Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > В России первое место в украшении наряда занимал жемчуг в допетровские времена

В России первое место в украшении наряда занимал жемчуг в допетровские времена

Виды творчества:   Вышивка > Вышивка бисером
Работа с металлом > Ковка металла

В допетровские времена в России первое место в украшении наряда занимал жемчуг. Считалось, что он приносит только радость, счастье и богатство, способствует благоденствию и долголетию, благотворно влияет на здоровье и является счастливым талисманом. Всем драгоценным камням русские ювелиры тех времен старались придавать форму жемчуга, так как считали ее идеальной. Именно по жемчужине в головном уборе любой древний русский мог определить, что перед ним находиться высокопоставленный человек. По традиции - если жемчуг дарили, то только любимым женщинам.

жемчуг, 16 век, костюм, украшения

В России жемчуг добывали в северо-западных речных водах. Наши предки считали, что самый лучший жемчуг водиться в реках, богатых семгой, так как именно эта «царская рыба» и приносит раковинам жемчужины. Причем крупный овальный жемчуг назывался «жемчужный огурец», мелкий - «жемчужная зернь», а горошина размерами менее трех миллиметров - «бисер». На Руси речным жемчугом расшивали женскую одежду и головные уборы особым орнаментом, служившим оберегом. Промысел речного жемчуга на Руси процветал вплоть до начала XX века.

значение, исторический, традиция, русь

Известный гидролог первой половины XIX века Штукенберг писал: «Нет в Европе страны, которая была бы столь богата, как Россия, реками и ручьями, в которых водятся жемчужные раковины». «Жемчужные» реки находились в Новгородской, Архангельской, Вологодской губерниях, в районах озера Ильмень, Онежского и Ладожского озер, на Белом море и у побережий Северного Ледовитого океана.

Самый дорогой в цене был привозной морской жемчуг идеальной формы. Например в XVI веке редкостный перл весом около 4 граммов оценивался в 8 рублей (это примерно годовое жалование боярина).

Недаром в пьесе А.Н. Островского «торговый гость» Мизгирь пытается улестить Снегурочку бесценной жемчужиной, найденной у острова Гурмыза.

«…

И вынес мне один зерно такое,
Какого нет в коронах у царей,
Ни у цариц в широких ожерельях.
Купить его нельзя; полцарства стоит Жемчужина

...»

россия, история, традиционный, русский

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email