Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > История одной игрушки или почему их любят дети

История одной игрушки или почему их любят дети

Виды творчества:   Роспись > Роспись по дереву
История одной игрушки или почему их любят дети | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу Вам рассказать немного историю лошадки-качалки. Игрушка эта необыкновенная и корни её рождения уходят далеко в глубь веков....

лошадка

Я люблю свою лошадку, 
Причешу ей шерстку гладко, 
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

                          А.Барто.

лошадь

Историки утверждают, что конь-качалка появился в 5 веке н.э. в Греции, исключительно  для развлечения юных греков. Потом он перекочевал в Персию, а может быть процесс создания этой бессмертной игрушки шел параллельно в нескольких странах. Но  если бы ни греки, ни персы "не дотомкали" до этого гениального открытия, конь - качалка все равно бы возник  в эпоху Позднего Средневековья.  Век рыцарства просто не смог бы обойтись без этой игрушки. В это время лошадка-качалка использовалась и как первое "учебное пособие" при обучении навыкам верховой езды. Иногда в двух вариантах - и "качалочном", и "колесном".

игрушка

Потом были несколько веков совершенствования, и в 17-18 вв. лошадки - качалки предстают перед своими юными хозяевами в практически современном виде. Правда, в отличие от теперешних для их изготовления использовались  натуральные материалы.  Лошадь-качалку производили в основном из дерева, амуницию, сёдла и уздечки, делали из кожи, использовали стеклянные глаза и настоящий конский волос для гривы и хвоста. Порой такие игрушки превращались в настоящие произведения искусства, являсь  шедеврами ручной работы, и, соответственно  стоили немало.  Это были игрушки для богатых детей. Такого коня имел в детстве будущий английский король   Карл Первый. Его отец, Яков Первый очень поощрял подобные развлечения сына:  «Наиболее благородными и достойными одобрения среди игр являются игры на конях».

история

Одна из самых ранних лошадка-качалка, 17 век
Музей Виктории и Альберта, Лондон.  В 1610 году принцу Карлу 1 было 10 лет. Он был скромным  мальчиком с плохим здоровьем, с трудом ходившим и говорившим. Существует версия, что эту лошадку-качалку придумал дворецкий Карла для того, чтобы мальчик развивал свои ноги. Нет возможности это доказать, но с тех пор данный экспонат находился при царской семье и передавался из поколения в поколение.

На конец 19 - начало 20 веков пришелся пик популярности этих игрушек.  Ни одна детская не обходилась без  обязательного атрибута  - лошадки-качалки.

Вообще, среди преданных поклонников коня - качалки немало  незаурядных личностей. К лошадкам - каталкам можно, с некоторой натяжкой, причислить Троянского коня, а к его почитателям всех сражающихся с троянцами ахейцев. Кстати, троянцы тоже не смогли устоять перед его обаянием.

винтаж

Отдаленная по времени копия троянского коня  -  лошадь-качалка в Австралии. Высоко в холмах Аделаиды, в городе Гумерача находится демонстрационный образец местной фабрики по производству деревянных игрушек. Посетители могут пролезть сквозь лошадь к трем выигрышным позициям: одной — на кресле, одной — на седле и одной — наверху головы лошади. Она впечатляюще большая, весит 25 тонн, вмонтирована в 80 тонн бетона и возвышается более, чем на 18 метров над уровнем земли. Но при этом всем она, к сожалению , не качается.

Согласно легенде, не расставался со своим конем - качалкой Чингиз Хан. Возил ее собой в самые дальние походы, благодаря тем самым за рожденные на крупе этого "животного" мечты, казавшиеся несбыточными и ставшие явью.

антиквариат

Rocking Horse изготовленные в Англии в период между 1950 и 1959 годах. 

Обожал скакать на своей деревянной лошадке юный Александр Македонский. С неё, очевидно, началась его беззаветтная любовь к лошадям, которую он пронес через всю жизнь. Именно она, в конечном счете, и привела его к гибели.

Цезарь в своих записках вспоминает о своем первом "боевом" коне  - любимой деревянной лошадке в Риме.

детская

Rocking Horse сделано в Англии между 1800 и 1850 году 

Наполеону Бонапарту лошадку подарил отец   самолично, вырезав ее из дерева. Эта лошадка всегда находилась с императором и на острове Св. Елены, в дни его одиночества. Когда Наполеон умер, английские солдаты, охранявшие его и очень его уважавшие, поняли, что эта игрушка, которой так дорожил император, должна быть похоронена вместе с ним, в той же безымянной могиле. 

ы8 (187x240, 8Kb)

Лошадка-качалка, сделана в США, 1959
Музей Виктории и Альберта, Лондон

От отца  в подарок получил  лошадку,  вырезанную  из альпийской сосны  и  Папа Римский (Иоанн XXIII). И она тоже стала его любимицей.

