> Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Натюрморты "Цветы и фрукты". В поисках вдохновения.

Натюрморты "Цветы и фрукты". В поисках вдохновения.

Виды творчества:   Разные виды творчества
Натюрморты

Вдохновение вещь хрупкая, непредсказуемая, нежная:) Всегда мы ищем источник в красивом. Вот и я, прошерстив всевозможные альбомы с живыми букетами европейских флористов, наткнулась на целый пласт красоты - картины голладских, фломандских художников.

натюрморт

Немного истории.

"В 1581 году жители Северных Нидерландов провозгласили независимую Республику Соединённых провинций. Голландия стала лидером среди прочих. Последовали изменения в устройстве страны, в том числе, изменилась религия.Новая религия, кальвинизм, не признавала никаких икон и вообще, церковного искусства.. Голландские художники стали искать новые темы для своих полотен. Они обратились к окружавшей их действительности, будничным событиям, происходившим изо дня в день в соседней комнате или на соседней улице. Да и заказчики — чаще не вельможи, а малообразованные бюргеры — больше всего ценили произведения искусства за то, что они «совсем как живые». 

цветы

Картины стали рыночным товаром, и благосостояние живописца всецело зависело от умения угодить заказчику. Поэтому художник всю жизнь совершенствовался в определённом жанре. Настроение, которым проникнуты произведения голландской школы, и даже их небольшой, как правило, формат говорят о том, что многие из них предназначались не для дворцов, а для скромных гостиных и были адресованы простому человеку. 

фрукты

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте — из цветов и плодов, в Гааге — из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме — роскошные десерты, а в университетском Лейдене — книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты — череп, свечу, песочные часы. "

голландия

Питер Клас: "В цветочных натюрмортах композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь. Проявляя столь характерный для времени интерес к многообразию форм природы, художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц. 
В наиболее пышных букетах можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Эти картины создавались, естественно не с натуры, а на основании предварительных штудий, и целью художника было показать богатство и красоту царства Флоры, независимо от времени года."

Вот так и мы, нынешние мастера флористики задумываемся о том, что надо составить букет реалистичный, такой, чтобы не оказались в одном букете, скажем, сирень и гладиолус:) А голландцы вон как щедро составляли букеты в своём воображении:).

А вообще, есть мысль, сделать как-нибудь вот такой шикарный букет с натюрморта. Думаю, это будет необыкновенно красиво:)

"И каждый объект на картине тогда соответствует тексту: роза, цветы полевые, насекомые - традиционный символ краткого человеческого существования, а бабочки и стрекозы - символ спасения души. Постепенно для таких натюрмортов отбирались особо значимые предметы. Песочные часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов - о увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки - о кратковременности, а королевские регалии - о всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь. Особо выделялся человеческий череп - яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи - символ угасшей жизни."

" Очень часто символом бренности служат цветы и травы. Особенно, если цветы и травы - полевые. Помещенные на фоне пустого проема окна они еще более подчеркивают безнадежность. Иногда листья цветов изъедены насекомыми, а рядом разбросаны пустые раковины или орехи."

Вот примеры.

Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха - страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.

Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.

Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности - сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи; в центре - символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.); увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела, как “сосуда мерзости и греха”.

Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.

Почти всегда цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего, это пустые раковины - знак пустых плотских удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Яйцо - традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы. Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна. И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее.

Ключевые слова:  

Спасибо! Супер!!!

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

На здоровье, рада, что понравилосьimage

Ого...! - красота!

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

да, я тоже вдохновиласьimage

Спасибо! С большим удовольствием почитала и посмотрела.

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

На здоровьеimage Будем любоватьсяimage

Да, великолепная подборка!{#} Большое спасибо!

Но я бы советовала не "вдохновляться", а просто учиться у великих мастеров. В пояснении очень информативно рассказано о композиции, об изображаемых предметах, о смысле каждого предмета. А я бы добавила - посмотреть, как все закомпоновано на холсте, откуда падает свет, как цвет фона неразрывно связан с цветовой гаммой букета!

В-общем, включить в себе "ученика".

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

А разве вдохновение не приглашает к учёбе? На мой взгляд, одно без другого не существует.

Елена,спасибо за подборку ! Очень красиво ,интересно и познавательно !

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

А мне на почту не приходят почему-то уведомления о новых комментариях. Я и не вижу, что столько откликовimage Спасибо, Галина!{#}

три сестры

Елена, спасибо за публикацию! Очень радостно всегда видеть на ЯМ нечто прекрасное, уже проверенное временем! ))

С уважением, Майя.

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Майя, и Вам спасибо за отклик на публикациюimage Действительно, вдохновлятся, воспитываться лучше на работах мастеров веков ушедших, это то, что нужноimage

Elvira&Vladimir

Шедевры...можно любоваться бесконечно)))))))))Спасибо!

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Ой, точно, можно до бесконечности разглядыватьimage

Странное ощущение... Живопись потрясающая, оптимистичная, радующая. А описание - про пустые скорлупки, раковины, мух, изъеденные листья....Не вяжется с иллюстрациями.

Но картинами налюбовалась. Хотела бы я так писать! Спасибо

три сестры

Танечка, а Вы всмотритесь! разве не замечаете, что плоды и цветы, как бы перезревшие... вот-вот опадут, увянут, осыпятся... Разве не чувствуете ускользающую красоту? )

Татьяна (ArtistTa)

Удивительно! {#} Начала приглядываться - нашла намеки на увядание. Но первое впечатление - роскошные букеты. Буду дальше разглядывать с пристрастием. В избранном. Спасибо!

