Обновление пароля

 >  >  >  > Муранское стекло. Ремесло ставшее искусством

Муранское стекло. Ремесло ставшее искусством

Виды творчества:   Работа со стеклом > Лэмпворк
Муранское стекло. Ремесло ставшее искусством | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Работая со стеклом в технике лэмпворк, я узнала много интересных фактов об этом уникальном ремесле, которое стало искусством и хотела бы поделиться этими знаниями.

«Стекло — это живой организм со своим характером и душою, которую вложили в него руки умелого мастера» — эта надпись встречает посетителей стекольного завода - музея на острове Мурано. Учитывая, что я работаю с муранским стеклом, я не могла не поделиться историей этого уникального искусства.

Муранское стекло это уникальные технологии ручной обработки стекла с 1000-летней историей, появившиеся в итальянской Венеции и перенесенное на ос-в Мурано. Их изделия отличаются тонкостью и виртуозностью работы, богатством красок и разнообразием украшений.

лампворк, ремесло, скульптура

Любое декоративное стекло сегодня всегда ассоциируется с муранским стеклом. Из стекла делают украшения, предметы декора, художественные изделия. И любое из них это произведение искусства. Это игра цвета, света, формы, фактуры. Иногда даже сложно представить, что это результат работы человека. И никогда нельзя отнести к подобным предметам слово стекляшка. Это благородный материал. Можно долго рассматривать красоту ваз, тарелок, люстр, фигурок, скульптур, украшений. Это волшебный мир стекла.

Несколько фактов из истории муранского стекла
· Искусство работы со стеклом в Италию принесли стеклоделы из византийской империи
· Стеклоделие в Италии существует с Х в.
· Самые первые стеклянные изделия были бутылочки для разных церковных нужд (бенедиктинские монахи делали стеклянные фляги для своего знаменитого ликера), вина или масла, столовая посуда и другие изделия чисто утилитарного назначения.
· В Х-ХIY веках в Венеции основным видом выпускаемых изделий были бусы и стеклярус. Основной специальностью стеклоделов было изготовление украшений из цветного стекла — бус, бисера, искусственного жемчуга, поддельных драгоценностей и полудрагоценных камней.
· С ХIII века ос-в Мурано специализируется на производстве изделий из стекла. Глобально по двум причинам: легче сохранить секреты и контролировать процесс, а также для безопасности производства (опасность пожаров).
· ХY- ХYII время наивысшего расцвета венецианского стекла
· ХYIIIв. Период упадка венецианского стекла, IХХ в. - век возвращения славы к муранским мастерам.

lampwork, стекло, история

История стеклоделия в Италии полна трагических судеб...

Изделия из стекла очень ценились и приносили хороший доход казне острова, который не хотел ими делиться ни с кем. К XV веку на Мурано насчитывалось до 300 стеклодельных мастерских, а стеклодувов вместе с семьями до 25 тысяч. Это заставило правительство Венецианской республики наградить «город мастеров» значительными привилегиями. Мастерам стекла очень хорошо платили, получали дворянский титул, дочерям можно было выходить замуж, а сыновьям жениться на дочерях патрициев, и дети от этих браков сохраняли патрицианское достоинство. Стеклоделы в Мурано имели свой собственный суд, своё управление. Они могли даже чеканить свои особые монеты. Так организовалась единственная в мировой истории «стеклянная республика». Каждый муранец пользовался ещё правом носить два кинжала, что в разбойное средневековое время было отнюдь не лишним. Много было у стеклоделов привилегий, но они были ограничены в передвижении, т.е. они просто не имели права покидать остров.

К середине XV века были изданы указы, запрещавшие жителям острова под страхом смерти и каторги на галерах отъезд в другие земли. А без свободы не нужны были художникам-стеклоделам ни венецианская роскошь, ни красавицы дочери богатых патрициев… Бежали мастера, несмотря на клятвы, которые они давали, несмотря на деньги, которые им платили. И в 1454 году верховной венецианской властью — Советом Десяти — издаётся закон о том, что все родственники бежавшего мастера будут заключаться в тюрьму до его возвращения… «Если же — написано далее в законе о мастерах-стеклоделах, — несмотря на заключение в тюрьму его родственников, он будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним вслед будет отправлен агент, которому будет поручено убить его». И это были не пустые слова…

Стекло обагрилось кровью, когда вдогонку перебежчикам посылались наёмные убийцы, а оставшиеся члены семей подвергались пыткам и тюремному заточению. Поэтому многие секреты венецианских мастеров оказались утраченными безвозвратно…

