Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > По большому-большому секрету о растительных протравах!)

По большому-большому секрету о растительных протравах!)

Виды творчества:   Валяние > Мокрое валяние

Дорогие друзья)

Срочно-срочно делюсь информацией со всеми заинтересованными)

Пока скорлупки орехов не сгнили)))

А теперь по порядку.

Представим - вы увлекаетесь окрашиванием травками, цветочками, корешочками. Вы сторонник всего эко и натур, но протрава, т.е. ионы металлов, вам все равно нужна, как не крути.

Конечно, многое зависит от красителя, но в целом красителю нужно ионы металла для закрепления цвета и получения дополнительный оттенков (вспоминает тут) . Большинство растений не могут нас порадовать высоким содержанием, например, железо или медно-содержащих соединений. (И это значит, например ,  - бегом в магазин все для сада и огорода (покупаем например купоросы), или просим у подружки медные пластинки, а у папы с дачи - ржавые гвозди, или в магазин за алюмосодержащими квасцами или винной кислотой ). Но вы считаете такие магазинные протравы не совсем честными, экологичными, и натуральными.

И как быть? Отказаться от практики растительного крашения? Ну нет уж, фигушки!!

Рассказываю вам о чудесных орешках, которые я открыла для себя буквально недавно. Быстро-быстро, а потом бегу собирать новые упавшие орешки!

Познакомьтесь! Манчжурский орех!

эко-красители, эко-морданты

Высокие деревья, с крупной декоративной листвой, красивой древесиной. Часто используются в городских парках для озеленения.

Зимостоек, переносит морозы по крайней мере до −45 ° (например, удовлетворительно растёт на юге Красноярского края, в Кузбассе, на Алтае, а также на территории Северной Америки — в Эдмонтоне, Альберта, Канада).

Для нас, красильщиков, самое интересное - зеленый околоплодник - зеленые шкурки.

эко, эко-протравы

Внутри зеленой шкурки - сам орешек. Принцип такой же, как у грецкого ореха.

Орешек у манчжурского ореха очень плотный, занимает до 80% от всего размера орешка. Ядрышко съедобное, вкусное, питательное  и очень полезное. Хотя доставать ядрышко очень муторно. Но я не об этом .

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ МАНЬЧЖУРСКОГО ОРЕХА

Корни: Эфирное масло 0,03%.
Кора корней: Стероиды: ситостерин. Дубильные вещества. Хиноны: юглон, циклотриюглон, 3,3-бис-юглон 0,012%.
Листья: Альдегиды: гексен - 2 - аль-1. Эфирное масло 0,008-0,3%, альфа= 0,903-0,908, Д= 1,4920-1,4960, в его составе (в %): альфа-пинен 11,27; бета-пинен 3,11; лимонен; 1,8 -цинеол; хлороформ 2,79; капроновый альдегид 5,13; камфен - следы; 3- капен 4,91; альфа - фелландрен - следы; борнилацетат - следы; кариофиллен 22,76; лонгифолен 14,46; гумулен 8,03;
альфа-терпинеол 8,37; гамма-кадинен 7,75; лямбда-кадинен 6,13; хамазулен 1,67; парафин.
Алкалоиды: югландин. Витамины: С, РР, бета-каротин. Содержание аскорбиновой кислоты до 5%. Фенолкарбоновые кислоты: кофейная 0,1%; галловая; в гидролизате -кумаровая. Дубильные вещества 2,64 - 12%: производные пирогаллола. Кумарины: эллаговая кислота 0,01-0,03%, Флавоноиды: югланин, авикулярин, гиперозид С12Н20О12 0,2%, 3 - арабинозид кверцетина С20Н18О11; 3 - арабинозид кемпферола С20Н18О10; в гидролизате кемпферол, кверцетин. Антоцианы в гидролизате: цианидин. Хиноны: юглон, глюкозид альфа-гидроюглона С16Н18О8, альфа-гидроюглон (1,4,5-триокси-нафтол), бета-гидроюглон. Высшие алифатические углеводороды 0,067%. Около 0,3% инозита (мышечный сахар), минеральные соли (5,3% золы). Инозит (мезо-инозит) относится к витаминам группы В. Инозит участвует в переносе жира, снижает уровень холестерина в крови.
Содержание в листьях никотиновой кислоты составляет 730-1440 мг%, пантотеновой кислоты 340-600 мг%, биотина -1,8-2 мг%.
Плоды:
Околоплодник: Органические кислоты: яблочная, лимонная. Витамины: С, каротин. Фенолкарбоновые кислоты: галловая. Дубильные вещества 14-35%: производные пирокатехина и пирогаллола.
Кумарины: эллаговая кислота. Хиноны: юглон, альфа-гидроюглон, бета-гидроюглон, 5 - глюкозид гидроюглона.
Зеленые орехи: Витамины С, В1, В2, РР, каротин.
Хиноны: юглон. Соли железа и кобальта.
Зрелые орехи: Стероиды: ситостерин 0,43%. Витамины: С, В1, В2, РР, каротин. Дубильные вещества 3-4%. Хиноны: глюкозид альфа-гидроюглона. Жирное масло 40-81% с йодным числом 123-166, в его составе кислоты (в %): линоленовая С18Н30О2 3,2-11,4; пальмитолеиновая 0,31; линолевая С18Н22О2 55,62; олеиновая С18Н34О2 13,78-28,15; пальмитиновая 5,2-12,22; стеариновая 1,25-2,5; лауриновая, миристиновая, арахиновая. Из оболочек семян выделены бета-ситостерол и его глюкозид.
Скорлупа: фенолкарбоновые кислоты и их производные:
галловая, метиловый эфир галловой кислоты. Дубильные вещества. Кумарины: эллаговая кислота, метиловый эфир эллаговой кислоты.
Несмотря, на, казалось бы, исчерпывающие данные по химическому составу маньчжурского ореха, исследования продолжайся как в России, так и за рубежом. Например, при помощи хроматографических методов установлено, что в состав орехового масла входит 61-65% линолевой кислоты, 10-23% линоленовой, 6% пальмитиновой, 1% стеариновой и 20% олеиновой кислот. Показано, что по содержанию линолевой кислоты ореховое масло не уступает кукурузному и превосходит хлопковое, соевое, подсолнечное и льняное масла. По содержанию линоленовой кислоты ореховое масло уступает только льняному. Отмечено, что так как линолевая, линоленовая и олеиновая кислоты не синтезируются организмом человека и животных, то маньчжурские и грецкие зрелые орехи представляют значительную ценность по диетическим и лекарственным свойствам. При поступлении с пищей указанные кислоты участвуют в образовании арахидоновой кислоты в. организме. Недостаток последней приводит к дерматозам, выпадению волос, повышению чувствительности к бактериальным инфекциям желудочно-кишечного тракта и легочной ткани, ухудшению зрения и т.д.
В летучих веществах листьев ореха идентифицирован при помощи методов газожидкостной хроматографии, масс-, и ИК-спектрометрии гемакрен Д - 0,5 мг/кг (13%), а также кариофиллен (15%), (Е)- бета - оцилен (12%), бета -пинен (11%) и лимонен (10%). Установлено, что наивысшее содержание юглона наблюдается в период вегетации в сентябре. При исследовании листьев определено содержание флавоноидов и таннинов в 16 образцах сырья в течение периода вегетации. Раздольное исследование зеленых и бурых листьев показало, что количество флавоноидов в них зависит от времени их сбора, а не от окраски. В работе азербайджанских ученых изучен химический состав перегородок (лакуны) плодов грецкого ореха. Установлено, что в пересчете на абсолютно сухой вес, лакуна содержит алкалоиды (0,017%) , йод (38 мг%), глюкозиды (0,07%), дубильные вещества пирокатехиновой группы (до 7%), сахара (до 4,5%), пектиновые вещества (2,8%), общие титруемые кислоты (0,11%), аскорбиновую кислоту (до 75 мг%). Проведено изучение зольного состава спектральным анализом. Установлено, что лакуна содержит медь, молибден, серебро, марганец и стронций. Наличие летучих алкалоидов, гликоалкалоидов, сердечных гликозидов, кумаринов, рутина, эфирных масел не установлено.

