Редко когда художник точно знает, что картина завершена. На протяжении веков живописцы неоднократно утверждали, что момент завершения практически неуловим. Это подтверждают многочисленные цитаты.
Как говорил Леонардо Да Винчи: «Картина никогда не бывает закончена, а только заброшена» – да, изначально эти слова именно о картинах, а не о ремонте.
Дж. Балдини сказал чуть иначе: «Вложи все силы в завершение, и следующая твоя прекрасная работа будет потеряна».
Георг Базелиц писал об этом: «Я всегда работаю в состоянии неуверенности и неопрделенности, но когда картина готова, она тут же будто превращается в нечто зафиксированное и оконченное. Тем не менее, через некоторое время неопределенность возвращается вновь… а Ваша мысль движется вперед».
Джордж Брак подытожил эти рассуждения: «Картина готова тогда, когда испарилась идея».
Несмотря на всю эту путаницу, контрольный список проверочных пунктов будет вам хорошим подспорьем. Ниже приведены вопросы и советы, которые помогут вам составить собственный список.
Итак:
• Поддерживают ли использованные вами художественные приемы основной замысел картины?
• Помогают ли выбранные цвета передать то настроение, которое вы задумали?
• Не нарушены ли в вашей работе основные принципы искусства (баланс и общее единство, динамика и контраст и т.д.)?
• Гармонична ли композиция, и правильно ли выбран формат для картины?
• Достаточно ли на картине тоновых переходов; уверены ли вы, что обозначили самые светлые и самые темные места?
• Насколько точен и выразителен рисунок?
• Откладывали ли вы работу, чтобы посмотреть на нее свежим взглядом? Обязательно сделайте это и вернитесь к работе через некоторое время, особенно если она вам наскучила. Когда вы снова посмотрите на картину, вы можете либо почувствовать новый порыв вдохновения, либо решить, что все уже готово.
• Можно, наоборот, повесить картину где-то на видном месте так, чтобы она время от времени попадалась вам на глаза, но только чтобы вам не пришлось смотреть на нее постоянно. В какой-то момент вы можете увидеть ее в совершенно новом свете.
• Не забывайте постоянно отходить от картины во время работы и смотреть на нее с некоторого расстояния. Можно также перевернуть ее вверх ногами, повертеть в разные стороны или отразить в зеркале (о преимуществах такого метода мы еще расскажем) – все это тоже помогает посмотреть пресловутым свежим взглядом.
• Если вы не удовлетворены результатом и все кажется вам каким-то раздробленным, можно поступить смело: взять да и закрасить все проработанные места широкими мазками – вполне вероятно, что это поможет добиться ясности и единства работы.
• Художникам часто кажется, что они должны делать все в одиночку. Но это не так. Попросите совета у того, чьему мнению вы доверяете. «Вас ничего не раздражает в этой картине? Нет ли в ней чего-то вопиющего, чересчур бросающегося в глаза? Есть какие-то предложения?». Взгляд со стороны может неожиданно разрешить ту проблему, над которой вы долго бились, люди могут предложить решение, о котором вы сами даже и не задумывались. Просите совета у друзей и семьи – нередко это очень помогает. Если пишешь на заказ вопросов не возникает к кому обратиться.
• Ответьте себе: добились ли вы того, чего хотели? Если да – работа завершена, и не надо беспокоиться о мелких деталях.
• Поняв, что все готово, не забудьте подписать работу и проставить дату. Многие любят лицезреть подпись прямо на картине, хотя это и не обязательно. Хотя бы не забудьте оставить дату и подпись на заднике холста несмываемым маркером.
• И, наконец, сфотографируйте свою работу и сохраните фото и информацию. Обязательно сделайте это до того, как картина перейдет к новому владельцу, уедет на выставку или окажется в галерее. Иногда художники оканчивают работу на последней минуте и пропускают этот шаг, а потом сбиваются с ног, пытаясь раздобыть фото собственного произведения. Так что заботьтесь о собственных интересах.
Удачи в живописи!
МЫ ОТКРЫТЫ К НОВЫМ ЗАКАЗАМ.