День, прожитый по системе Яны Франк
Коллеги, друзья, сочувствующие и просто человеки! В пятницу ночью, что-то в моей голове щелкнуло и я поняла, что так жить нельзя… А именно:
- нельзя спотыкаться каждое утро с до боли знакомым «Да что за еп….!!!» о нераспакованный аж 2 недели как отпускной чемодан;
- нельзя заходить в комнату и, начиная с гладильной доски (оптимистичный вариант), искать «Ну то синенькое платьице, Леш!» (которое давно заляпано и в стирке), плавно перемещаясь на пол (реалистичный вариант) и на ощупь среди вязаных носков (кому недавно включили отопление, тот поймет…) искать колготки;
- ну, нельзя уже примоститься вдвоем пить чай в гостиной, потому что на кухню страшно и совестно войти, т.к. с каждой горизонтальной поверхности на тебя в упор зырит немытая и, я в этом была уверена, уже густонаселенная чашка!
Короче, друзья, вы поняли, что квартиру к этим выходным было навязчивое желание не то что экстренно покинуть, а просто сжечь! И вот лежу я в пятницу ночью и составляю план ликвидации этой Чрезвычайно Ситуации…
Вообще очень люблю и всегда составляю списки: дел, покупок, желаний, прочитанных книг. Я решила попробовать, наконец, накопленные знания применить на практике, а то пока что мое саморазвитие ограничивалось чтением книг по саморазвитию:)
Цель эксперимента для меня состояла в том, чтобы понять, возможно ли за световой день ликвидировать последствия победного шествия Мамая по моей квартире! Список дел по ликвидации ЧС получился длинным и разнообразным. Основными задачами списка были:
-привести в порядок квартиру (Знаете выражение – «секрет убранной двухкомнатной квартиры в том, что она трехкомнатная!» для меня это давно не анекдот, а суровые будни);
- привести в порядок себя;
- дела по хэнд-мэйду;
- и накормить домашних.
Решено было делать необходимое в списке по методу Pomodoro. (На всякий случай напомню, что идея Pomodoro основана на группировке времени блоками. Интервал в 25 минут плюс 5-минутный перерыв - как раз столько, чтобы успеть сделать, по крайней мере, часть работы при этом не слишком сильно устав). Дело не в том, чтобы вы успели завершить задачу за 25 минут: Pomodoro просто помогает концентрироваться в эти 25 минут. Отмечая, сколько целых «Помидоров» ушло на решение каждой задачи, можно научиться лучше прогнозировать расход времени. Для себя я решила, что 25 минут – это слишком мало (сделала скидку на выходной, собственную лень и беременный живот, который отнюдь, как оказалось, не способствует повышению продуктивности домашней деятельностиJ) и взяла за основу интервалы, которые советует Яна Франк в своей книге «Муза и Чудовище» (45 минут через 15 мин). Моя мама любила говорить, что «отдых – это смена деятельности». Т.к. она произносила эту сакраментальную фразу, в основном гоняя меня в школьные времена для прополки от одной грядки к другой (чем не смена деятельности? Была морковка, а теперь горох!:), то веры в ее слова было мало, а толку от меня и подавно…
Таким образом, был сформирован список дел на день:
11.00 ручная стирка вещей (тьма тьмущая платьев)
11.45 сделать маску для лица
12.00 собрать, рассортировать, сложить и по необходимости погладить одежду, валяющуюся по квартире.
12.45 сделать маску для волос
13.00 мыть посуду
13.45 стирать вручную мелкие вещи (шелковые шарфики и т.д.)
14.00 убрать и помыть ванную комнату
14.45 разместить в сети анонсы на МК, пригласить желающих
15.00 выйти в город (главная цель подышать воздухом и попутно отдать одежду в ремонт, купить необходимое)
15.45 списаться с партнером по бизнесу
16.00 варить морс
16.45 разобрать косметику
17.00 разобрать шкаф с одеждой (проблема размером 2,8*3 метра)
Дела за скобками или на след день:
- разобрать чеки и проспекты с отпуска
- попутно писать заметку в блог
Вот такой наполеоновский план я наметила себе на субботу. Записывала за завтраком, попутно делая блинчики и готовя суп.
По итогам дня, выжатая как тряпка, делюсь практическим опытом в целях получить: от умудренных - дельный совет, от новичков планирования – сочувствие и взгляд со стороны!
Итак, слабые места моего плана на практике оказались в том, что я не включила в него:
- проверку электронной почты, переписку с клиентами (куда без этого ежедневного ритуала хэндмейдеру?);
- не включила в список ОТДЫХ/передышку для себя любимой! Чтобы элементарно посидеть, попить чайку, мысли в кучку собрать. Это было огромным минусом для эффективности работы. Даже свой обед не включила в график, о чем мне требовательно напомнил около 14.00 пятимесячный человек внутриJ Несанкционированный обед мой состоялся с 14.00 до 14.40 от чего «поехал» дальнейший график (что немного раздражало).
- не запланировала время на форс-мажор. Попутно обязательно находятся какие-нибудь мелкие дела, которые делаются спонтанно, но «съедают» основное запланированное время. Например, для меня это оказалось мелким ремонтом одежды, помывкой косметических косточек и тем, что любимый муж куда-то увез все чистящие средства, так что пункт в помывкой ванной комнаты выпал из списка)
- исключила делегирование (по-хорошему нужно было половину списка поручить мужуJ Но тут сказалось плохое воспитание «все сама, все сама»)
- и, о горе мне! Не запланировала приготовление ужина (блинчики и суп рассосались в течение дня:))
Мой план оказался для меня очень энергозатратным. Не рассчитала физических возможностей. Поэтому в следующий раз буду разрабатывать план с обязательным чередованием мускульной работы и мыслительных процессов.
Положительные стороны плана:
- 45 минут оказалось для меня более чем достаточным отрезком времени. В среднем у меня оставалось еще минут 5-7 от каждого отрезка (за счет чего был частично выкроен обед). Но не для последнего пункта плана – «разобрать шкаф с одеждой». Тут я себе явно польстила. Чтобы ликвидировать последствия татарского ига в этом платяном монстре мне потребовалось 3 отрезка по 45 минут.
- двигаясь последовательно по пунктам плана и следуя правилу Бодо Шефера «Не давай себя отвлечь!» (книга «Законы победителей») я повышала концентрацию внимания на каждой отдельной проблеме. В процессе ликвидации пунктов плана возникали попутные дела: разбирая шкаф, находила вещи в стирку, глажку, ремонт и т.д. Вот на них бы и следовало оставить временной лаг на «форс-мажор», а не делать тут же. Учту в следующий раз.
Итого: из 13 пунктов плана к 17.45 субботы было выполнено 11, т.е. эффективность составила 85%. Однако были выполнены пункты, не включенные в план: приготовлен ужин, мелкий ремонт одежды, чистка косметических кисточек. Похвалив себя за это, купила вознаграждение: дыню, курагу, инжир и печеньку - тут главное не переборщить:)))
Вывод из «Дня ликвидации ЧС» следующий: при более или менее грамотном планировании времени оказалось возможным ликвидировать последствия пребывания Мамая в квартиреJ Звучит оптимистично и ободряюще, буду работать над качеством планом следующего выходного дня!
Выжившая Я:)