духовенством, растерзала Грибоедова. Нависла угроза новой войны. Шах и его окружение были в смущении. Весной того же года из Тегерана в Петербург выехало высокое посольство во главе с царевичем Хозрев-Мирзой.

Весной 1829 года принц достиг Петербурга. Николай I принял его со всей пышностью (это уже работал алмаз). В ответ на витиеватую персидскую речь российский император сказал всего семь слов: "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие!" Заодно были прощены два последних курура, то есть 4 миллиона рублей серебром.
Однако историки считают, что выкуп смерти Грибоедова за известнейший бриллиант - это все-таки больше красивая легенда, нежели реальность.

Ну, собственно говоря, практически за каждым крупным драгоценным камнем, найденом ранее 20го века, тянется шлейф детективных историй.:))

Комментарии (21)
Михаил 06.11.2013

Собственно говоря, с этим алмазом, мне интересно одно: сколько времени пришлось вручную шкрябать иголкой, что бы процарапать все эти надписи? Это же офонареть можно. Счёт идёт на месяцы, в лучшем случае.... Во где народ был терпеливый...:)))

Зульфия 06.11.2013

Спасибо, Михаил! Очень познавательно! Да, за всеми. сколько-нибудь известными крупными экземплярами камней, тянутся не всегда приятные истории и легенды.

Михаил 06.11.2013

Пожалуйста.:)) Собственно разнообразные поверья и сейчас с камнями бывают связаны, а уж раньше... Вон в средневековье считалось, что алмаз приносит победу полководцу. Если алмазы у обеих сторон, в битве, то победит тот, у кого алмаз больше. Вот и таскали. :)) У кого не было крупных, таскали много мелких, в надежде взять количеством. :)) Насколько это помогало - я не в курсе.:))

Зульфия 06.11.2013

Ого!? Вы меня удивили, я об этом даже не слыхала. Очень интересно. Спасибо

Михаил 06.11.2013

Да там много забавного было... Вон когда в битве погиб бургундский герцог Карл Смелый, в его палатке несколько солдат нашли мешочек с алмазами. Ну не было у него одного крупного.:)) Шибко обрадовались.Но один оказался очень "умным", поскольку знал что алмаз - самый твёрдый камень на Земле и предложил это проверить. Твёрдый-то он твёрдый, но ударов не любит, раскалывается. В итоге эти умники перекололи все алмазы и ушли рассуждая, каким же лопухом был герцог, таскавший стекляшки вместо алмазов.:))

Зульфия 06.11.2013

Дебилов и в наше время хватает...{#}. Интересно, есть известные камни, с историей и т.д. Но я думаю, есть и такие, о которых никто не ведает. Типа семейных реликвий. Всплывут ли когда-нибудь... ? Или я ошибаюсь? Всё таки алмаз - такая вещь, которая без огласки не может существовать. Как считаете, Михаил?

Михаил 06.11.2013

Сложно сказать.. Ну втихаря прикупить алмаз, даже относительно крупный, было можно. Но его же ещё надо огранить. А мест, где это было можно сделать, не так уж много. Значит информация начинает расходиться. Опять же крупные алмазы - это престиж, по крайней мере так было раньше, так какой смысл его тихарить?:)) Другое дело, что сейчас, в Европе и США, дорогие алмазные украшения лежат в банковских сейфах, а на званные приёмы и т.д. надевают их копии со стразами. Ну так, на всякий случай.:))

Зульфия 06.11.2013

Да, да. И не только за границей так делают..

Михаил 06.11.2013

Ну вот...:)) Но всё равно, покупают-то бриллианты, как правило, женщинам. А какая женщина утерпит и не похвастается крупным бриллиантом? И что бы подруги позавидовали! Вот сильно я сомневаюсь, что кто-то от такого откажется.:))

Зульфия 06.11.2013

Те, кто эти вещи покупает - пешком не ходит{#}. И с охраной, а не то голову оторвут и уши вместе с украшениями...

Показать все