Как проходила реставрация "Тайной вечери"Леонардо Да Винчи.

  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Живопись
Как проходила реставрация

«Тайная вечеря» (Il Cenacolo или L’Ultima Cena, итал.) — фреска работы Работы Леонардо Да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта - Мария - делла Грацие в Милане.

Размер фрески примерно 460х880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо. Годы создания 1495—1498.

живопись маслом

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте

Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены.

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова.

Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, габса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

занимательные истории

"Тайная вечеря" до реставрации.

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие.

В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком.

Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца.

Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности.

В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.

Затем трапезная использовалась как тюрьма.

В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

К концу второй мировой воины "Тайная вечеря" пришла в такое бедственное состояние, что, казалось, и краски, и грунтовка вот-вот превратятся в пыль. Итальянское Министерство изящных искусств предприняло последнюю попытку спасти живопись, понимая, что оно ничего не теряет в случае неудачи и много приобретает в случае успеха.

искусство

Мастер реставрации Мауро Пелличоли пустился в восьмилетнее рискованное предприятие, потребовавшее от него сверхъестественно точной и тонкой работы. Для начала Пелличоли закрепил живописный слой на стене с помощью только что изобретенного шеллака, абсолютно чистого  воска.Такого успеха многие специалисты в этой области не ожидали.

 С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барчилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра.

Группа реставраторов под руководством синьоры Барчилон поставила перед собой две цели. Первая была вполне традиционной – сделать всё возможное для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение «Тайной вечери». Вторая заключалась в том, чтобы очистить фреску от многочисленных напластований разных эпох, оставив на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие только то, что было написано самим Леонардо да Винчи.

фрески

Перед началом собственно реставрационных работ фреска была подвергнута тщательному обследованию с использованием самых современных технологий. Такому же тщательному обследованию была подвергнута и кирпичная кладка стены. С помощью сверхмощных микроскопов, рентген-аппаратов и технологии инфракрасной рефлектоскопии был досконально изучен каждый миллиметр шедевра Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» также скрупулёзно исследовалась методами современного химического анализа для того чтобы определить состав красок и лаков, которые составляли живописный слой фрески.

Реставрационные работы осуществлялись крайне осторожно. В своей книге синьора Барчилон вспоминала, что результат работы её группы за один день иной раз заключался в том, что они могли очистить фрагмент фрески площадью с почтовую марку.

Перед Пинин Брамбиллой Барчилон, как и перед многими её коллегами-предшественниками, стал вопрос: что же делать после того, как расчистка фрески была произведена? Иначе говоря, нужно ли было оставить «Тайную вечерю» в том виде, в котором она оказалась после «демонтажа» слоёв краски, нанесённых в более поздние эпохи, или же попытаться заново «переписать» работу Леонардо?

Рабочая группа синьора Барчилон подтвердила вывод Мауро Пелличоли о том,

что от работы Леонардо на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие осталось самое большее – 30%.

И если оставить всё, как есть, то фреска будет выглядеть как своего рода лоскутное одеяло с массой пустых фрагментов, оригинальная живопись которых за прошедшие века была окончательно утрачена.

В конце концов, было принято следующее решение: фрагменты фрески, не подлежащие восстановлению, переписать заново акварелью более приглушённых цветов, тем самым, не вводя зрителей в заблуждение,

дать им понять, что эти, более тёмные, фрагменты не являются оригинальной работой Леонардо да Винчи.

Реставрация фрески, как уже было сказано, в общей сложности продолжалась 21 год.

Когда 28 мая 1999 года роспись была открыта для осмотра посетителей, естественно, тут же разгорелись ожесточённые споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у ряда изображённых на фреске фигур. Одним из наиболее суровых критиков работы Пинин Барчилон был Джеймс Бэк, профессор истории искусств Колумбийского университета, специалист по искусству эпохи итальянского Возрождения.

А, к примеру, американский искусствовед Джеффри Морсбург  задавалсяся резонным вопросом: «Сегодня мы можем только догадываться, как работа Леонардо выглядела изначально. Да, усилиями синьоры Брамбиллы и её коллег фреска была очищена от результатов всех предыдущих реставрационных потуг. Синьора Брамбилла говорит, будто бы в ходе реставрационных работ выяснилось, что из сохранившихся на стене монастыря росписей лишь 30% принадлежит руке Леонардо. Но вот вопрос: что она подразумевает под этими тридцатью процентами? 30% от общей площади красочного слоя до начала реставрации, или же 30% от того, что осталось на стене после расчистки росписи? Но в любом случае является фактом то, что синьора Брамбилла обнаружила лишь слабый след от руки мастера на некоторых фрагментах фрески».

