Я познакомилась со Светланой на одном из московских маркетов: меня сразу привлекла яркая улыбчивая блондинка с не менее яркими макаронами ручной работы. То есть, пастой, конечно. Мы разговорились.
Оказалось, что передо мной не просто предпринимательница, а ещё и бывший HR-директор с огромным опытом работы в иностранных компаниях. Как она оказалась на handmade-маркете, почему решила делать цветную домашнюю пасту и равиоли, в чём секрет счастья? Сегодня Светлана расскажет вам сама.
Светлана, фото из личного архива
Я лидер, умею вдохновлять, вести за собой, убеждать, мотивировать. И я обожаю жизнь, яркие краски, смех, оптимизм, доброту и свободу. Этот мир — прекрасен, во всем многообразии! Я приемлю многие точки зрения, свободна духом, начитанна и эрудированна. Я побывала в 53 странах и постоянно рисковала, влюблялась и уходила. Я родила в 40, мою последнюю самую сильную любовь я встретила в 49 лет, своё новое дело я начала в 52 после 25 лет опыта в HR в крупных иностранных компаниях…
— Как вы начали готовить домашнюю пасту на продажу? Как давно этим занимаетесь?
Я всегда работала с персоналом. Слышали, что в HR приходят либо те, кто очень любит людей, либо тайно ненавидит? Я отношусь к первой категории — обожаю людей со всеми сложностями и противоречиями.
В 2022 году при переезде с одной дачи на другую мой супруг нашел на чердаке новую, никем не тронутую и забытую ручную паста-машинку. Тогда он произнёс «роковые» слова: «Хочешь попробовать?»
Я попробовала сделать пасту раз, два, три... А потом я открыла запрещённую ныне социальную сеть, стала искать рецепты и наткнулась на известного блогера-пастайо (мастер по пасте) и автора книги «Паста как искусство» Линду Николсон, которая специализируется на яркой цветной пасте. И я заболела…В самом прекрасном смысле этого слова!
В конце 2022 года по понятным причинам, к сожалению, завершилась моя работа в компании Sony. Мне было абсолютно понятно, что я хочу рискнуть и начать свой бизнес. Но только благодаря вере и поддержке моего горячо любимого мужа в меня я на это решилась. Уже более полугода у меня есть небольшой профессиональный цех, и в нем мне помогают 2 прекрасные девушки, которые тоже влюблены в красоту и тепло свежего теста.
— Ваш бренд называется «Пастушка». Как придумали название?
Сначала название было совсем другое. Я хотела название на русском языке, но с какой-то игрой слов и смыслов. В идеале — с использованием слова «паста». Так появилась «Паста ла Виста» с отсылкой к Шварценеггеру. Но когда встал вопрос о регистрации товарного знака, оно уже оказалось занято. Мне пришлось задуматься: название должно было быть оригинальным, свежим и теплым. И я ни в коем случае не хотела делать его латиницей. По-моему, «Пастушка» соответствует всем этим критериям, правда?
— А где вы этому научились?
Училась сначала по видео, фото, книгам, наблюдениям. Но за последние два года я прошла также и очное обучение на 7 мастер-классах и курсах в отличных кулинарных школах Москвы и Санкт-Петербурга. А вот сейчас я, наконец-то, вернулась из Италии, где прошла профессиональное обучение. И я полна уверенности и дальнейших идей по развитию!
Светлана, фото из личного архива
— Почему паста цветная?
А иначе быть не могло! Мои знакомые и те, кто видит меня впервые, сразу понимают: моя паста — продолжение меня самой. Я обожаю все яркое, необычное, нестандартное. Я крашу тесто исключительно натуральными красителями и продуктами: сублимированные овощи и фрукты, какао, бамбуковый уголь, паприка, спирулина.