муранское стекло, стеклянные бусины, традиции

Мастера с Мурано изобрели различные техники обработки стекла, многие из которых появились в результате ошибок и случайностей1
· Итальянские стеклоделы стали дополнительно очищать стеклянную массу, добиваясь более чистого стекла
· Муранское стекло прежде всего стало известно технике филигрань - стеклянная нить. Тонкими стеклянными струнами обвивали изделие. Скрученные спирально (твисти) нити дают бесконечно разнообразные сплетения.
· Одной из самых распространенных техник это техника миллефиори (тысячи цветов) или мозаичное стекло, когда мелкие пластинки, изображающие разноцветный цветок, вправлялись в поверхность стекла. Производство этого необыкновенно красивого стекла было окружено тайной.
· Агатовое стекло. Благодаря нескольким слоям стекла различных цветов мастер достигает красивого декоративного эффекта разноцветного стекла с красивыми переходами.
· Авантюриновое стекло. В начале XVII века мастера из рода Миотти случайно изобрели стекло, на поверхности которого мерцали бесчисленные блестящие точки, производя красивый световой эффект. Это стекло стали называть авантюриновым, как искусственная имитация природного авантюрина.. Его получают, прибавляя к стеклянной массе медь.
· Техника кракеллаж. Благодаря процессу, когда выдуваемый предмет, внутри которого поддерживается высокая температура, опускают в холодную воду, достигают эффекта сетки из мелких трещинок на внешнем слое стекла. Трещины остаются на поверхности, украшая изделия своеобразным узором.
· Огромное впечатление производят вазы, изготовленные в технике "пулегозо". Если погрузить раскаленное стекло в воду, а затем немедленно возвратить его в печь, внутри образуются пузырьки воздуха. Кажется, что застывшее стекло чудесным образом "закипело". При создании бусин с таким эффектом используется гидрокарбонат натрия NaHCO3, т.е. пищевая сода
· К середине XV века в производстве стекла на острове происходит радикальное изменение: потомственный стекольщик Анджело Баровьер изобретает хрусталь - «cristallo», стекло особо прозрачное, лишенное загрязнения, создаваемого содой, до этого времени ухудшавшей качество стекла. До этого оно было мутным и его окрашивали. Изделия из такого стекла необычайно хрупкие и изящные. С этого момента стеклянные изделия становятся предметами роскоши, благодаря чему Мурано приобретает абсолютное лидерство в стеклоделии, продолжавшееся несколько столетий.
· Усовершенствовали старый метод изготовления зеркал, который позволил изготавливать стекла большего размера, чем раньше (до 2-2,5 кв.м). В сер. XVI в. Венеция занимала лидирующее положение в изготовлении «магического стекла».
· В XIV — XV веках излюбленными были лазоревые, изумрудные, лиловые оттенки. Позднее палитра обогащается за счёт ранее недостижимых «тёплых» — золотистых и малиновых — тонов. Появились стёкла с цветными прожилками, блёстками, пушинками, похожие на естественные самоцветы: яшмы, агаты, авантюрин. Было получено непрозрачно-белое, «молочное» стекло, подражающее привозному китайскому фарфору. Вершиной достижений стеклоделов стали прославленные опаловые стёкла, словно пронизанные золотисто-голубым лунным светом.
· В процессе изготовления используются различные металлы для достижения декоративных эффектов: медь, серебро и золото, серебро при плавлении вступает в реакцию со стеклом и дает дополнительные эффекты, но только с определенными цветами, например, белый, слоновая кость и др., используют палладий.
· Также благодаря различным окисям металлов достигает большая палитра цветов стекла. Оксид серебра дает кремовые и желтые оттенки, медь для сине-зеленых, зеленых, коричневых и красных оттенков, золото для прозрачной фуксии, зеленый цвет дает окись железа, зеленый или красный тон – окись меди. Синий цвет получают при помощи кобальта, рубиновый оттенок дает примесь золота. С помощью окиси олова получают непрозрачное белое стекло молочного оттенка.
· люминесцентное муранское стекло, создают различные лампадки и подсвечники из него. Стекло таких лампадок не только отсвечивает в темноте, но и может быть стилизовано под камень, серебро, золото...
· муранское стекло с «бегающими пузырьками», когда создается эффект, будто в фигурку налита вода.
искусство, венеция
Мастера с мурано довели технику работы со стеклом практически до совершенства. Выражение «венецианское стекло» стало нарицательным. Его употребляют при высокой оценке художественных достоинств произведений из стекла. Музеи мира гордятся работами безымянных мастеров-стеклоделов Венеции наряду с полотнами прославленных живописцев — их современников: Тициана, Тинторетто, Карпаччо, Веронезе, Джорджоне. Особенно замечательны изделия XVI века —«золотого века» венецианского стекла.. За основу были взяты знания мастеров с Византии. Изображения традиционной прозрачной венецианской посуды можно встретить на полотнах итальянских живописцев.

Муранское стекло сегодня:
· Относится к элитным товарам, еще в 70-е года XX века муранское стекло приравнивают к ним.
· Муранское стекло считается самым чистым и крепким в мире.
· Рецепт стекла за многие века не изменился песок, сода, зола. От состава и пропорций этих веществ в смеси, а также от температуры пламени зависят свойства стекла и соответственно определяются разновидности. На сегодняшний день существуют сотки оттенков.
· Мастера стеклодувы работают совместно с художниками. Еще в XX в. Анри Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар, Пабло Пикассо, а также Марк Шагал работали совместно с мастера с Мурано.
· Это всегда только ручная работа
· Предмет коллекционирования
· Основные инструменты стеклодува - трубка для выдувания, щипцы, пинцеты, ножницы и прочие приспособления в наше время остаются такими же, как много веков назад.

италия, украшения

В ХХI веке муранское стекло представляет собой фантастической красоты произведения искусства и уникальные аксессуары для дома. В настоящее время Венеция, безусловно, остается лидером в производстве художественного стекла, прежде всего, благодаря техникам окрашивания и декорирования, в которых муранским стеклоделам нет равных во всем мире.
Особая красота изделий из стекла ракрывается, когда их держишь в руках и при дневном свете рассматриваешься переливы разноцветного стекла. Я обожаю его...

1 Умозаключение из жизненного опыта и исторических примеров

Фотографии из личного архива работ муранских мастеров, найденных в интернете, источники к сожалению утеряны

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email