Одежда и аксессуары Красота и уход Дом и интерьер Подарки Куклы и игрушки Свадьба Для детей Материалы Услуги

Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Клуб валяльщиков > История, теория, литература, статьи о войлоке > моя студенческая работа по войлоку.

моя студенческая работа по войлоку.

06.11.2010 23:48     Просмотров: 18316     Комментариев: 35     

Я написала её около полугода назад. С одной стороны - ничего такого, чего нельзя раскопать в интернете, с другой - вдруг она будет кому-то интересна! Да и жаль, что нет хода этому материалу, лежит себе, пылится в архивах института. Вот я и набралась смелости опубликовать её здесь...

Тапками прошу сильно не кидаться, это мой первый опыт подобного рода. Объём работы большой, во многом за счёт фотографий. У большинства авторов я спрашивала разрешения на использование снимков, но если вдруг найдутся обиженные и обойдёные мной мастера -заранее прошу прощения: коммерческого интереса не преследовала! Всё, теперь попытаюсь всё это вместить в тему...

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Институт художественного образования

Кафедра теории и методики обучения изобразительному искусству  и дизайна костюма

Войлоковаляние - от ремесла к искусству

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Исполнитель:

студентка 1к.

специальности

«Дизайн костюма»

Шайтанова М.М.

Научный руководитель:

старший преподаватель

Ермоленко Г.Ю.

Волгоград

2010

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. История войлоковаляния……………………………………5

1.1.          Основные понятия…………………………………………………5

1.2.           Время зарождения…………………………………………………7

Глава 2. Основные приёмы исполнения

и декорирования…………………………………………………………10

2.1.Традиционные приёмы декорирования войлока……………………10

2.2.Региональные особенности оформления изделий…………………..11

2.3.Новые приёмы работы с войлоком…………………………………..13

Глава 3. Войлоковаляние, как искусство современности.

3.1.     Валяние – от ремесла к искусству………………………………….16

3.2 Сферы применения валяных работ и технологий…………………..19

Заключение………………………………………………………………20

Список использованных источников…………………………………22

Приложения………………………………на электронном носителе.

Введение.

С того момента, когда человек занялся созидательным трудом, свыше 40-35 тыс. лет до н.э., стали складываться  предпосылки к зарождению декоративно-прикладного искусства. Изготовление орудий труда постепенно вырабатывало и закрепляло  интуитивное чувство формы. Раннепалеолитические простейшие орнаменты  несли в себе и декоративную функцию, и утилитарную, при этом последняя была явно доминирующей – рукоятки орудий труда, украшенные примитивным орнаментом, надёжнее удерживались в руке,(1). Десятки тысячелетий потребовались человечеству на освоение навыков рисования, лепки, резьбу по кости и камню. Они развивались, оттачивались в среде предметов активного потребления, на природных объектах.  И только на рубеже неолита и бронзового века (4-3 тыс. до н.э.) появились первые признаки  видов изобразительного искусства, называемые графикой, живописью и скульптурой.

Что бы человек не производил, каким бы ремеслом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия художественно  оформленные, обладающие целостным строем и  функциональностью. Предметы ремесленной деятельности  часто достигали высот подлинной художественности.   Резьба по кости и дереву, гончарное искусство,  искусство стенной росписи и лепных украшений – это лишь малая часть  древнейших видов прикладного искусства, дошедших до нас. Войлоковаляние занимает достойное место в этом списке

Цель данной работы -  познакомить читателя с явлением войлоковаляния,  показать процесс  развития технологий производства войлока, его перехода   из ремесла в декоративно-прикладное искусство, из сугубо функционального, утилитарного явления в полноправную составляющую художественного мира.

Существует ли необходимость в разработке этой темы? Ведь нет ни одного серьёзного научного труда посвящённого войлоку. Нет  и учебников, рассматривающих войлоковаляние, как вид декоративно-прикладного искусства. Войлоковаляние обычно рассматривалось как историческая составляющая народов,  в виде небольших статей или глав, включаемых в обзорные издания по ДПИ и народному творчеству.  Нет научной литературы, рассматривающей исторический процесс становления данного искусства и современное состояние войлоковаляния. Именно этот недостаток источников и позволяет говорить об актуальности исследования.  Недопустимо оставлять без должного внимания  ремесло,  жизнеопределяющее  для  многих народов, вид декоративно-прикладного искусства, обладающий обширной базой приёмов и техник исполнения  и  многообещающей перспективой развития.