Если руководствоваться вторым соображением Джеффри Морсбурга, то получается, что от изначального замысла Леонардо да Винчи в сегодняшней «Тайной вечери» после многочисленных переписываний, подправок и реставраций вполне могло остатьсявсего-то… 9% красочного слоя!

И вот тут возникает вопрос, не задаться которым невозможно: каков же, на самом деле, был замысел Леонардо?

Для данной публикации были использованы следующие материалы:

1. Игорь ОСОВИН.  Статья "Тайная вечеря" да Винчи в ХХ веке : реставрация Пинин Брамбиллы Барчилон и каков же был замысел Леонардо Да Винчи?"

2. Энциклопедия реставратора. "Реставрация фрески "Тайная вечеря" Леонардо Да Винчи.

Комментарии (12)

Очень интересный рассказ!

Поймала себя на такой мысли: хотя я поверхностно была знакома с приключениями этой картины и понимала, что от первоначального красочного слоя осталось немного, все равно я настолько уже привыкла к ее нынешнему виду, что подсознательно думаю, что так всегда и было.

Наверное, если бы вдруг удалось установить, как картина выглядела на самом деле, она бы оказалась мало похожа на то, что мы знаем как "Тайную Вечерю"{#}

Ася, я думаю, что единственным мотивом у художников было - остановить процесс отслоения краски и сохранить первоначальный замысел Мастера. Никто, я думаю, и не помышлял самоутвердиться на этой фреске.

Вспомните "Реквием" Моцарта. Разве по музыке вы почувствуете разницу между тем, что написал сам Моцарт и тем, что после его смерти дописал другой композитор! Музыка звучит, как единое целое.

конечно, я и не думаю, что кто-то хотел самоутвердиться. Просто каждому следующему реставратору оставалось все меньше от оригинального изображения, а значит, все больше приходилось додумывать (даже если они не записывали пробелы, все равно ведь наверняка пытались представить, как они были заполнены). А чем больше приходится додумывать, тем меньше вероятность, что это полностью совпадет с первоначальным замыслом.

А в итоге все смотрится целостно. С аналогией с Реквиемом полностью соглашусь.

Мне кажется, что у Леонардо были и менее долговечные работы, ведь он постоянно эксперементировал!?{#} Поражает, конечно, кропотливая и тонкая работа рестовраторов (21 год {#})! Зато какие они испытывают эмоции, когда снимают эти вековые слои и видят перед своими глазами то, ради чего столько трудились!? Кайф!

Спасибо за публикацию!{#}

Да, Ольга! Я вот тоже думаю: какова же была степень гениальности Леонардо и потребности созерцать его работы у людей, живущих не то что в разные десятилетия, а в разные столетия!

И ведь поняли, что мастер ошибся, придумывая новую технику росписи, но все равно спасали эту работу! Значит, она жизненна была нужна и людям, живущим и 18, 19, 20 и 21 веках!

Да, мне тоже хотелось рассказать именно о реставраторах. О их благородной профессии! Как часто мы радуемся, что в музейных залах выставили отреставрированный шедевр Мастера! А знаем ли мы имена людей этого действительно творческого коллектива, который наперекор времени сохраняют нам произведения искусства?

А то, что искусствоведы такие перфекционисты - так это работа у них такая!{#}

Спасибо за публикацию.Я давно трепещу перед творчеством да Винчи.Поэтому именно эту фреску вышила крестом и теперь она постоянно радует мой взгляд.

Handmade by Nataniel 17.09.2013

Очень интересная статья. спасибо!

Большое спасибо! Очень интересно!!!:) смотрела я как то передачу про эту ретаврацию. Там тоже была подвергнута критике реставратор, были проведены подробные сравнения того что было до реставрации и после. К тому же были приведены чертежи, якобы принадлежавшие Леонардо, где фигуры были по-другому расположены. Мне, как дилетанту, все это очень интересно. И, конечно, очень жаль, что так все не вечно в ншем мире. Правда с сожалением думаю, что пластиковая муа, которой мы засоряем ланеты будет вечно храниться под солнцем, а настящее искусство, от которого захватывает дух - так хрупко. К счастью, есть работы Леонардо в более надежных местах!

Юлия (ArtEffect) 17.09.2013

С огромным интересом прочитала статью.

Леонардо потребовалось около трех лет, чтобы создать шедевр, а последнему реставратору 21 год, чтобы спасти эти небольшие проценты прикосновений гения. Но , думаю, современикам даже этих процентов достаточно, чтобы ощутить замысел Леонардо, дело ведь не только в красочном слое. Так что спасибо синьоре Брамбилле за те усилия и долгие годы работы.

Очень,очень интересно!И очень,очень жалко!

Спасибо!

Очень интересно! Большое спасибо за статью! Леонардо Да Винчи - гений. Очень люблю его живопись.