Сегодня я хотела бы напомнить об одном из гениальных композиторов - Вольфганге Амадее Моцарте, вернее о том, что этот ребенок появился на свет сразу необыкновенным!
И, конечно - благодаря стараниям отца эти необыкновенные способности были замечены и развиты! Казалось бы, что все, что было дано маленькому человечку, могло быть выжато из него в детстве, в результате многочисленных и тяжелых концертов и гастролей! Но нет! Ему многое было дано!
Вольфганг Амадей Моцарт прожил всего 35 лет! Но посмотрите - какая бурная и насыщенная жизнь была у него с 6-ти лет до 22 лет!
Великий австрийский композитор родился в городе Зальцбурге .
Его отец, Иоганн Георг Леопольд Моцарт, работал придворным музыкантом в капелле архиепископа. Автор симфоний, ораторий, трио-сонат, опер - он был выдающимся педагогом и оказал огромное влияние на музыкальное развитие своего гениального сына, которого обучал композиции, игре на скрипке и клавесине.
У Анны и Леопольда Моцартов было семеро детей, однако младенческий возраст пережили только двое — дочь Мария Анна, родившаяся 30 июля 1751 г., и сын Вольфганг, появившийся на свет 27 января 1756 г. Его рождение едва не стоило жизни матери, и очень не скоро она смогла оправиться от болезни, последовавшей за родами.
Отец рано начал заниматься с дочерью игрой на клавесине. Их занятия привлекали внимание трехлетнего мальчугана.
Он мог подолгу сидеть за инструментом и развлекаться подбиранием терций. Найдя их, он с радостью повторял созвучия. Когда Вольфгангу было четыре года, отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать с ним некоторые пьесы. Очень скоро мальчик мог играть их с совершеннейшей чистотой и в строжайшем ритме. Тут же в нем пробудилось стремление к самостоятельному творчеству.
Пятилетний Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которые проигрывал отцу и просил записать их на бумаге.
Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.
К шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения на клавесине, овладел игрой на скрипке и органе. И отец, и его друзья-музыканты не уставали удивляться столь невероятно быстрому развитию ребенка.
Придворный музыкант Леопольд Моцарт мечтал, чтобы жизнь его сына Вольфганга была иной, чем у него самого — не такой тяжелой и однообразной, не такой беспросветной.
Несмотря на его непосильную работу и близость к блестящему двору архиепископа, семья Моцартов жила более чем скромно, зачастую не имея средств расплатиться с долгами. Рано созревший талант сына вселял в отца надежды о лучшем устройстве жизни семьи.
Отпросившись в отпуск, отец решает везти мальчика и его талантливую сестру в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!
Сперва они посетили Мюнхен и Вену, а затем Париж и Лондон. В Лондоне Вольфганг близко познакомился с известным музыкантом Иоганном Христианом Бахом, младшим сыном великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Несмотря на малолетство своего нового знакомого, Бах вел с ним длительные беседы о музыке, знакомил со своими произведениями и творчеством великих мастеров настоящего и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки; кроме того, оба они импровизировали.
Больше года прожила семья Моцарта в Лондоне, и за это время дети дали более десятка концертов как для широкой публики, так и в королевском дворце. Получив приглашение из Голландии, Моцарты посетили Гаагу, Амстердам и другие города. Девять месяцев они провели в Голландии. За это время Моцарт написал серию новых произведений; среди них одна симфония, шесть сонат для клавесина й скрипки, сборник клавесинных каприччо.
Концерты проходили с триумфом. Программа Вольфганга поражала разнообразием и трудностью. Маленький виртуоз играл на клавесине один и в четыре руки с сестрой. Не менее сложные произведения он исполнял на скрипке и органе. Импровизировал (одновременно сочинял и исполнял) на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения. Слава летела впереди него. Вольфганга называли «чудом XVIII века».
Занимала знатную публику и внешность маленького виртуоза. Мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу. Ради забавы слушатели заставляли ребенка играть по клавишам, закрытым полотенцем или платком, исполнять трудные пассажи одним пальцем. Любимым развлечением публики была проверка его тончайшего слуха. Вольфганг улавливал разницу между интервалами в одну восьмую тона, определял высоту звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете.
Все это было очень утомительно, тем более что концерты в то время длились по четыре-пять часов.
И все же отец старался продолжать образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией.
В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с фортепиано, а в Лондоне — симфонии, исполнение которых принесло ему еще большую славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу. Прославленная, счастливая, но уставшая семья Моцартов возвратилась в родной Зальцбург. Шел 1766 год...