Всё вышесказанное позволят поставить следующие задачи: представить  историю войлоковаляния, познакомить с  традиционными приёмами изготовления и декорирования войлока, продемонстрировать динамичное развитие технологий, расширение сфер применения, показать тенденции к изобразительности.

В своем исследовании мы пользовались такими методами, как анализ публикаций и других источников информации в контексте исследования, обобщение и систематизация материала, анализ практической деятельности профессиональных художников и любителей валяния. Также был применён эмпирический метод, позволивший подробно ознакомиться с исследуемой темой и подтвердить выводы о широких художественных возможностях войлока.

Глава 1. История войлоковаляния.

1.1. Основные понятия.

Большая советская энциклопедия даёт следующие определения:

«Войлок (тюрк.), прокладочный, уплотнительный, тепло- и звукоизоляционный материал, получаемый валянием. В. отличается большим разнообразием видов, свойств и назначения. Кроме шерстяного (основное количество) и полушерстяного войлока, существуют войлок минеральный из минеральной ваты на битумной связке и войлок из химических волокон. Основные виды войлока:

а) технические…   в виде лент, пластин и готовых деталей;

б) бытовые — подошвенные, обувные, шорные;

в) строительные …»

«Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий (войлока, валяной обуви, фетра, сукна) путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью. Валкоспособность обусловливается сочетанием чешуйчатости шерсти,  создающей неодинаковый коэффициент трения (больший в направлении корня, чем кончика волоса) и способствующей направленному перемещению волокон при валянии, и эластичности, позволяющей волокнам взаимно переплетаться, а затем сокращаться при механических воздействиях в условиях влажности, температуры и кислой или щелочной среды, которая дает возможность регулировать процесс валки. При валянии изделие усаживается по площади: сукно на 30—35%, войлок и валенки до 80%. При этом возрастают плотность и прочность изделия. Максимальная плотность, создаваемая валянием,0,55 г/см3 (плотность подошвы валенок 0,42 г/см3). Дальнейшее повышение плотности вызывает распадение изделия на части вследствие разрыва перенапряжённых волокон».

Отсутствие научной литературы, обобщающей  современный опыт войлоковаляния, не позволяет сформировать базу точных определений, характеризующих процессы производства войлока. Поэтому в работе встречаются подлинно народные термины и определения, раскрываемые по мере необходимости.

Для данной работы  актуальным будет следующее определение:

«Войлоковаляние, фильц, фелтинг – производство нетканого полотна из шерсти овец, верблюдов, коз и их смеси. Продуктом  данного производства является войлок.  Процесс валяния основан на принудительном спутывании волокон животного происхождения, которые в силу особенностей их строения, образуют стабильные связи между собой. Как результат, формируется прочное полотно.»

Валяние  производится вручную или машинным способом. При этом машинный способ может основываться на процессах, близких к ручному способу изготовления, а так же на иглопробивных  станках и термопрессовальном оборудовании.

При традиционном валянии  кошмы для юрты  или ковра подготовленная шерсть выкладывается на циновки и смачивается молочной сывороткой и накручивается вместе с циновкой на деревянную ось. Собранная конструкция  прочно закрепляется и привязывается при помощи верёвок к седлу. Считается, что для полноценной увалки достаточно проехать 15-20 пролётов стрелы, т.е. около 2 км, (2).

Небольшие изделия валяются вручную, причём некоторые проделываемые манипуляции визуально очень похожи на вымешивание теста.  Процесс изготовления войлока можно разделить на основные операции:

- раскладывание послойно шерсти, с учётом закладываемой усадки во

время валяния, внесение вваливаемого декора;

-  первоначальное подваливание, выравнивание формы полуфабриката;

- собственно процесс валяния, с постоянным контролем и

корректировкой формы;

- окончательная отделка изделия.

Войлок сохраняет все гигиенические качества исходного сырья: превосходную гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, низкую теплопроводность. Валяные изделия устойчивы к действию всех органических растворителей и воздействию света,(3). Шерсть как протеиновое волокно может связывать вредное вещество фомальдегид химически и разлагать его на безопасные составные части (например,  воду),(4).

