Лошадь: символы сквозь века
Конь — символ Солнца. Удивительно, но факт. С древних времен конь, коник, лошадка являлся символом света, силы и созидательной энергии. Наверное по этому до наших дней дошло такое огромное количество археологических находок с символом лошадки и коника.
Давайте вместе с вами в этой публикации рассмотрим символ коня сквозь века, в каком виде творчества мы можем встретить этот символ тогда и в наше время.
Двухголовый конь — символ солнца в двух его ипостасях : пара голов, развёрнутых в разные стороны, означает восход и закат, растущее и убывающее в течение года солнышко — то есть благопожелание солнечной защиты круглый год.
Народное искусство
Конь — один из древнейших и любимых образов традиционного народного искусства. Конь был необходим для того чтобы выжить, по этому коню уделялось особо важное внимание в фольклорном творчестве. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
На Руси было принято обращаться к коням за богатством и плодородием. Фигурка коника являлась одной из первых обязательных детских атрибутов и все время сопровождала растущего ребенка. А взрослые же девы использовали шумящие привески — «рясны» с двухголовым конем для отпугивания злых духов и приманивания добрых.
Двуглавый конь
Двуглавый конь — хранитель домашнего очага, символ силы и добра. Он считался сильным оберегом. Фигурками с двуглавым конем украшали верхушки русских изб для охраны дома.
Изготовление головы коня на крыше домов имело широкое распространение на севере. Оно отмечено по среднему течению р. Пинеги, в Верхней Тойме, в среднем течении р. Северной Двины, по Устье, Кокшенге, в среднем течении реки Сухоны, в верховьях р. Юга.
Кроме этого ареала где скульптурная резьба в виде коня имела повсеместное распространение, фиксируется и еще один район — это бассейны рек Шоноша, Пуя, Моша и низовье р. Онеги. Также эта традиция отмечена на востоке — в бассейнах Вятки и в Северном Приуралье. Интересным кажется отсутствие украшений в виде коней соседних регионов с Прионежьем и Примошьем — Каргополье и Карелии, где деревянное зодчество, в т. ч. и декорация крестьянского жилища, достигало высокого мастерства
Охлупень с коньком был важным элементом в архитектуре крестьянской избы. Резной конёк в хозяйстве северян украшал не только крышу жилой избы. Справный хозяин возводил резные фигуры на охлупенях, дворов в едином комплексе избы дом-двор, на крыльце, на амбарах.
Единственным местом, где нет фигур на коньке это баня, как «нечистое» место. Охлупень сделанный из чурки водружали на голубец — кровлеобразное покрытие на поклонных и кладбищенских крестах, а также на старообрядческих кладбищенских слобцах.
Священные кони были у каждого крупного ведического святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа — все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.
Мы предлагаем вашему вниманию переосмысленную обережную подвеску-шумелку с двухголовым коником, сделанную по подобию археологической находки 11 века
Коники, несущие с собой солнечный свет с одной стороны рассветный, с другой закатный и дополненные милейшими бубенчиками для защиты от дурного глаза. Станут верными рабочими талисманами на все времена.
Ответить