Пальцы замирают на клавишах, не позволяя назвать эту статью «кейсом». Скорее это волшебная история о создании любимого дела. Такая же душевная, как и новогодние подарки из дерева от Екатерины. Но с цифрами и конкретикой, как мы любим.
Мой сын растёт в окружении вещей, сделанных моими руками
Меня зовут Екатерина Донскова, я основатель
Екатерина, фото из личного архива
Всё своё детство я что-то творила: лепила, рисовала, выжигала, вышивала крестиком, шила одежду куклам (а впоследствии и себе самой), делала открытки. Потом я закончила технический институт, устроилась на работу в госслужбу и продолжила творить — для себя, друзей, своего дома. Но этого было мало: хотелось, чтобы мои изделия радовали больше людей.
Всё изменило рождение сына и декрет. В этот момент жизни я выбрала себя, свой дом и творчество. В старый мир возвращаться уже не хотелось. Я уволилась с госслужбы, получила второе образование — дизайнера, и превратила хобби в свою основную работу.
Своё дело я начала на Ярмарке Мастеров с продажи открыток ручной работы в технике скрапбукинга. Также делала всякие текстильные штучки — ароматизированные саше, небольшие игрушки, сувениры. Далее с помощью интернета методом проб и ошибок освоила технику декупаж, а потом и ручную роспись.
В настоящее время открытками я больше не занимаюсь. С годами я остановилась на изготовлении подарков, детских игрушек и предметов для дома из дерева. Я очень люблю контакт с деревом! Известно, что дерево способно хранить природное тепло. Дерево — это живой материал, который дарит гармонию, равновесие и положительную энергию.
Мой сын растет в окружении вещей, сделанных моими руками. Машинки, самолетики, развивающие игры — он является одним из вдохновителей на многие детские работы! С раннего детства он, повторяя за мной, творит сам и и развивает мелкую моторику.
Про первую продажу
Моя первая продажа состоялась на Ярмарке Мастеров в далеком 2012 году. Это было ароматизированное сердечко–саше. Я сшила его из хлопка, из старых советских простыней, и наполнила холлофайбером из ненужных подушек. Далее сделала специальный раствор из кофе, ванили, корицы и клея. Затонировала этим раствором сердце, украсила различными декоративными элементами — насколько позволяла фантазия. В качестве упаковки использовала баночки из-под детского чая: красила и клеила картинки.
Я тогда сделала самое обычное фото: положила саше на пол и сняла вечером, в темноте 😊 Разместила на Ярмарке Мастеров. Через некоторое время одна девушка увидела моё изделие, влюбилась и приехала из Бутово ко мне в Московскую область за этой работой. Была зима, холод. Я дома с годовалым ребенком встретила девушку в гостях. Попили чаю, познакомились — так я заработала свои первые 250 рублей и получила первый отзыв в свою копилку.
Первый отзыв — самый ценный. Делюсь как есть, без редакторских правок:
Как увлечения превратились в бизнес
Сейчас я развиваю свой бренд в соцсетях, участвую в выставках и ярмарках. Основные продажи идут из магазина на Ярмарке Мастеров.
Моя команда — это я и моя мама. Мама ушла на пенсию и сейчас трудится со мной. В сезон (например, в преддверии Нового года), я привлекаю к работе ещё несколько человек. Продвижением магазина и генерацией новых идей занимаюсь сама.
Количество заказов зависит от сезона. Я изготавливаю, в основном, новогодние подарки, поэтому основной объём заказов приходится на осень и зиму, а в летнее время наблюдается спад. В июле может прийти 10-20 заказов в месяц, а в декабре столько заказов я получаю за пару дней. Если разбить по месяцам, то получается около 50-70 продаж в месяц. По статистике из личного кабинета на Ярмарке Мастеров, я продаю примерно на 170 000 - 190 000 рублей в месяц со средним чеком 3 500 рублей.
Заказы также получаю из Америки и Европы. До марта 2022 года заказы из-за границы составляли в среднем 20-25%. Сейчас, конечно, есть некоторые трудности с продажами за рубеж.
Сарафанное радио и реклама
На рекламу на Ярмарке Мастеров я трачу около 1 000 - 2 000 рублей в месяц. В основном, на поднятие товаров. Также работают бесплатные способы продвижения: создание коллекций, обновление товаров и размещение новых работ.
Скидка — лучший двигатель торговли. Однажды я разместила в блоге
Но моя главная реклама сейчас — сарафанное радио, рекомендации покупателей, заработанные годами работы. Можно вспомнить много классных историй! Например, однажды утром покупательница сделала заказ, вечером на сайте пишет: «Доставили заказ на работу: я в восторге! Подружки увидели и хотят тоже, можно нам еще 3 штуки?».
А в другой раз девушка купила в подарок на Новый год ёлочную игрушку. Получила, ей понравилось, и я сразу получила такое сообщение: «Ой, а у вас есть еще таких же 25 штук? Нам в садик деткам нужно, они такие милые!».
Как сделать успешным handmade бизнес?
- Большое значение имеет качество фотографий. Именно через фото покупатель получает информацию о товаре. Главное, товар, который вы планируете продавать, в реальности не должен оказаться хуже, чем на фото
- Заполняйте подробно описание продаваемого товара, материалы, размеры
- Доставка должна быть быстрая и удобная для покупателя
- Внимательно относитесь к покупателям, быстро отвечайте на запросы и обрабатывайте заказы
- Поддерживайте активность магазина с помощью ведения блога и создания коллекций с участием своих изделий
- Реклама. Пусть даже маленькая — уже хорошо!
- Нужен ассортимент. Чем больше выбор, тем больше шансов, что покупатель найдет нужный товар именно у вас или приобретет что-то еще «за компанию»
- Цена на товар должна быть «в рынке»
- И безусловно, качество товара — это залог успеха! Покупатель, получивший ваш товар, не должен разочароваться. Тогда есть шанс, что он к вам вернётся за новыми покупками и посоветует своим знакомым
Порекомендовала бы ли я новым мастерам выходить на Ярмарку Мастеров? Да, конечно. Но, безусловно, нужно будет трудиться. Бесплатно размещённые 3 товара без описания с плохими фотографиями вряд ли привлекут покупателей.
Ошибки, которые я допустила
Мы все допускаем ошибки, поделюсь своими:
- Не использовала рекламу. Если на сайте нет продающего контента, его и не посещает целевая аудитория. А значит, не будет и продаж
- Не было полного каталога. Чем больше ассортимент, тем выше шансы на продажу товара
- Постила некачественный контент. Чем лучше вы опишите каждый из реализуемых товаров, тем больше вероятность заказа. Текстовое описание, качественные фотографии, характеристики и отзывы на товары оказывают большое влияние на количество заказов
- Товаров не было в наличии. Покупатели не всегда заботятся о подарках заранее: порой им нужно всё и в последний момент. На ожидание изготовления просто нет времени. Продавцы handmade, у которых товар есть в наличии, имеют больше шансов на продажу
Что ещё почитать?