1.2. Время зарождения.

Несмотря на то, что войлоковаляние имеет древнюю историю, оно появилось намного позже, чем прядение и ткачество,  что связано со сравнительно долгим одомашниванием овцы, чья шерсть является лучшим сырьём для войлока. Шерсть дикой овцы практически не валяется, т.к. она не имеет чешуйчатого слоя на волосе, кроме того, с одного животного можно получить 3-5 кг шерсти, в то время как на изготовление, например юрты, уходит 100-150 кг. Начало истории войлока можно отнести к 5-6 тыс. до н.э., когда были одомашнены и овца, и лошадь с собакой – первые помощники в выпасе овец,(5).  Именно в это время стало возможным формировать большие отары, именно с этого момента войлоковаляние переживает свою первую трансформацию: из локального домашнего производства в массовое явление, ставшее жизнеопределяющим для    многих  народов.

Войлоковаляние – ремесло, распространенное на обширных территориях Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Балкан, Передней Азии.  Обширен перечень изделий, изготовляемых  из войлока. Это и юрты,[прил. 1,2,3], жилища якутов, монголов, киргизов, представляющие собой  разборную конструкцию, крытую войлочными кошмами. Это и предметы быта, наполняющие юрту – нетканые ковры,[прил. 4], основания постелей, одежда,[прил. 5,6] и обувь[прил. 7,8], головные уборы,[прил. 9,10], всевозможные сумки,[прил. 11], завёртки, предметы ухода за животными.  Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал  от  злых  духов   и   вражеских   сил,   спасал  от зноя и холода, (6),

[прил. 12].

Традиционные для России валенки, [прил. 13], имеют недолгую историю – около 200 лет. Лишь с конца XVII  - середины XVIII вв.  началось изготовление цельновалянных сапог с высоким голенищем. До этого вырабатывались пимы – сборная обувь, состоящая из валяного основания и пришивного суконного голенища,(7). Новый вид обуви оказался настолько удачным, что уже в начале ХХ в.  в России производилось несколько десятков миллионов пар валенок промышленным способом.  На территории современной РФ работали 41 валяльная и пимокатная фабрики. Кроме того, валенки производили кустарным способом. Изначально считавшиеся нарядной обувью, ценным приобретением семьи, валенки быстро поменяли свое назначение, став повседневными или рабочими. Лишь в некоторых случаях они сохранили за собой  назначение праздничности,(8). На 2004 г. в России действовало 14 фабрик, выпускающих  около 3 миллионов пар в год. К этому числу следует добавить объемы кустарного производства, учесть и оценить которые весьма затруднительно,(9).

С валянием связано много примет и пожеланий. Так, например, в Монголии в день свадьбы для новобрачных ставят новую юрту, а в кошму, накрывающую её свод, сажают детей со всего поселения и поднимают их на этой кошме как можно выше. Таким образом молодым желается иметь столько детей, сколько «в кошме поместится»,(10),[прил. 14].  У многих народов существует связь белого цвета с миром духов, отсюда возникает особое отношение к войлоку белого цвета; он может быть предметом культовых обрядов, может, имея особую значимость и ценность в обществе, стать статусной вещью, определяющей социальное положение владельца.           Сегодня войлок производится кустарно с использованием преимущественно традиционных приёмов и промышленным образом.  Промышленность выпускает технический войлок, который  применяют в строительстве в качестве эффективного теплоизолятора жилых и производственных строений, прокладочных материалов, фильтров.  Войлок используется для звукоизоляции и демпфирования динамических нагрузок. Из грубошерстного и тонкошерстного технического войлока изготавливаются эффективные фильтры очистки топлива и воздуха, [прил. 15]. Традиционно пользуются спросом шорные войлоки (потниковый, подхомутный) и специфические «музыкальные» войлока, используемые в струнных и клавишных инструментах. Пока не нашел замены войлок при шлифовальных и полировальных работах, а также изготовлении теплых видов обуви.

