Способность к творчеству является основной человеческой способностью. По странному стечению обстоятельств эта способность сегодня является исключением из правил, чем правилом.
Что происходит, когда художник берет кисть в руки, мастерица иглу или спицы, а дизайнер творит?
Внутренний мир обретает материальную сущность, так сказать, проявляется в мире через предметы и цвета.
Творец проявляет свой центр Вселенной, как бы выворачивая его наружу. В подтверждение достаточно посмотреть полотна «великих» художников и изделия мастеров. «Великих» в кавычках, так как определение великости творения практически на 100 % социальная оценка.
Чем отличается песочный домик малыша в песочнице от творения знаменитого скульптора? Верно, ничем. Оба мастера творцы.
Только малыш ещё не признан обществом, его творения сложны для восприятия другими в силу простоты форм. Творения малыша важны для него самого, как проба пера писателя своей жизни. Человек с опытом всегда смотрит через призму своих чувств. Кривизна преломления не даёт увидеть волшебство простого в творениях малыша.
Однако, вернемся к творениям и творцам.
Почему одни шедевры притягивают, а другие вызывают улыбку? Почему человек хочет соприкасаться с прекрасным? Откуда такая тяга и чем это чревато для него?
Любая картина или творение мастера — это выплеснутая в мир энергия.
Любуясь прекрасным мы пытаемся рассмотреть её крупицы в себе самих. Смотря на ужасное мы надеемся, что такого в нас нет. Идет сравнительный мониторинг себя самого на предмет соотношения красивого и ужасного.
Самый прекрасный творец — Природа. Обойти её в творении не удалось никому. «Копируя» её образы мастер может только запечатлеть момент. Все остальные направления — скорее интерпретация множества внутренних миров, чем творения. Хотя, это тоже своего рода копирование, только копирование внутренних образов.
Итак, кто же Творец, если человек по факту только копирует уже созданное не им самим? Немного копий Природы и миров (часть, не претендует на полноту):
Рене Магритт, «Сын человеческий»
Рене Магритт
Бельгийский художник Рене Магритт прославился своими сюрреалистическими работами. Не раз его картины ставили в тупик даже самых искушенных критиков, а также специалистов в области изобразительного искусства. Исключением не стало и знаменитое полотно «Сын человеческий».
Данная картина была создана в 1964 году и имела особенный смысл как для самого живописца, так и для общества того времени. Автопортрет «Сын человеческий» написан в яркой манере бельгийского художника. Это не только простой сюжет, но и настоящая головоломка, разгадка которой скрыта внутри «послания».
Сам Рене Магритт говорил, что за внешней и, на первый взгляд, достаточно ясной оболочкой всегда скрыто то, что невозможно разглядеть. Сегодня данное полотно считается одним из самых узнаваемых и ценных. Упоминания о картине часто встречаются в фильмах, а также других произведениях. Сам холст хранится в частной коллекции.
Эдвард Мунк, «Крик»
Эдвард Мунк
Эту популярную картину можно по праву назвать «иконой экспрессионизма». Она была написана 1893 году и стала символом экзистенциального ужаса и тревоги.
Мунк передал на полотне ощущение паники и отчаяния, вдохновленное личными переживаниями. В ней нет реального пространства — нашлось место только внутренним эмоциям.
Пространство и фигуры искажены для создания драматического эффекта. Сам художник рассказывал, что испытал ощущение ужаса на прогулке с друзьями, и так пришла идея картины.
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти»
Сельвадор Дали
Картина «Постоянство памяти» была написана в 1931 году и быстро стала известной. Сейчас она является визитной карточкой художника и часто появляется на выставках искусства прошлого века. Также она известна под названиями «Мягкие часы», «Твердость памяти», «Стойкость памяти», «Течение времени» или же просто «Время».
В те годы Сальвадор Дали искал, чем можно заполнить свою внутреннюю пустоту. И, по его собственным словам, он нашел то, что искал, в куске мягкого сыра. В один из вечеров он договорился пойти с друзьями в кино, но его мигрень воспрепятствовала этому. Решено было, что его жена и муза Гала пойдет вместо него. На ужин они поели мягкий плавленый сыр, и, когда Дали остался дома в одиночестве, мысли об этом сыре не давали ему покоя. Под действием этих мыслей он пошел в свою мастерскую, чтобы кинуть взгляд на незаконченную картину.
Художник длительное время не мог справиться с ощущением безыдейности своего полотна. Мысли о сыре смешались с желанием вложить смысл в обыденный пейзаж, и так у картины появился смысл. Несмотря на сильнейшую мигрень, художник проработал два часа кряду и завершил полотно. Позднее, «Постоянство памяти» стало олицетворением современной концепции восприятия времени.
Винсент Ван Гог, «Звездная ночь»
Винсент Ван Гог
Шедевр, ставший культовым, Ван Гог написал летом 1889 года, когда находился в психиатрической лечебнице, расположенной в бывшем монастыре Сен-Поль-де-Мозоль на окраине Сен-Реми-де-Прованс. В отличие от большинства работ художника картина создана по памяти и из воображения, а не на природе, как предпочитал Винсент.
