Прялочки расписные, да резные...

«От кикиморы не дождешься пряжи».  Вдруг захотелось мне разместить свою коллекцию фотографий прялок. Как они расписаны, да вырезаны! Диво! Живые и душевный, строгие и статные. Только учись и вдохновляйся! Приглядитесь как подобраны цвета, какие формы (снова я о своем). И менного текста)  Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные, расписные, гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Предлагаю подборку прялочек из разных уголков России-Матушки. Все они хороши по своему.
Глазу приятно и сердцу любо! Смотрим и дивимся умениям предков, их чувству цвета, ритма, формы...пряжа, роспись

Повседневная жизнь русского Севера
народные промыслы, резьба по дереву
народное творчество
Прялки. Начало 20 века.Вельский, Вологодский уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.
роспись по дереву
Прялки. 19 - начало 20 века. Вельский, Вологодский, Тотемский, Грязовецкий уезды. Резьба по дереву, роспись. Мастера Русского Севера.
Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.А прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».
 
Прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет.Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, – веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре в избу приходили и парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.). Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Cеверодвинская прялка
Прялки 19 века. Вологодская область
Интересно. Обрядовое ткачество.Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить – по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот - выпрямляя. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, т.е. изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое – в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
Источники
тут тут и яндекс
Комментарии (20)

Спасибо,очень интересная и познавательная тема.

Спасибо за публикацию! Очень большая подборка прялок, и какие все красивые!!

Спасибо! Нарядные такие!

Красивые прялочки {#}

Listvyana 16.08.2013

Спасибо за публикацию. Очень красиво.

Мне недавно соседская бабушка вот подарила когда узнала что я прясть учусь{#}.

Не знаю как называется сей предмет , но явно для прядения приспособлен.

ой, и я недавно такой штукой обзавеась! Подарили мне вкучпе с прялкой, как на второй фотке))) Узнаете как называется - свистните, а?

это что-то типа чесалки-трепалки, только для льна, кажется, а не для шерсти.

для льна длинные зубцы были, для шерсти покороче. но могу и ошибаться.

Спасибо, порадовали))) Особенно удивили резные такие прялки, похожие на Эйфелеву башню, ни разу таких не видела)

Прелестные прялочки! Как глоток свежего воздуха! Спасибо за публикацию.

Одна краше другой...

Показать все