Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Зинаида Серебрякова - известная художница и несчастная мать.

Зинаида Серебрякова - известная художница и несчастная мать.

Виды творчества:   Живопись и рисование > Графика
Живопись и рисование > Живопись
Зинаида Серебрякова - известная художница и несчастная мать. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Кто не знает знаменитого автопортрета Зинаиды Серебряковой?

В зеркальной глади отражается молодая женщина - жена и мать уже двоих чудесных мальчишек, хозяйка большого гостеприимного дома, художница, в ее жилах течет кровь двух знаменитых родов Бенуа и Лансере, а за плечами несколько поколений художников, архитекторов, скульпторов. Ничто не предвещает ее трагической, нечеловечески страшной материнской судьбы.

А вот еще одна не менее известная картина, где детишек уже трое и вся атмосфера дома пропитана уютом, теплом и любовью:

серебрякова

Всего детей у Зинаиды Серебряковой было четверо  - два мальчика и две девочки. Вот они, уже подросшие, строят карточный домик такой же хрупкий, как судьбы многих их современников, которых безжалостно переехало колесо истории. Они уже не такие беззаботные и расслабленные и немудрено - на дворе 1919 год.

зинаида серебрякова

Времена не выбирают...

Сначала грянул гром революции, разоренное имение, пожар, крестьянские волнения от которых спасло семейство Серебряковых бегство в тихий провинциальный Харьков. Голод, безденежье. Все это можно было бы пережить (времена такие), но случилось страшное, муж, которого среди революционной неразберихи с таким трудом нашла Зинаида, на пути домой заразился сыпным тифом и умер у нее на руках. Она осталась одна с четырьмя детьми на руках и старенькой мамой – единственная кормилица семьи в голодном Харькове. На подработки в местном музее такую семью не прокормишь и решено возвращаться в Петроград.  Там несколько лет подряд Серебрякова продает свой талант за копейки, всякому, кто готов пользоваться ее бедственным положением, а таких оказалось немало. Плохо ли, хорошо ли, но картины известной художницы продаются, правда, чаще за продукты, но все-таки у детей есть хлеб. А это главное!

В 1924 году дядя Александр Бенуа приглашает Зинаиду поработать в Париже. Это такая возможность свести концы с концами, от которой она не могла отказаться. "Железный занавес" тогда еще не опустился до конца и тем, кто оставлял "заложников" (а четверо детей - надежная гарантия возвращения матери), еще удавалось выезжать за границу. Дети остались с бабушкой. 

Через некоторое время стало понятно, что возвращение на Родину равносильно самоубийству - гайки страна Советов закручивала все туже - тех, кто возвращался из-за границы, ожидала не радостная встреча с родными и друзьями, а разговор со следователем НКВД со всеми вытекающими последствиями. После таких бесед избежать безрадостной многолетней поездки в Магаданский край, на Колыму и прочие печально известные места почти никому не удавалось. Многочисленные друзья и родные делают все, чтобы Серебрякова осталась. Вскорости при активном содействии Красного креста удалось забрать в Париж сына Сашу, а еще через несколько лет почти чудом удалось вывезти и Катю. Женя и Таня остались в России.  Творческие гены семьи дали о себе знать - Евгений стал архитектором, Татьяна – театральным художником. Со временем оба создали свои семьи. Долгие годы их с матерью связывали только письма. Но в сороковом году, в оккупированном фашистами Париже, когда Зинаиде чтобы выжить, пришлось принять французское гражданство, не стало и этого. Долгие годы неизвестности, ожидания и боли.

Лишь спустя 36 лет в 1960 году Татьяна смогла увидеть маму и заново познакомиться со своими парижскими братом и сестрой, которые, к слову сказать, своих семей не имели, жили вместе с матерью и до конца ее дней оставались верными учениками и, можно сказать, подмастерьями Зинаиды Евгеньевны. Да и после ее смерти вся их жизнь была посвящена сохранению памяти и художественного наследия знаменитой матери. Екатерина Борисовна, отметившая в прошлом году свой столетний юбилей, и по сей день несет вахту - издает книги, участвует в организации выставок. 

Зинаида Серебрякова умерла в Париже, в 1967 году, в возрасте 82 лет. Она похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. 

Катя и Тата (у зеркала):

дети

 Автопортрет с дочерьми:

живопись

Тата в танцевальном костюме:

картина

На террасе в Харькове:

мать

Портрет Жени Серебрякова:

мать и дитя

Женя:

картины

Тата в костюме Арлекина:

Тата с овощами:

 Девочки у рояля:

 Катя в голубом (у елки):

Катя с куклами:

Катя с натюрмортом:

Катя у кухонного стола:

 Коллиур (Катя на террасе): 

На кухне (портрет Кати):

Портрет дочери Кати:

Спящая девочка на синем:

Спящая Катя:

Тата и Катя:

Дочь Зинаиды Серебряковой Екатерина Борисовна Серебрякова:

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email