Почему нельзя купить собачью пряжу в магазине

Почему нельзя купить собачью пряжу в магазине | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Все слышали, что собачья шерсть очень ценная и полезная, что из неё лечебные пояса-наколенники-носки делаются, но как начинается линька твоей собственной собаки, и начинаешь думать как бы вот этот мешок шерсти превратить в чудодейственный пояс -- внезапно возникают трудности. Соственная бабушка не прядёт, соседка в деревне тоже, и все знакомые собачники приводят схожие рассказы -- "Поначалу искал, так и не нашёл, теперь выбрасываю. Жалко, а что делать?"

В магазине пряжи лежит что угодно -- и козий пух на оренбургские платки, и альпака с верблюдом, и даже всевозможные бамбуки-крапивы-сосны (да-да, из сосны тоже можно делать пряжу!), а собаки нет.

Ответ прост, как всегда. Промышленным способом собаку прясть невозможно, а вручную прясть мало кто умеет. При этом и из умеющих мало кто берется прясть собаку. Как сказала соседка в деревне одной моей знакомой пряхи -- "Собаку пусть прядет тот, кому делать нечего!". Потому что прясть её намного дольше и трудней, чем овцу или лён, шерсти с собаки мало (для сравнения -- с овцы за одну стрижку получается килограмм 10-15 шерсти), добывать её трудно (собаку чесать, а овцу стричь)... короче, ужасно невыгодная производительность. 

Что же касаемо промышленного прядения, то там всё упирается в объёмы (это задача трудная, но для малого предприятия решаемоая) и длину волокна. Необходимо не меньше 15, а лучше 20 см. Много вы знаете собак с пятнадцати-сантиметровой шерстью? А чтобы вся или почти вся шерсть на собаке была такой длинны? А вы учли, что в прядение с собак идёт не шерсть (ость), а пух (подшёрсток)?  Подшёрсток всегда короче ости, собаки с подшёрстком длиной более 7 см огромная редость.

Как вкратце выглядит технологический процесс получения той нитки, что лежит на прилавке в магазине?

Сначала производится первичная обработка шерсти на шерстомоечных фабриках, размещенных в районах заготовки шерсти. Немытая шерсть разрыхляется и очищается в специальных машинах, затем промывается в щелочных или содовых растворах. Для удаления остатков растений, которые остаются и после промывки шерсти, используют слабый раствор серной кислоты, действующей только на растительные примеси. То мелкий растительный мусор буквально выжигается из шерсти. Самой шерсть от этого, конечно, тоже шелковистей не становится.

Потом только эта очищенная и снова запрессованная (для удобства транспортировки) шерсть отправялется на камвольную фабрику. Там прессованные кубы шерсти обратно рыхлят, очищают в первом приближении от коротких волокон (часть из  них образовалась прямо в процессе рыхления) и запускают в камеру смешивания.

Это такой большой-большой короб, в котором в тщательно выверннных направлениях и со строго расчетной силой подаётся воздух, в его потоках шерсть в этом коробе летает, клубится, равномерно перемешивается мжду собой и с добавленными синтетическими волокнами. Эти волокна добавляют во всю без исключения шерсть в количестве 3-5 процентов, это технологический момент, и эти проценты на этикетке не указывают.

На этом же этапе насмерть пересушенную предыдущими оработками шерсть пытаются если не оживить, то хотя бы подготовить для прядения -- добавляют немножко минерального масла или какой-ниудь смеси подоного типа, что шерстинки меньше электризовались и соглашались соединяться друг с другом.

Дальше идёт кардерная чесальная машина -- шерсть проходит между нескольких пар барабанов, покрытых частыми мелкими иголочками, которые оную шерть расчёсывают, удаляют из неё еще какое-то количество коротких волокон (короткие -- это меньше 7-10 см). На выходе получается такая толстая широкая куделя, в которй длинные волокна направлены примерно в одну сторону.

Потом чешут на гребенной машине -- по сути очень похоже на предыдущую, но масса на выходе более равномерна по толщине, длинные волокна более точно выровнены вдоль греенной ленты, короткие отсеялись.

Далше полученную ленту пропускают черз пару специальных валиков, которые делают нашу ленту несколько тоньше и уже, много-много таких пар, пока не получится нужная ширина, ткакя лента называется ровницей и отправляется в непосредственно прядильный сектор машины. Там ровницу крепко скручивают, в результате чего получается одинарная нитка. Две и более одинарных позже скрутят в одну, и получится то, что мы видим на прилавках.

И на всех описанных этапах критичеки важна длина волокна, причём минимальная допустимая больше самой длинной собачьей шерсти.

Таким образом получается, что промышленным способом собачью шерсть спрясть невозможно в принципе. Можно высыпать мешок собачьей шерсти в смесительный короб, и получить на выходе дешевую (как промышленная овечья, что там в магазинах видим, что-то вроде 100 руб за 100 грамм?). Но, во-первых, собаки можно насыпать не более 20% от массы летающего там, а во-вторых, на дальнейших технологических этапах собачья шерсть будет активно вычёсываться и удаляться, и в итоговой нитке собаки будет даже не 20%. "Пояс из собачьей шерсти", продающийся у метро за 300-500 руб -- в лучшем случае продукт именно такой технологии.

100% собачья нитка даже в наш век развитых технологий возможна только в результате ручного труда. Хоть современным пряхам доступны электропрялки и кардерные чесалки, основную работу (см выше, все этапы между чесанием и скручиванием в нить) по-прежнему выполняют наши пальцы -- машина высокочувствительная, многофункциональная, широко настраиваемая, но малопроизводительная.

PS. Как мне тут правильно напомнили в комментариях, еще одно немаловажное отличие собачьей шерсти ручного прядения от промышленной овечьей -- самый агрессивный хим.реактив, который мы используем при обработке собачьей шерсти -- шампунь для собак, причём самый нежный. Таким образом, шерсть остаётся "живой", а обломки травинок, репей и прочий мелкий мусор мы выбираем руками.

Комментарии (7)

Очень замечательная статья, у меня мама прядет, но с собачьей шерсткой работает только для себя. Многие знакомые спрашивают про прядение или покупку готовой нити и очень сильно возмущаются ценой когда даю им ссылки на мастеров, теперь буду сюда приглашать для прочтения и понимания {#}

Пожалуйста image

Я и сама написала это -- когда десятый раз объясняла откуда такие цены.

Даина, все правильно, собачью шерсть превратить в пряжу можно только ВРУЧНУЮ, а еще добавлю, что мы не используем ни щелочей ни кислот для очистки собачьей шерсти, и весь мусор и траву выбираем тоже вручную, так что пряжа получается экологически чистая {#}

Про выжигание растительных примесей мне было лень писать

Хотя, наверное, зря. Сейчас попробую добавить.

UPD Дописала image

Обалдеть, сколько сложностей!

Есть такое image

Непосредственно прядение -- полдела. А предварительной подготови -- уйма. Как и во многих других делах image

умница Диана! всё понятно даже самым непонятливым клиентам! {#}