Вятская свистунья, или свистопляска
Весёлый народный промысел зародился в XV веке близ города Хлынова, это старое название Вятки, а потом — Кирова. Вообще, история с возникновением этой игрушки мутная, время — смутное, кто-то где-то да свистит. Потому версия первая: Вятская свистунья, или свистопляска.
Версия связана с Хлыновским побоищем, которое произошло в 1392 (или 1418) году. Хлынов подвергся нападению врагов, не мог сам сдерживать осаду и позвал на помощь устюжан. Которые немедленно отправились противостоять, но путь неблизкий (500 км), пришли к ночи, были хлыновцами же и побиты, кто в темноте разберёт. Ночью все кошки серы.
К утру туман рассеялся, чары тоже спали, павших на поле брани с почестями предали земле, но сама трагедия не была забыта. Каждую весну в том самом овраге устраивалась ярмарка с кулачными боями и весёлым свистом, который олицетворял торжество жизни над смертью. Свистульки лепили зимой в селе Дымково за тем самым оврагом, насыщенным красной глиной. Праздник стал традицией, утро посвящалось молитве, далее шли увеселительные мероприятия. Игрушки приобрели разнообразие: фигурки людей, бытовые сценки и мифические звери.
Версия вторая, хлыновцы ничего не путали, и устюжане действительно их атаковали. Вражда между двумя городами длилась более ста лет, хотя иногда они объединялись в борьбе против татарских ханств.
Великий Устюг выступал на стороне Москвы за объединение земель русских, в Вятке лидировала антимосковская группировка. В 1489 году Иван III берёт город в осаду, не без помощи устюжан жители были вынуждены капитулировать. Лидеров мнений и их сторонников расселили куда получилось, а на их место приехали ремесленники из города Устюга, увидели глину и стали немедленно лепить классные игрушки, украшая их супрематическими символами. Язык супрематизма близок к язычеству, свистом язычники отгоняли нечистую силу от жилищ. Потому игрушки начались со свистулек и праздника весны, когда живые отзимовавшие люди выходили как птички пересвистываться друг с другом.
Версия третья, опричнина. В XVI веке Иван Грозный вносит Великий Устюг в список опричных городов, всех вольнодумцев как языком снесло кого куда, многие перебрались в Дымково, где немедленно начали заниматься творчеством. Версии не противоречат друг другу, а только дополняют.
На фотографии: «Бараны - свистульки» 1900-е годы
Вятская губ., с. Дымково
Автор: Мезрина (Никулина) Анна Афанасьевна