Обновление пароля

 >  >  >  > Искусство лампворк. Камень, который течет

Искусство лампворк. Камень, который течет

Виды творчества:   Работа со стеклом > Лэмпворк
Искусство лампворк. Камень, который течет | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Не так давно, я писала о муранском стекле, истории возникновения и развития искусства работы с художественным стеклом в Италии на острове Мурано. Сегодня хотела бы отразить такую технику работы с художественным стеклом, как лампворк.

лампворк

Лампворк (лэмпворк, лемпворк, lampwork, стекло в огне) — в переводе с анг. языка означает lamp – это горелка, а work - работа. Это трудоемкий процесс, название которого произошло от того, что древние стеклодувы плавили стекло в огне масляной лампы, поддувая в нее воздух через трубочку. Лампворк — это «стекло в огне», это искусство работы со стеклом. В современном контексте это прежде всего работа с малыми формами - различные бусины, небольшие скульптуры. Процесс выдувания используется минимально. Прежде всего это "наматывание" разогретого стекла на спицу и придание стеклу нужной формы и декора.
Сегодня изделия, сделанные в технике лампворк называют муранским или венецианским стеклом, потому что работают мастера в основном с итальянским стеклом, которое произведено на острове Мурано и огромное количество приемов работы с горячим стеклом пришло с острова. Также лампворкеры широко используют стекла производства Германии, Чехии, Индии, Китая, США.
На первый взгляд рабочее место лампворкера может создать впечатление, что это «неженская работа». Но в основном именно девушки занимаются этим старинным искусством. Это древнейшее ремесло, ставшее искусством (самые древние стеклянные бусины, найденные археологами, были сделаны еще в древней Ассирии, а искусство лампворк, с теми техниками, которые широко применяются сейчас, было известно еще во времена Древнего Египта) переживает сейчас свою эпоху возрождения. По всему миру появляются сильные мастера, работающие в этой технике. В Россию лампворк пришел всего лишь несколько лет назад и активно завоевывает популярность и у мастеров, и у ценителей прекрасного.

лампворк бусины

муранское стекло

италия

венеция

Заинтересовавшись темой лампворк, я посетила Эрмитаж в поисках древних остатков этого искусства (фотографии находок прилагаю). И во всех залах древних народов практически обязательно находила варианты стеклянных бусин. Итак, немного истории становления и развития лампворка. Изготовление стеклянных бусин является одним из самых древних видов искусства, ему около 30 тысяч лет.
Первое упоминание о стекле, как о камне, который "горел на солнце и был чист и прозрачен, как вода", до нас дошли из описаний естествоиспытателя и историка античного мира Плиния старшего, жившего в I веке. Древний историк записал легенду о его открытии в своем монументальном труде «Естественная история». Она настолько воспроизводит естественный ход событий, происходивших за несколько тысячелетий до Рождества Христова, что кажется записью реальных фактов. Плиний рассказывает, что однажды финикийские торговцы плыли по Средиземному морю и везли на своих кораблях соду. Она была добыта в Африке, где есть её месторождения, напоминающие месторождения каменной соли или кварца. Приближался вечер, и корабельщики, заметив удобную бухту, решили пристать к берегу, чтобы не подвергать себя опасности ночного плавания. На берегу они разложили костёр, а чтобы защитить его от ветра и удобнее расположить над огнём сосуды с водой и пищей, принесли с корабля несколько кусков соды, потому что берег был песчаный и камней поблизости не было. Торговцы и матросы поели и заснули. А утром кто-то из них, разгребая костёр в поисках уголька, вдруг увидел среди золы сверкающий слиток — это было стекло. Состав стекла и сегодня не сильно изменился — это сплав песка, соды и золы.
Легенда, рассказанная Плинием, не содержит в себе ничего невероятного. Присутствие золы сгоревшего топлива, мелких известковых ракушек, пропитанного солью прибрежного песка, соды и наличие ветра могли создать необходимые для варки стекла условия с точки зрения, как химического состава, так и достижения достаточно высокой температуры.
Существуют и другие версии появления стекла.