Брату Тео он писал: «Этим утром я увидел из окна сельскую местность, задолго до восхода солнца, только с утренней звездой, которая выглядела очень большой». Рисунок «Звездная ночь» Винсент отправил Тео в Париж вместе с другими работами, чтобы дать брату представление о своей картине. Только на рисунке изображено десять звезд, а из печных труб деревенских домов в небо поднимается дым.
Картина написана за один день, между 16 и 18 июня, хотя и не под влиянием мгновенного вдохновения. Идея картины занимала его ум больше года. Винсент неоднократно упоминал о своем желании воплотить тему ночи на холсте. В 1888 году в письме к сестре Виллемине он говорит: «Сейчас я совершенно точно хочу нарисовать звездное небо. Мне часто приходит в голову, что ночь красочнее дня.
Полная ярких цветов – фиолетового, синего и зеленого. Если внимательно смотришь, то заметишь, что одни звезды – цитрусовые, у других оттенки розового, зеленого и индиго, как незабудки. Понятно, чтобы нарисовать небо, полное звезд, нужно больше, чем просто белые точки на синеватой темноте». Из этих слов можно сделать вывод, что произведение является продуктом созревшей творческой рефлексии Ван Гога. Хотя некоторые искусствоведы считают, что последствия приема лекарств или психическая нестабильность также повлияли на его создание. Картина написана за один день, между 16 и 18 июня, хотя и не под влиянием мгновенного вдохновения.
Идея картины занимала его ум больше года. Винсент неоднократно упоминал о своем желании воплотить тему ночи на холсте. В 1888 году в письме к сестре Виллемине он говорит: «Сейчас я совершенно точно хочу нарисовать звездное небо. Мне часто приходит в голову, что ночь красочнее дня. Полная ярких цветов – фиолетового, синего и зеленого. Если внимательно смотришь, то заметишь, что одни звезды – цитрусовые, у других оттенки розового, зеленого и индиго, как незабудки. Понятно, чтобы нарисовать небо, полное звезд, нужно больше, чем просто белые точки на синеватой темноте».
Из этих слов можно сделать вывод, что произведение является продуктом созревшей творческой рефлексии Ван Гога. Хотя некоторые искусствоведы считают, что последствия приема лекарств или психическая нестабильность также повлияли на его создание.
Кандинский «Композиция VIII»
Василий Кандинский
У Кандинского была особенность — синестезия. Он видел цвета как музыкальные проявления, называл белый «великим безмолвием». Поэтому эта работа — скорее симфония в представлении художника, а не просто картина. О чем же это сюрреалистическое полотно? О вечных темах — религиозных, философских. О Судном дне и воскрешении из мертвых.
Одновременно Кандинский хотел, чтобы каждый зритель воспринимал свое, видел и слышал собственные образы. И у него это получилось. Эта известная картина заставляет надолго задуматься и засмотреться — возможно, кто-то даже услышит звуки этой симфонии.
Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат»
Казимир Малевич
Эта революционная работа 1915 года стала символом авангарда и начала нового направления в искусстве, известного как супрематизм. Этот стиль отвергал традиционные формы и предлагал отказаться от всего, что было «вечным» в мире живописи — даже от изображения каких-либо узнаваемых фигур животных, людей или природы.
Сам Малевич считал, что «Черный квадрат» — это вершина абстракции, выражение «нулевой формы» и начало нового визуального языка, который освобождает искусство от материальных связей. Одна из самых популярных картин современности, при этом же — одна из самых противоречивых.
Иван Айвазовский, «Девятый вал»
Иван Айвазовский
Известный маринист Айвазовский знаменит, и его наиболее известная картина датируется 1850 годом. «Девятый вал» — это легендарная волна, которая по повериям моряков приходит во время шторма и разрушает даже самый прочный корабль.
Вряд ли Айвазовский действительно наблюдал подобный шторм, но конечно, он рисовал во многом с натуры — и запечатлел реальное море в грозовую погоду.
Иван Иванович Шишкин «Мельница в лесу». Преображенское
Иван Шишкин
Шишкин в основном известен «Утром в сосновом бору», но художник написал много картин с красивой природой. «Мельница» появилась в 1897 году. Шишкин написал эту работу в последний год своей жизни.
Название говорит о том, где он жил тогда — красивая природа, тишина и умиротворение отражали меланхоличное, но в целом спокойное отношение художника к жизни и к ее возможному завершению. Эта известная картина выполнена с любовью и вниманием к каждой мелочи — все травинки и листья на своем месте. А в целом, картина производит очень уютное впечатление.
В каком бы стиле не работал мастер, всё является выражением его внутреннего мироощущения. Каждый по-разному отражает этот мир – и мир внешний, и мир внутренний.
Творческий человек всегда Творец. Его изделия - это проявленная индивидуальность мастера.