Технический войлок, получаемый из чисто синтетических материалов (волокна оксидов алюминия, кремния, циркония, хрома и т.д.) иглопробивным способом, обладает рядом уникальных теплофизических характеристик, что позволяет его применять в сталелитейном производстве в качестве огнеупорного теплоизолирующего материала.  Интересны специфические виды войлока, обладающие крайне высокой стойкостью к агрессивным средам. Производятся многослойные войлоки, объединяющие в себе металлизированные слои  со слоями из растительного сырья и шерсти. Эта сфера промышленности бурно развивается и весьма перспективна.(11).

Глава 2. Основные приёмы исполнения и декорирования.

2.1. Традиционные приёмы декорирования войлока.

Способы художественного оформления войлочных изделий напрямую связаны с характерными особенностями материала.  Длительное время они оставались неизменными, это:                                                                               - вваливание узора, выложенного из шерсти другого оттенка или цвета;

- аппликация, в качестве отделочного материала возможно использование не только войлока, но и ткани, кожи;

-         вышивка по войлоку, украшение бисером, ракушками;

-         роспись по готовому войлоку.

При вваливании участки контрастных цветов природного сырья

соединяются, образуя мягкий, деликатный переход без четкого контура.

Аппликация позволяет сочетать материалы различных цветов и фактур, при этом соединительный шов так же может нести декоративную нагрузку. Частным случаем аппликации можно считать инкрустацию войлоком по войлоку, применяемую при изготовлении шырдаков – традиционных ковров киргизов, о чём будет подробно рассказано ниже.

Вышивка по войлоку выполняется в традиционных техниках, с использованием орнаментальных и символических рисунков, зачастую выполняющих функцию оберега.  Материалы для данного вида декорирования весьма разнообразны.

Для росписи по готовому войлоку, как и для окрашивания сырья, использовали природные красители, получаемые из растений. Зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый - из отвара ореховой скорлупы, а серый - из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый - луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний. Для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашеной) капусты, дубовый пепел, ржавые гвозди, медный купорос, (12).

Основные войлочные традиции дошли до современности в неизменном виде.

Древнейшая иранская традиция сохранилась в войлоках туркменов. Основные цвета туркменских войлоков – белый, красный и чёрный, наиболее часто встречающийся узор – стилизованный бараний рог. Узор выкладывается шерстью на циновке, в которой собственно и будет валяться кошма.

Пазырыкская линия получила своё название от знаменитейшего занавеса площадью более 30 кв.м, найденного в одном из Пазырыкских курганов.  Этот войлок отличается тончайшей аппликацией ярких цветов, выполненной войлоком по войлоку, [прил. 16,17,18,19,20].

Славянские народы собственно войлок не изготавливали, но владели мастерством создания «полувойлоков» - тканых и затем подвалянных  материалов. Наиболее ярким примером подобной технологии является сукно, которое в качестве окончательной отделки могли  ворсовать, опаливать, прессовать и окрашивать. Валяние распространилось стремительно и повсеместно с изобретением производства валенок. Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом.  Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией.

Региональные особенности оформления изделий.

Как правило, региональные традиции имеют тесную взаимосвязь с древнейшими.

Бурятские мастера изготавливают одноцветные  войлоки,  в том числе богато простёганные сухожильными нитями  и отделанные аппликациями.  Образцы подобных  изделий можно наблюдать на протяжении всей истории  бурятского народа, как, впрочем, и у родственных племён и народов. Юрты, кошмы, подстилки на кровати, потники под сёдла, головные уборы, чулки – вот далеко не полный перечень изделий из войлока. Вырабатывается двух видов, в зависимости от качества сырья. Шерсть весенней стрижки даёт грубое полотно, осенней – тонкое, мягкое. Наиболее ценится  белый войлок,  т.к. этот цвет имеет особую сакральную значимость.

На Северном Кавказе и в Дагестане существует традиция изготовления войлочных сапог. Ярким примером  служат лакские сапожки с прострочкой и аппликацией с золотным шитьём.