история

искусство

украшения ручной работы

 Одна из самых ранних обнаруженных стеклянных частиц - маленький кусочек прозрачного синего сырого стекла, найденный в южной Месопотамии - датирован XXI в. до н.э. В Сирии и Финикии с 1700 г. до н.э. зародились в то время не только первые формы кустарного производства бусин, считавшихся амулетами, но и торговля ими. Работа со стеклом была также достаточно популярна в древнем Египте (около 1450 г. до н.э). Египетское название стекла было «iner en wedeh», буквально означающее «камень, который течет». Возможно, самыми ранними подобиями стеклянных бусин были египетские бусины под названием "фаянс" (стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, наплавляли на кусочки кварца). Эти бусины ценились очень высоко, в оправе из чистого золота их носили фараоны, считая амулетами. Египетские стекольщики были знакомы и с техникой lampwork и с созданием прута murrini, с закалкой стекла и отжигом в печи. Маленькие стеклянные частички использовались при инкрустировании глаз для скульптур. Большую роль в их распространении сыграли финикийцы, превратившие их в предмет меновой торговли по всему Средиземноморью. Но, как правило, бусины предназначались для украшения облачений умерших и выступали в качестве искупительных даров. Так финикийцы стали производить и распространять бусины приблизительно в 1200 г. до н.э. Средиземноморцы изготавливали стеклянные изделия и «закаленные» шары уже в первом тысячелетии до н.э, и часто украшали их "перьями"-рисунками. В Месопотамии бусины не являлись амулетами, а служили показателем богатства и принадлежности их владельцев к состоятельным слоям общества. Вдоль Шелкового пути археологи нашли множество тому доказательств и свидетельств. Большие бусины с характерным точечным рисунком стали выпускаться в Китае приблизительно в 200 г. до н.э.

Мусульманские страны, наряду с Египтом и Римом, в период античности также являлись центром по производству стекла. Здесь применяли новые технические приемы, появились известные бусины "с глазком", "с изгибом", "с зубчиками" и "с перышком". С 6 в. центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и смальт, западноевропейских витражей. Но стеклянные бусины все еще производили, чтобы носить их и торговать ими. С тех времен известны различные методы декорирования стекла, такие как «простые точки» и так называемые "прутовые портреты" (cane portraits). В период падения Византии мастера передали эстафетную палочку итальянцам, дав в наследство приемы работы со стеклом. С X в. начинается история развития в Венеции, а затем на о-ве Мурано, история которая имела взлеты и падения.
В конце XIX в. в Венеции был период возрождения стекла. Борясь с высокой конкуренцией других стран и снова открывая почти забытые техники работы со стеклом, древние традиции итальянских мастеров стекольного производства снова набрали силу. Это время - также считается точкой отсчета в истории lampworking. Доменико Буссолин (Domenico Bussolin) известен сегодня тем, что "повторно изобрел" процесс создания прута millefiori. Именно он заменил стекольщикам в технике лэмпворк лампу на животном жире на пламя от водородного газа, обогащенного воздушным потоком. Эта инновационная техника дала стекольщикам возможность работать быстрее, иметь дело с лучшими цветовыми решениями и, в итоге, привела к снижению до этого недоступно высокой себестоимости изделия. Принцип работы сегодняшних техник лэмпворк нисколько не изменился с тех пор. Последователями Буссолина были Баттиста (Battista) и Франшини (Giacomo Franchini) (в его семье искусство создания бусин передавалось из поколения в поколение), а также Винченцо Моретти (Vincenzo Moretti), которые известны своими копиями древних мозаичных стеклянных прутов и реалистично сложными портретными прутами (portrait canes).
Кстати, есть мастера выполняющие бусины в старинных традициях, сохраняя характерные узоры.

Таким образом, обычно полагают, что техника lampwork берет свое начало на острове Мурано, в Италии, в XIV в. Но как видно, техника существовала задолго до этого периода. Тем не менее, именно в Италии сегодня живут множество семей мастеров-стекольщиков, передающих свое ремесло и его секреты более 400 лет. Итальянцам удалось достич высоких вершин, им было подвластно имитировать природные камни.
Долгое время никто не мог ставить конкуренцию венецианским стеклоделам. Во многих европейских странах предпринимались попытки основать производство стекла, но их изделия уступали качеству венецианских. Только в XVIII в. многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус - предшественников современных елочных украшений. А затем в Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Более того, они научились гранить его и покрывать эмалями. Так наступил период популярности особого чешского стекла.
В конце 1960-х гг. lampwork была признана серьезной формой искусства немецким художником Гансом Годо Фрабель (Hans Godo Frabel) , который придумал свой способ выдувания для создания больших форм из боросиликатного стекла.
В конце второго тысячелетия стали возникать различные школы и сообщества. К примеру, в Америке есть Международное общество изготовителей стеклянных бусин (International Society of Glass Beadmakers), члены которого разработали свои инструменты, свои горелки и все необходимое для изготовления и стали развивать свой бизнес.
Насколько мне известно, именно американцы "раздвинули" границы лампворка далеко за пределы Италии и дали возможность освоению техники большому количеству мастеров. Они стали широко продвигать и продавать все необходимое для лампворка по всему миру.
Что касается техник работы со стеклом, то их много. Стеклянные бусины обычно разделяются на категории по методу, используемому при манипуляции со стеклом. Большинство бусин попадает в три главных категории: витые бусины, вытянутые бусины и прессованные бусины. Встречаются и сочетания этих методов. После того как основа бусины сформирована, мастер может добавить стекло другого цвета на ее поверхности, и таким образом, используя различные техники украшения, создается множество различных бусин. А уже далее, бусина должна быть обожжена в печи, чтобы стать более долговечной.
Витые стеклянные бусины (Wound glass beads). Это самый трудоемкий процесс создания бусин. Вероятно, самые древние бусины из настоящего стекла были сделаны витым методом. При достаточно высокой температуре стекло становится «податливым», укладываемым или витым вокруг стальной проволоки или оправки, покрытой глиняным составом. Пока витая бусина еще горячая, ей можно дальше придавать форму, манипулируя графитовыми, деревянными, стальными или мраморными инструментами и палочками (лопатками). Этот процесс называется «marvering» (происходит от фр.слова «marver», переводимого как «мрамор»). В большинстве случаем именно витые бусины создаются мастерами в небольших мастерских.