Но любые мои эксперименты проходят всегда с уважением к традициям и опыту. Поэтому сухую пасту я создаю только из твердой муки, воды и натуральных красителей. А свежую пасту, включая равиоли — из смеси твердой муки и мягкой муки, на яйцах или на воде. В последнее время я экспериментирую с гречневой мукой. В начинке для равиоли моей фантазии вообще нет предела!
— Какой вид пасты ваш любимый? И какой самый популярный у покупателей?
На регулярной основе я создаю около 20 видов. А на заказ могу предложить вплоть до 40 видов свежей, сухой пасты и равиоли: как ручной работы, так и полуавтоматической на моем итальянском оборудовании.
Однозначно нет ничего лучше свежей яичной пасты, только что «из-под ножа». Я проповедую любовь к свежей пасте — pasta fresca. Её обожают итальянцы, да и огромное количество людей во всем мире!
Самый продаваемый мой продукт — равиоли. Оно и понятно: опустил в воду, вытащил, маслом полил, сыром посыпал — вся красота готова. Поэтому я постоянно ищу и расширяю ассортимент форм равиоли и начинок.
Сухая может храниться в шкафу до полугода (но зачем, мамма мия, прятать такую красоту?). Свежая — в холодильнике до 5 дней, замороженная — примерно 4–6 месяцев в морозилке.
— Нашим читателям, которые только задумываются о старте своего дела, всегда интересно узнать от других предпринимателей о вложениях на старте. Откуда вы взяли первоначальный капитал?
Спасибо моей любимой компании, которая выплатила нам при увольнении хорошее «выходное пособие». Оно и стало основой моего «капитала».
Я вкладывалась на старте и до сих пор продолжаю. Потому что фуд-бизнес для меня — совершенно новый. Покупаю гаджеты, оборудование, рекламу, участие в маркетах, а какая дорогая аренда цеха — закачаешься!
— Как рассчитываете стоимость макаронных изделий?
Закупочные цены муки, красителей, ингредиентов начинок плюс аренда — это основа расчета. Ручная работа — это дорого, поэтому цена формируется как точка баланса: сколько мои покупатели готовы заплатить «за всю эту красоту». Как показывает практика, не надо бояться ставить высокую цену, надо бояться продешевить.
— Какие каналы используете для продажи? Как продвигаете свой бренд?
Изготовление пасты стало моим основным делом и источником регулярного дохода с момента ухода из корпоративного бизнеса. Я постоянно ищу и пробую новые способы, потому что моя продукция — бутиковая, а не масс-маркет.
Маркеты стали пока для меня самыми успешными каналами продаж. И это не удивительно: я сама продаю свою пасту, я ее обожаю, я могу говорить о ней часами и заражаю людей своей любовью к ней. Вместе с пастой они уносят любовь и уважение к этому чудесному продукту, преумножая её.
Маркетплейс — неплохо, но, как правило, только после того, как человек хоть раз попробовал купить «вживую».
Блог в Телеграм — это мой основной канал продвижения. Я обожаю писать и рассказывать про пасту!
Сарафанное радио, мастер-классы, которые я веду с прошлого года — также хорошие источники притока в мой «Клуб пасты». Сейчас я буду двигаться в сторону поставки моей эксклюзивной пасты в рестораны.
— Что, на ваш взгляд, самое важное в продажах хендмейда?
Делать это с любовью и уважением к своему труду. Не дешевить и не бояться, что твои творения никто не купит. Идти своим путем, верить в себя.
— Какие планы развития есть на 2024 год?
Огогого! Планов — громадьё. И это ничего не сказать! Хочу запустить регулярную продажу в Москве свежей пасты 5 видов 12 цветов. Хочу продавать около 8–10 начинок равиоли, хочу освоить производство крекеров и гриссини (традиционные итальянские хлебные палочки, обычно размером чуть больше карандаша. — Прим.ред). Хочу поставлять уникальные виды пасты и равиоли в несколько ресторанов Москвы… Остановлюсь-ка, я пока на этом! Ведь вы спросили только про 2024 год? 🙂