Киргизский народ  наряду с  производством одноцветных войлоков и ковров ала кийиз, украшенных вваляными рисунками в форме бараньих рогов и когтей птиц,  сохраняет автохтонную традицию изготовления шырдаков – уникальных по своей красоте и чёткости рисунка ковров, [прил.  21].  Изначально шырдаки были двухцветными, при этом рисунок создавался за счёт сочетания контрастного сырья натуральных цветов, либо введением шерсти, окрашенной натуральными красителями.  С 1060-х годов их стали делать многоцветными, используя яркие оттенки. Современные мастера всё чаще возвращаются к спокойной гамме натуральных красителей. При производстве шырдаков в двух  или более наложенных друг на друга пластах войлока одновременно прорезается рисунок, затем путём их взаимозамещения собирается инкрустированное полотно. После этого ковёр вышивается с задней стороны для придания должной прочности и толщины. На изготовление ширдака уходит от 15 дней до полутора месяцев. Та же техника может применяться и для изготовления прочих изделий: курток, сумок, подстилок.

Среди русских валенок ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при необходимости обрабатывается мелом.  Валенки могут отделываться вышивкой и аппликацией. Для каждого района России характерны свои виды валенок: в Сибири предпочитают обшитые кожаной тесьмой бурки, подошвы вятских непременно подшиты плотным войлоком, татары украшают валенки тесьмой, бисером или гарусом,(13).

2.3. Новые приёмы работы с войлоком.

В последнее время войлоковаляние обогатилось  новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы.  Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и  по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.

Ручное валяние предполагает раскладывание шерсти по форме задуманного изделия, с учётом усадки и уработки. Для работы может использоваться сырьё кустарной выделки, [прил.22], шерстяная вата – отходы прядильного производства или продукт вторичной переработки, [прил. 23], а также шерсть, прошедшая промышленную подготовку, так называемая гребенная лента или топс, [прил. 24]. Выбор способа и качество раскладки зависят от тонины и длины шерстяного волокна, его однородности,  степени очистки, пройденных  подготовительных процессов  и, конечно, мастерства исполнителя.

Введение регулярной продольно-поперечной раскладки при «мокром» валянии дало возможность контролировать толщину изготавливаемого изделия и достигать уникальной тонкости без значительной потери прочности, [прил. 25]. Использование продольной или радиальной раскладок  позволяет формировать воланы, [прил. 26]. Регулярная раскладка применима для шерсти, прошедшей промышленную подготовку, т.е. гребенной шерсти или топса.

Валяние по-сухому  -  новое направление в валянии, обладающее большими возможностями в формовании разнообразных объемных изделий с помощью специальной иглы, [прил. 27-32]. Это могут быть и броши, и игрушки, и скульптуры. Сухое валяние может использоваться как самостоятельный прием, так и в комбинации с традиционными. Сухое валяние может существовать и в виде отделки, когда на ткань накалывается рисунок. Для облегчения трудоёмкого процесса возможно применение бытовой фильцевальной/иглопробивной машинки, работающей одной иглой или блоком игл.

Применение так называемого нуно-войлока, когда к шерсти приваливается ткань, кружево или трикотаж, обогащает поверхность изделия богатой   фактурой,    неожиданными   цветовыми   эффектами, [прил. 33-37].

Это – очень молодое направление в войлоковалянии, обладающее значительным потенциалом. Нуно-войлок даёт инструмент создания новых, подлинно художественных результатов доступными средствами. Замечательных результатов в работе с данной техникой добились российские и зарубежные мастерицы-любительницы, во многом благодаря своему энтузиазму и неутолимой любознательности, [прил. 38-41].

Актуальным остаётся производство полувойлоков на основе тканых и вязаных полотен, когда, в отличие от русского сукна, вяжется трикотажная заготовка их шерстяной пряжи, которая затем подвергается уваливанию и при необходимости дополнительной отделке, [прил. 42,43].  Применение данной техники даёт возможность создавать разнообразные фактуры, используя богатейшие ресурсы приемов вязания. Введение объемной вязки  в полотно-полуфабрикат приводит к формированию фактурной поверхности.

Каждый из перечисленных приёмов может быть обогащён вваливанием природных, химических и синтетических волокон, [прил. 44-47], инкрустацией различными материалами, [прил. 48,49], вышивками, [прил. 50,51], перфорацией, [прил. 52,53], аппретированием и проч. Богатая цветовая палитра, [прил. 54,55,56], достигается как путём использования окрашенного сырья, так и окрашивания готового изделия. Роспись по готовому войлоку возможна натуральными и химическими красителями в технике свободной росписи, по шаблону и штампами.