Вытянутые стеклянные бусины (Drown glass beads). Вытягивание стекла тоже является древнейшим способом работы со стеклом. Свидетельство крупномасштабного производства вытянутых стеклянных бусин было найдено археологами в Индии датируемое 2-м в. н.э. Маленькие вытянутые бусины были единственным повсеместно продаваемым товаром в истории от островов Тихого океана до Большого Зимбабве в Южной Африке. Существует несколько методов изготовления вытянутых бусин, но все они включают вытягивание нити из стеклянной массы таким образом, чтобы присоединить пузырек в центр нити, который будет потом служить отверстием бусины. В Индии этого достигали, вставляя полую металлическую трубку в шар из горячего стекла и вытягивая стеклянную нить вокруг нее, формируя продолговатую стеклянную трубку. В Венеции разогретое стекло присоединялось в самом конце инструментом, называемым «puntile», пузырек вводился в центр разогретой стеклянной массы, и с помощью второго puntile пузырек воздуха растягивался в этой стеклянной массе до образования длинной трубочки. Вытягивание стекла было процессом, требующим большого опыта, вытягиваемые палочки (по некоторым источникам) достигали в длину 200 футов. Вытянутая трубка затем раскалывалась, и таким образом создавались единичные вытянутые бусины из ее частей. Получающиеся бусины были уже готовы, либо высыпались в горячий песок для скругления краев; просеивались по размерам; и обычно нанизывались на струны для продажи. Это промышленный способ создания бусин.
Прессованные бусины (Pressed beads) бусины очень популярны в Чехии, - в той стране, которую когда-то назвали Богемией. Толстые стеклянные прутья нагреваются до расплавления и вводятся в хитрое изобретение Rube Goldbergian, которое печатает стекло, с использованием иглы, протыкающей в бусинах отверстие. Бусины тоже обкатываются в горячем песке, при этом удаляется отжиг стекла и подправляются контуры. Вводя различно оформленные стеклянные пруты в это устройство, можно управлять и оформлением самих бусин. Из одного горячего прута может получиться 10-20 прессованных бусин, и один оператор может делать их тысячи за день. Индустрия Богемского стекла была известна своей способностью копировать дорогие бусины и выпускала прессованное стекло «львиный зуб», «коралл» и «раковины», которые были популярными в XIX и начале XX вв.

Средняя температура плавления стекла 900 - 1200 грудосов. После работы над горелкой бусины нужно обжеч в печи при температурном режиме от 500 градосов до комнатной температуры в среднем за 7 часов. Время создания бусины от 5 минут до часа. При работе важна техника безопасности - это промышленная вытяжка (т.к. цвет стеклу придают окиси металлов, в том числе тяжелые), спец. очки (пламя грелки может вызвать ожог слизистой глаза, защита от отскакивающих кусочков стекла), защитная одежда (стекло может "взрываться" на мелкие кусочки). После обжига отверстия бусин вычищаются от сепаратора (срец. жидкость на основе глины, не позволяющая прилипнуть стеклу к металлу).
А как красивы названия приемов декорирования бусин в лампворке - муррины, латичинно, твисти... Прогресс дал лампворкерам серебросодержащие стекла, с помощью которых можно достичь невероятных цветовых переливов, переходов. Но даже после обжига есть простор для дальнейшего декорирования - матирование, гранение, кракелирование... Мой стаж работы со стеклом в технике лампворк небольшой и каждый день работы со стеклом над горелкой дает множество открытий. И я понимаю, что этому искусству можно учится всю жизнь, учитывая, сколько уже накоплено знания за 30 тысяч лет )))

Спасибо за внимание!

Всего наилучшего, Ольга Трофимчук

P.S. В статье размещены собственные фотографии исторических бусин из Эрмитажа и мастерской, а также несколько фотографий работ итальянских мастеров (источники утеряны).

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email