Булат — миф или реальность
- Рубрика: Материалы и инструменты
- Виды творчества: Ковка металла, Работа с металлом

Что такое булат, и с чем его куют — вопрос очень спорный.
Вокруг булата множество мифов и легенд. Производители так называемого булата рассказывают о нём не много, ссылаясь на коммерческие тайны. И, что характерно, между собой кое в чём противоречивы.
Но как же так получилось, что исторический элемент сталепромышленности оказался в таком специфическом секторе мифов и легенд, а не научных фактов?!
Я не любитель дискуссий, особенно когда ни у одного из оппонентов нет по-настоящему достоверных сведений, а только ссылки на чьи-то рассказы.
Я уважаю чужое мнение и не собираюсь никого опровергать. Просто расскажу вам то, что однажды мне поведал один древний учёный металлург, который начал работать в этой области со сталинских времён, когда за невыполнение плана сажали.
Когда в свои 16 лет, я пошёл учиться кузнечному делу, с металловеденьем меня знакомил один дедушка — ветеран металлопромышленности. Он рассказывал много всего интересного о сталях и их структурах.
А мне, как и всякому мальчишке было интересно, как сделать крутейший эпический меч, которым можно перерубать другие мечи, по этому я доставал этого дедушку своими вопросами.
Рассказывая о том, что сталь состоит из массы мельчайших монокристаллов, форма и величина которых влияет на прочность и упругость стали, старик поведал мне о том, что древний булат, тот самый легендарный, имел особую структуру.
Сам по себе монокристалл стали имеет колоссально высокие свойства по прочности и упругости. Но связи между кристаллами относительно не прочные, и разрывы возникают именно между кристаллами.
Так вот, древние мастера того самого легендарного булата, секрет которого утерян, умели создать структуру стали, из удлиненных как волосы, монокристаллов. Каким-то образом, мастера формировали продольное направление, подобно древесным волокнам, по всему клинку.