Невозможно обойти вниманием продукцию промышленного производства. Помимо обширного перечня технического войлока выпускается войлок для юрт, войлочные ковры и подстилки. Невероятно разнообразны по форме, цветовому решению, фактурам головные уборы. Не уступает своих позиций войлок и в обувной индустрии. В последнее время листовой войлок промышленного производства стал использоваться дизайнерами как современный, и в то же время «дикий», материал  для оформления интерьеров, [прил. 57], создания ярких арт-объектов, [прил. 58-61].    Для улучшения потребительских характеристик его подвергают специальным обработкам: водоотталкивающей, безусадочной, антимолевой, противоскользящей, огнеупорной,; применяют краски повышенной светостойкости, делают невосприимчивыми к слюне в детских игрушках,(14).

В качестве примера можно привести работы дизайнерской группы  , возглавляемой Анне Къяро Куинн, (15), [прил. 61-68]. Творческий подход в работе с промышленным иглопробивным оборудованием позволяет российской фирме YUKO,(16), [прил. 69], и  студии авторского текстиля YAGA,(17), [прил. 70,71], создавать оригинальные нетканые полотна из лоскутов и пряжи, близкие по своим свойствам к полувойлокам и войлоку.

На стыке промышленного производства и ремесленного  находится творческая доработка «префелта» - полуфабриката, полученного фабричным путём. Префелт представляет собой листовой или рулонный нетканый материал, полученный на иглопробивном оборуловании, толщиной 2-4 мм.  Его доработка состоит в доваливании, формовании, крашении. Префелт можно кроить, сшивать, формировать многослойные конструкции. Наиболее активно с этой технологией работают финские мастера, [прил. 72,73,74].

Глава 3. Войлоковаляние, как искусство современности.

3.1.Валяние – от ремесла к искусству.

Изначально войлочные изделия производились для личного или внутрисемейного употребления, [прил. 75]. Они  были просты по форме и  исключительно утилитарны. Следует признать и их удивительную жизнеспособность, позволившую пройти через века без существенных изменений.  Особенности мировоззрений, климатических и бытовых условий  формировали уникальные черты изделий.  Долгое время их отделка была «говорящей», она не только несла в себе родовую информацию, но и служила оберегом, обладала сакральным смыслом.

Процессы разрушения родовой общины с одной стороны привели к порой частичной, а порой и полной утрате семантической нагрузки изделий, с другой – подтолкнули, активизировали развитие ремесла, ориентированного на внешнюю реализацию. Глубокое понимание мастером-ремесленником сути обрабатываемого материала позволяет создавать вещи-явления, вещи, как совершенное, законченное произведение декоративно-прикладного искусства,  ярко и точно отражающие характерные природные свойства используемого материала.  Знание используемого сырья воплотилось в художественно-технические приёмы,  формирующие конструктивное и орнаментально-сюжетное решение. Накопление опыта подобного рода в определённой степени подготовили разрыв между «просто» ремеслом, т.е. производством исключительно функциональных вещей, и войлоковалянием, как явлением декоративно-прикладного искусства, порождающим объекты, несущие значительную эстетическую нагрузку, обогащающие предметную среду, окружающую человека (18).

Опираясь на знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, современные мастера вводят в изделия новые образы и ритмы. Порой, развитие войлоковаляния  стремительно ускоряется, подгоняемое  нововведениями в технологиях окрашивания и подготовки шерсти, меняющимися требованиями времени. Эти процессы  завершили разрыв между войлоковалянием, как обыденным, бытовым    явлением,  и валянием, как динамично развивающимся искусством.

Современное валяние-искусство работает и  с традиционными формами, рождая уникальные выставочные образцы,  нацеленные на создание сложных сентиментальных образов, и с новыми, отражающими исключительно авторское понимание формы, цвета и материала.  По мере освоения художниками-прикладниками возможностей техники валяния, её богатства и  разнообразия,  через череду экспериментов, успехов и ошибок, формируется  яркий, многоликий мир войлока.

Обширные возможности материала, его доступность и демократичность привлекают как любителей, так и профессиональных художников, которые привносят в валяние  базовые  знания композиции и цветоведения.