ыы2 (480x360, 16Kb)

 Популярность игрушки растет, их производство принимает промышленный характер, и в 19 веке целые табуны лошадок -  качалок и в Европе,  и в Америке  врываются в детские.  Каждая страна имеет свои фирменные знаки. В Германии предпочитали расписывать игрушки, в Англии же, в основном,  лошадки делались резными.  Появляются качалки, скачущие вверх -  вниз.

ыы4 (604x700, 310Kb)

Этим занимались в  США Benjamin Potter Crandall  и  4 его  сыновей, а Jesse Crandall в 1859 году разработал конструкцию-сендвич из 2 плоских профилей, идеальную для малышей. W. A. Marqua из Цинциннати сделал очень важную вещь: оснастил лошадку металлическими брусками, которые приводили ее в неподвижное состояние и решали проблему порчи полов.

  ыы5 (550x375, 189Kb)

В середине 20 века увлечение лошадками - качалками пошло на спад. Они вытеснялись игрушечными автомобилями. Но сейчас на ретро-волне все возвращается на круги своя. Знаменитости дарят своим детям все тех же лошадок. Правда, из чистого золота. Такую качалку  получила в  подарок  дочь Бейонсе и Jay-Z .

ыы7 (440x366, 18Kb)

 А у внучки Онассиса Софии самая натуральная лошадка. Хвост и грива у нее из конского волоса, зубы сделаны со слепка зубов настоящей лошади, а копыта покрыты пластинами из отполированного черепашьего панциря.  

А это оборотная сторона медали, стиль минимализм - дешево и сердито. Две  крайности. Истина, очевидно лежит где - то посередине.

Как бы то ни было лошадок - качалок с полным правом можно зачислить в разряд "вечных" спутников детства. И, совершенно ясно, что еще не одно поколения с восторгом скомандует себе: " По коням!"

ы1 (700x430, 73Kb)

Лошадки-качалки в Музее детства Виктории и Альберта в Лондоне.

Но ведь не может так быть, что в других странах лошадки-качалки были, а в России нет. На игрушки так же существует мода, мастера из одних стран перенимают опыт у мастеров из других стран. Игрушечные лошадки в виде примитивных фигурок с древности существовали на Руси. Но меня интересует период появления лошадок качалок с более реалистичными чертами. В Европе появление таких игрушек датируется приблизительно 17-18 веком, многие лошадки, созданные в 19-м веке успешно дожили до наших дней. А что же у нас?

И вот!!!

1902 год,  Санкт-Петербург

Ура ура, вот они лошадки дореволюционного производства!!! И какие симпатичные:) Не качалки, правда, а каталки :))) но это не так важно, главное, что фигурки лошадок и сбруя очень аккуратно и натуралистично выполнены.
Интересно, хоть одна дожила до нашего времени?

Ещё одно упоминание о лошадках качалках найдено в статье Александра Грекова "Игрушки царских детей":
"Самый яркий экспонат этой части собрания – уникальный конь-качалка, сделанный русскими мастерами по заказу Екатерины II для будущего царя Павла I. Его убранство выполнено с большой тщательностью – удобное, с глубоким выгибом кожаное седло, настоящие подковы, стремена, удила. Изысканный потник из красного сукна украшен вензелем императрицы".   
Вот единственное фото, которое удалось найти на просторах интернета, видимо это и есть та самая лошадка:

Получается, что этой лошадке около 250 лет! 

 Фотографии начала прошлого века с лошадками-качалками:

Фотографии сделаны в фотоателье разных городов России (лошадки часто служили реквизитом.

 Во время качания ребенок будет развивать мускулатуру, координацию движений, равновесие и красивую осанку всадника.
Современной наукой доказано, что развитие вестибулярного аппарата - один из важнейших компонентов занятий с ребенком. И пожалуй, один из самых легких.
В младенчестве мама покачивает новорожденного на руках, тем самым, стимулируя вестибулярный аппарат ребенка. Классические потешки вроде «Поехали, поехали за грибами, за орехами, в ямку бух!», когда ребенка сначала покачивают на коленях, а потом резко опускают вниз – ни что иное, как еще одна разновидность тренировки вестибулярного аппарата. По выходным папа с удовольствием крутит подросшее любимое чадо за руки или подбрасывает в воздухе, на улице малыш с восторгом катается на всевозможных качелях и каруселях. Как еще можно помочь своему ребенку в развитии вестибулярного аппарата, чтобы в дальнейшем он был активным и ловким, не испытывающим неудобств и недомоганий в транспорте и тем более на воде?
Детям присуща потребность стимулирования вестибулярного аппарата – вспомните, как вы сами в детстве любили кружиться на одном месте. Или закручивались на веревочных качелях, а потом отпускали ноги, и вас начинало быстро-быстро кружить.
А еще все дети любят качалки которые не только стимулируют вестибулярный аппарат, но и успокаивают, развивают фантазию. Особенно если твоя качалка - это настоящая лошадка, за которой можно еще и ухаживать, обнимать, разговаривать и заботиться.

Именно поэтому мы делаем лошадок!)))))

Ваша Фрида Гоц))

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email