 источник химсостава amrita-dv точка narod точка ru

Теперь еще ближе к теме повествования.

Берем зеленые шкурки ореха:

маньчжурский орех

делаем отвар,

кипятим,

остужаем, вымачиваем приготовленную шерсть/шелк/другие натуральные волокна

орехи

добавляем краситель, который требует протравы (проверяла на марене ) .

эко-крашение

Никакой другой протравы не добавляем!!! ни соли, ни квасцов, ничего вообще!!! Только вымачивание в отваре околоплодника ореха!!

Варим кому как удобно! Мне удобно в пакете - меньше грязи.

окрашено в ручную

Остужаем, выполаскиваем, сушим.

А теперь любуемся))

Розовая шерсть с права - окраска с мареной "турецкий красный" с протравой алюмокалиевыми, с лева - вымачивание в отваре околоплодника, + тот же краситель. Расход красителя одинаков, около 10% от веса окрашиваемых материалов.

крашение

окрашивание

В тех местах топса, где марены было мало, получился коричневый цвет.

Цветостойкость красителя проверяла сама некоторое время, но пока не долго, и нашла в интернете.

Сопоставление показателей светостойкости тканей, окрашенных отваром маньчжурского ореха, с результатами оценки светостойкости тканей другими видами красителей показывает, что светостойкость природного красителя на шерстяной ткани достаточно высокая и не отличается от светостойкости красителей, традиционно применяемых для ее крашения (5-6 баллов). Однако, светостойкость этого природного красителя на капроновой ткани (1-3 баллов) значительно ниже светостойкости используемых синтетических красителей.

Т.е. ткани натурального состава красим и радуемся)

Т.же можно красить одним отваром околоплодника, с добавлением различных протрав, уксуса, или без всего, варьируя концентрацию. Получаются оттенки коричневого, желтого, зеленого и черного цвета.

Околоплодники можно сушить, замораживать. В составе содержится до 5% сахара, поэтому они быстро гниют на воздухе.

Усыхают в 7,5-8 раз.

это интересно

Орехи можно мыть, с права орешек мытый,

ксения семенча

и использовать для детского творчества, а так же для красивых, ажурных изделий, смотрим тут .

Уже идет орехопад, поэтому все заинтересованные - бегом на сбор орешек))

Безусловно, есть красители, которые красят сами и без протрав. Но таких красителей немного,и  их цветовая гамма достаточно  блеклая и ограниченная, на мой взгляд. Подобным способом интересно красить с мареной, бархатцами, некоторыми другими цветами и растениями. Кроме того, подобное протравливание экономит расход красителя, ускоряет процессы, позволяет покрасить более экономично.

Приятного нам всем творчества долгими зимними вечерами)))

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email