Смелые эксперименты с цветом  дают возможность работать как в технике «акварели», [прил. 94,95,96], так и в особой объёмно-колористической манере, [прил. 97-101].  Работы подобного рода можно наблюдать у канадской валяльщицы Андреа Грехем, создающей объемные пейзажи,[ прил. 29,48,97, 102-105]. Использование плоскостных решений  даёт инструмент для создания орнаментальных, [прил. 106,107,108], и живописных работ, [прил. 109-112 ]. Невероятное разнообразие мира войлока зависит от цветовых и технологических предпочтений  художников, их культурных традиций, стремления к творческим поискам и готовности к смелым экспериментам.

Овладение  художниками технологией создания объёмных форм позволяет совершить переход от игрушек, [прил. 113-118 ] к малым скульптурным формам,[ прил. 119-122], и интерьерным инсталляциям,[ прил. 123-136]. Сочетание двух подходов служит замечательной базой для создания запоминающихся, эмоциональных работ. Замечательным примером могут являться творения российского художника А.Пилина, деятельно пропагандирующего войлоковаляние, [прил. 123-125,137].

Вокруг наиболее ярких мастеров валяния начинают складываться группы последователей, развивающих определённые направления. Но говорить о формировании   школ несколько преждевременно.  Во многом благодаря Интернету  происходит активное взаимообучение, постижение материала,(19,20,21). Заочное общение позволяет накапливать коллективный опыт и знания.  Находящиеся в постоянном поиске поклонники войлока активно расширяют сферы его применения.

Поиски подобного рода, по мнению автора, является знаковым для войлоковаляния, подготавливая часть его к переходу от самостоятельного вида декоративно-прикладного искусства к оригинальной технике изобразительного искусства,  ярко и самобытно заменяющей пигментные краски и карандаш, [прил. 138-143].

Подтверждением описанных выше процессов можно считать тот факт, что войлок сегодня выставляется не только в этнографических музеях, но и в галереях современного искусства. Примером могут послужить прошедшие с успехом выставки: выставка войлока из Башкирии, проходившая в Москве в Народной галерее на Покровке; "Снежный Ком в Минском  Музее современного искусства.  Имена А.Пилина,[ прил. 123-125,137], Андреа Грехем,[ прил. 29,48,98,99,102-105,111],  Элины Саари, [ прил. 72-74, 136, 144, 145],  Наталии Пинчук,[ прил. 146-152], Ульрики Беннер,[прил. 153-154], и многих других мастеров войлока стали частью художественного мира.

3.2. Сферы применения валяных работ и технологий.

Как изделия ремесленного производства, войлочная продукция остаётся вполне жизнеспособной и сегодня. Валенки, потники, кошмы, ковры, подстилки и юрты ручного изготовления находят своё место и в современном мире.

Не утрачивает своих позиций промышленное производство изделий из войлока и фетра. Ассортимент постоянно расширяется, тут и знаменитые  шляпы-федоры[прил. 155], и береты, и сумки. Большими объёмами выпускаются валенки, ковры, кошмы, войлоки бытового и технического назначения. Они могут выполняться без отделки, могут декорироваться вышивкой, аппликацией или стёжкой в подражание старым традициям. Поточное производство допускает раскрой, влажно-тепловую и машинную обработку войлока, в результате которых получаются  доступные изделия массового потребления.

Как явление декоративно-прикладного искусства, валяние поражает воображение обширностью затрагиваемых сфер.  Создаются исключительные по красоте головные уборы,[прил. 156-158], и обувь,[ прил. 159-166], оригинальные аксессуары,[ прил. 167-180],  предметы одежды,[ прил. 181-183], интерьера, быта…  Валяные игрушки радуют и детей и ценителей,  светильники, выполненные из войлока и в смешанных техниках, создают особую атмосферу в помещении[ прил. 184-187].

Использование войлока, как сырья и техники в художественных работах позволяет «писать»  полноценные картины, «ваять» скульптуры, создавать образные объёмные композиции камерного и монументального характеров. Войлок – универсальный материал для реалистического и абстрактного отображения действительности.

Уникальные интерьеры создаются дизайнерскими группами для офисных помещений и общественных мест. Творческие коллективы грамотно решают задачи звукопоглощения, фактурного и колористического оформления стен, применяя войлок промышленного производства.