три сестры

Я тоже добавила в избранное - любоваться и думать о бренности бытия )))

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

О, да, там же как раз и говорится о смысле изображения - церковные аллегории, цикл рождения, смерти и вознесения.

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Вы знаете, я взяла текст с трактовками символики, именно потому, что на многих полотнах повторяются одни и те же изображения и самой стало любопытно - зачем? Ну и рассказ об особенностях живопоси, какие-то художественные изыски, мне думается, на ЯМ, мало кто читает. А тот, кто читает, всегда почитает буквально интересную литературу на сей счёт Например монографию "Голландский натюрморт 17 века", Ю. А. Тарасова.{#}

Так что, я полагаю, что краткая справочка в самый раз Хотя, может я Вас не так поняла.

Красота!!! Спасибо за публикацию! image

три сестры

Елена, а каков источник текста? Хотелось бы углубиться в тему ))))

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Майя, углубиться можно через выше упомянутую монографию и статью "Символы натюрморта" из частного блога (увы, ссылки ставить нельзя). Но там, тоже не указано авторство. Но написано с отличным знанием предмета, это я Вам как историк, и любитель живописи, говорюimage

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Да, Оля, красивейшие полотна, а какие есть натюрморты с завтраками ! Рыба! Вино! Овощи! Окороки! и пр. и пр.{#} Тогда это было скромное украшение домов простых жителей города, а теперь полотна невероятной художественной ценности, и баснословной стоимостиimage Место им во дворцахimage

Наташа Харина

Насчёт "скромного украшения" - это Вы конечно погорячились)). Стоимость таких работ была и тогда очень приличной, могла соответствовать годовому заработку среднего класса. Деликатесы и тогда стоили баснословно дорого, и чтобы подчеркнуть свой достаток хозяева часто предпочитали вкладываться в живописные натюрморты, а не в реальную еду. По деньгам это было сопоставимо, а по длительности удовольствия живопись конечно выигрывала)). Создавалось впечатление, что "вот так было на нашем обеде", именно для зрителей, для неучаствовавших в том самом обеде.

Nadja Anikanova

Очень колоритно, ярко и щедро. По-осеннему богатые композиции, спасибо!

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Да, Надя, согласна. Собственно, искусствоведы и говорят о том, что художники стремились передать всю красоту и разнообразие, богатство природы. Ведь и правда, в букетах есть цветы из разных периодов цветенияimage

Сколько красоты и вдохновения, действительно целый пласт!!!! Спасибо, Елена!!)))) Утащила в избранное !!!
Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Рада, Лилия, что Вам понравилась подборкаimage Кому, как ни нам с Вами этот пласт полезен в работеimage Да ведь?{#}

красиво! мне еще нравится, как современник Джанильятти рисует цветы! как мастерски передает свет! Разрешил мне использовать фото его работ для моих развивалок)) за что ему благодарна))

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Любопытно, надо будет посмотреть. Цветы в интересной подаче всегда интересны.

Какие шикарные цветы! Сразу захотелось перевести в вышивку или в гобелен. Правда не знаю насколько это реально.

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Реально, пока собирала картины, встречала схемыimage

Еще хочется добавить. Все знают, что голландцы в своих натюрмортах писали темный фон, почти черный. Откуда это? А все банально просто: страна северная, темеет быстро, вот и приходилось писать в призрачном освещении лампадки. Одну из копий таких натюрмортов (охотничий натюрморт голландца) можно посмотреть в нашем магазине.

Не могу согласиться с тезисом автора текста, что такие натюрморты писались не с натуры. Это неправда, и по точности передачи деталей это видно - сам художник не сможет сочинить то, что природа создала задолго до него)).

Создание подобных натюрмортов было примерно таким. Существовали мастерские, семейные кланы художников и даже города, специализирующиеся на определённых видах натюрмортов - например на вот таких, красивых цветочно-фруктовых композициях. И эти мастерские работали круглый год, без перерывов на безцветочную зиму)). Художник (или художники; т.к. было и разделение труда по операциям) создавал основу картины - делал гладкий подмалёвок, на котором уже примерно было понятно где какие цветы-фрукты планируются быть. И эту картину понемногу дописывал в течение года: например весной писал на картине весенние цветы, летом - летние, осенью - фрукты. Т.е. каждый элемент композиции художник писал обязательно с натуры, иначе просто невозможно так точно создать иллюзию реальности букетов. Целиком букет в реальности не существовал, но за год работу заканчивали, вписывая каждый цветок в картину в том месяце, когда его реально можно найти в природе. И писали этот цветок именно до полной готовности, несмотря на то, что остальные фрагменты букета оставались на уровне подмалёвка.

Очень интересная технология)), великолепные традиции и сказочно красивые букеты! image Спасибо за удовольствие!)))

Елена Волкова "Цветы для Королевы"

Наташа, спасибо за уточнения. Правда, я не зря воспользовалась цитатой Питера Класа. Это голландский художник того времени, который сам писал натюрморты и его словам я склонна верить image

Наташа Харина

image Не верьте написанному в инете)) - это цитата из современного реферата по курсу "История зарубежного искусства", который называется "Сравнительная характеристика голандского и фламанского натюрморта". По стилю написания теста тоже легко узнаётся наше время - это абсолютно привычный искусствоведческий стиль. Если мне не изменяет память, сами художники письменно не анализировали своё творчество, т.к. это лучше получается у следующих поколений, когда уже лучше видно - что и как происходило, какую специфику в истории это имело.

Факты, которые я приводила в комментариях - это вольный пересказ фрагменов монографии "Голландский натюрморт VII века в собрании Государственного Эрмитажа" Е.Ю.Фехнера. Эрмитажу я как-то больше склонна верить, сорри)).

Невероятная красота! Спасибо за великолепную подборку и познавательную информацию.

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email