Однако отдых длился недолго. Леопольд Моцарт понимал, что даже самый блестящий успех преходящ, и хотел закрепить завоеванные позиции. Вскоре он принялся готовить сына к новым выступлениям. Начались усиленные занятия композицией, работа над концертными программами.
Между тем поступали многочисленные заказы на новые произведения, и Вольфганг наравне со взрослыми усиленно сочинял музыку. Венский оперный театр заказал ему комическую оперу «Мнимая простушка».
Ему было всего двенадцать лет, а на его судьбе уже начинала сказываться зависть музыкантов. Для них Вольфганг перестал быть чудо-ребенком. Он превратился в серьезного соперника — прославленного композитора. Завистники боялись померкнуть в лучах его славы. Кроме того, он отнимал у них заказы, то есть деньги.
Отец был уверен, что если Вольфганг покорит своим необыкновенным талантом родину оперы и завоюет сердца итальянцев, он найдет себе достойное место в жизни. И они едут в Италию — на этот раз вдвоем.
Затри года (1770—1773) отец и сын посетили крупнейшие города этой страны — Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. Второй раз в своей жизни Вольфганг, теперь уже четырнадцатилетний музыкант, переживал триумф. Его концерты проходили с потрясающим успехом. Слушателей поражали сложность и разнообразие его программы. Мальчик выступал как клавесинист-виртуоз (особенно изумляла всех необычайная подвижность его левой руки), как аккомпаниатор и скрипач. Казалось, нет в области музыки такой задачи, которую он не мог бы решить.
Кроме того, в церквах, монастырях и соборах Моцарт играл на органе. Его концерты собирали такое огромное число слушателей, что приходилось силой помогать ему прокладывать дорогу к стулу органиста.
В 1770 г. он дирижирует исполнением своей оперы-сериа «Митридат, царь Понта» (по Ж. Расину) в Миланском оперном театре, крупнейшем театре мира, известном своими прославленными певцами. Это сложное произведение, заказанное ему театром, было написано за полгода. Опера шла двадцать раз подряд с неослабевающим успехом. В результате Моцарт получил заказ на новую оперу («Люций Сулла»).
В Риме произошел казус, еще раз поразивший итальянцев. Прослушав в Сикстинской капелле исполнение многоголосного хорового произведения, Моцарт записал его, вернувшись домой.
Очевидно, при его фантастически тонком слухе и гениальной музыкальной памяти ему это было не сложно. Однако произведение считалось собственностью церкви! Оно исполнялось всего два раза в год, и выносить ноты из храма или переписывать было запрещено под страхом сурового наказания. Но перед чудесным даром музыканта отступила и строгая церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он всего лишь запомнил!
Избрание Вольфганга в члены Болонской филармонической академии явилось еще более необычным фактом его жизни. Этому предшествовало специальное испытание — он должен был в присутствии известного итальянского теоретика и композитора падре Мартини за полчаса написать весьма трудное многоголосное сочинение. Гениальный мальчик справился с этим и стал самым юным членом академии за все время ее существования...
В Италии Моцарт расширил и обогатил свои знания. Он изучал живопись и скульптуру, присматривался к жизни и быту итальянцев. Но, конечно, больше всего он интересовался музыкой. Его симфонии, оперы и многие другие произведения, написанные как тогда же, в Италии, так и позже, свидетельствуют о том, что юный композитор очень глубоко проник в характер и склад итальянской музыки.
Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сыну не придется вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где нет даже оперного театра, где музыкальные интересы так ограничены!
Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Имя молодого музыканта было у всех на устах, однако все попытки найти работу в Италии оказались безуспешны. Никто из важной и всесильной знати не мог оценить по-настоящему гениального юношу — как когда-то и чудо-ребенка... Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьезность и вдумчивость его музыки, отступление от традиций, потакающих привычным вкусам.
Игрушки быстро надоедают, забавы прискучивают, увлечения проходят... Вот и Моцарт был скоро забыт. Трудное, но счастливое детство и юность кончились.....
Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд....
И вот еще несколько высказываний знаменитых композиторов и музыканов о музыке Моцарта.
« Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно».
П. И. Чайковский.
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе «Моцарт».
А. Г. Рубинштейн.
"Он молод как мальчик и мудр как старец — никогда не устаревающий и не современный; его живая просветленная улыбка продолжает озарять нас своим светом."
Феруччо Бузони.