Помимо всего вышесказанного, валяние – это доступный досуг, средство самовыражения и самореализации. Работать с войлоком могут и дети, и взрослые,[ прил. 188-189]. Из опыта практической деятельности автора, четырёхлетний ребёнок в состоянии сделать небольшую поделку за одно занятие в кружке рукоделия. Валяние в ненавязчивой форме знакомит с законами цветоведения, учит чувствовать форму, характер предметов и материалов, развивает образное и объёмное видение, внимание, терпение, усердие, т.е. обладает качествами, развивающими личность. Занятия войлоковалянием имеют и оздоравливающий эффект: работа попеременно с тёплой и прохладной водой,  мягкое воздействие на рефлекторные точки рук закаливают организм, а посильная, самостоятельно дозируемая физическая нагрузка тонизирует занимающегося.

Заключение.

Войлоковаляние – яркое, самобытное явление мировой культуры,  одновременно обладающее устоявшимися традициями и значительным потенциалом развития новых технологий.

Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков,  активно используя творческие наработки многих поколений. Были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния,  и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока.

Анализ специфики материала дал возможность подтвердить особые живописные свойства войлока, возможность использования его, как  материала и уникального, многообещающего способа создания произведений изобразительного искусства.

Анализ литературы и специальных источников показал острую нехватку научных исследований и публикаций, посвященных этой теме.  Обходя вниманием систематическое изучение истории войлоковаляния, мы лишаем себя части общечеловеческого культурного наследия. Не изучая, не систематизируя накопленный опыт, мы утрачиваем его. Войлоковаляние нуждается в формировании точной терминологии, в подробном описании технологических процессов и приёмов.

Создание грамотного учебника по войлоковалянию необходимо не только для сохранения   накопленных знаний, но и для их обогащения. Издание подобного рода будет полезно производителям мебели, одежды и обуви, оформителям интерьеров. Специалисты различных направлений смогут грамотно и эффективно использовать этот замечательный материал,   [прил. 190].

Войлоковаляние – интересная составляющая современного художественного мира. Систематизация знаний о нём даст искусствоведам инструмент оценки изделий из войлока. Художники же смогут наиболее полно раскрыть эстетические возможности материала, развить свои замыслы в интересной и таком разноликой технологии.

Список использованных источников:

1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростовн/Д:Феникс,2008. – 312 с: - (Высшее образование)

2. Иштвана Видак, фильм «История войлока» венгерского этнографа Иштвана Видака.

3. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.,2001.

4. По материалам производителя одёжного  и декоративного войлока и фетра, фирмы ALAMO Textil . www.filz ru/articles/whatfilz/

5. Иштвана Видак, фильм «История войлока» венгерского этнографа Иштвана Видака.

6. Статья "Мир войлока", автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам  Российского этнографического музея. Санкт-Петербург

7. Д.Чаликова, статья  «Валенки русские», журнала "Наука и жизнь" №12, 2005 г.  http://www.nkj.ru/archive/articles/3161/

8. Статья "Мир войлока", автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам  Российского этнографического музея. Санкт-Петербург

9.  http://www.redshift.com/~alevintov/2006/nov/wal.htm

10. статья «Юрта у дороги», журнал «Вокруг света», №9 (2636)| Сентябрь 1993 Рубрика «О странах и народах»,

11. По материалам торговой компании "Спектр Ткань",

http://www.spektrtkan.ru/voilok.htm

12. Статья "Мир войлока", автор Калашникова Н.М. Статья подготовлена по материалам  Российского этнографического музея. Санкт-Петербург

13. http://www.redshift.com/~alevintov/2006/nov/wal.htm

14. www.filz ru/articles/variants/

15. http://www.annekyyroquinn.com/

16. www.yukostyle ru/

17. http://yaga.ru/rus/

18. Энциклопедический словарь «Декоративное искусство».

19. club osinka ru/forum-73

20. http://aeromake.ru/page/331

21. http://www.livemaster.ru/klub-valyalschikov/groupforums

Эх, жалко, что у меня все фотографии в Ворде стоят приложением. Не ставятся сюда никак... Может потихоньку получится их перекидать...  или администрация сайта подскажет компочайнику, как фотографии с комментариями сохранить в нужном порядке и аккуратненько к тексту приставить

Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Модальное окно для уведомлений

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз