Иероним Босх. Человек - Тайна. часть 2, краткая

Иероним Босх. Человек - Тайна. часть 2, краткая | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Это сложно назвать статьей. Это, пожалуй, постскриптум для тех, кто прочел статью http://www.livemaster.ru/topic/366845-ieronim-bosh-chelovek-tajna?vr=1&inside=1 и заинтересовался.

Мысль первая: агромное спасибо Анна Assorties (Москва) за поиск треклятого автобуса, но если взять хорошую репродукцию в большом разрешении, то видно, что это мост, с него в воду прыгают юноши и спускаются к воде старики. Хотя, чего я не исключаю, Стругацкие имели ввиду именно этот объект. Но поиски все-таки не брошу :-)

Мысль вторая: разгорелся спор о том, кем был Босх, гением, философом, наркоманом, сумасшедшим.... Хочу внести только одну ремарку. Я обнаружила это во время поисков в картинах Босха всяческой реальной живности, много лет назад, а уточнила вчера.

Это фрагмент моей любимой картины Босха "Сад земных наслаждений", правая створка - "Ад"

босх иероним

Видите на груди у женщины грешницы черная жаба с треугольной острой мордочкой и светложолтыми кружочками на спине?

Вот эта же жаба на другом фрагменте - таже створка, рядом с женщиной, чуть выше нее

художник

Пальцы жабы можно рассмотреть лучше и жолтые пятна на спине. Эта жаба часто встречается у Босха, она его сильно похоже поразила.

А вот наша красавица в жизни

тайна

вдохновение

Желтые пятна - икра, она так лягушат "высиживает". Зовут нашу даму - жаба Пипа. Ореал обитания - река Амазонка.

И ничего странного, вроде. Жирафа же Босх нарисовал с описания, и слона и еще кучу животных.

Одно "но": Амазонка открыта в 1541 году испанскими конкистадорами, а Босх умер в 1516.

Спорить можно долго. Таких историй про Мастера можно еще порассказать, дело не в этом.

Сам Босх, как хрестьянин, мучался своими видениями. и их правдивостью. Поэтому и автопортрет такой (посмотри на заглавие статьи), но я об этом уже писала.

Он - Тайна.

Он - божья Загадка нам всем.

Комментарии (22)
Яхонтъ 02.08.2013

А как по мне объяснение слегка натянуто :) Есть еще, как минимум, один вид лягушек, у которых пятнышки есть желтые. Но это мое ИМХО

Ирина, и снова - спасибо за интересные подробности..

И эта, и множество подобных историй и загадок лишний раз подтверждают, насколько человек самонадеян, считая, что "всё-то он знает"..)) А сам ещё несколько тыщ лет назад на пальме сидел с голым задом..)

Необыкновенное - рядом, лучше и не скажешь.. И настоящие чудеса случаются с каждым, это нужно просто за-ме-чать..

Спасибо!

Именно мысль о чуде и вдохновляет{#}

В детстве, рассматривая репродукцию " Сад земных наслаждений", я думала, что Босх человек с другой планеты! В институте на лекциях по искусствоведению преподаватель нам очень подробно объяснил каждую деталь картины. И я очень много лет прожила с мыслью, что все в этом мире объяснимо. А недавно я увидела эту работу в подлиннике! Дух захватывает! И не имеет она ничего общего с тем временем в котором была написана!

Леночка, спасибо, за точную формулировку. Он опровергает мысль, что все на свете объяснимо, и это прекрасно. Пока в мире есть тайна - ест в мире место чуду.

Beautyhobby 01.08.2013

Исследуя Босха *смешно звучит, простите*, не стоит забывать о том времени. в котором он жил.

Мы сейчас ходим в церковь поставить свечку перед операцией или покупкой квартиры.... А в его мире обращение к Б-гу было настоящей мольбой и общением. Повседневой необходимостью, как поесть, как испражниться, жили с этим как с обыденностью.

Вы не шли бы делать ребенку прививку, к примеру АКДС по утвержденному графику. Вы стояли бы на коленях двое суток перед иконой, надеясь, что весенний мор пощадит вашего сына (утрированно)

Поэтому слова *о, Босх. гений и опередитель времени* у меня не вызывают должного трепета и пиитета, извините.

Я не атеист, я просто пользуюсь тем. что мне дано.

Вы можете себе позволить исследовать, что захотите, на то и даны мозги и любопытство богом.

А про остальное я уже написала в прошлый раз.

И еще куча людей.

Для них то и ремарка.

А если после нас останется хоть тысячная часть того, что сделал он - мы жили не зря.

Так что - да, Босх гений.

А все остальное - круги на воде

"... Босх гений.

А все остальное - круги на воде"

Ирина, у меня, как у человека далекого от Босха, малообразованного, ненаблюдательного, и не способного понимать и чувствовать, Ваша увлеченность Босхом. вызывает противоречивое впечатление.

От "заняться, что ли нечем?" до, "надо же, какая акцентированная тяга к непознанному!"

Я сожалею и завидую одновременно.

Что касается меня, то картины Босха, взывают тягостное впечатление. Мой мозг отказывается их анализировать. Для этого. мне надро прийти в определенное состояние духа, которое может завести слишком глубоко и с неприятными последствиями.

"А давайте отрежем ему голову и посмотрим, что у него внутри" не получится. Надо пожить в 16 веке. для начала. Подружиться с Босхом) Поговорить с ним.

Не думаю, что это возможно. По крайней мере, сейчас или завтра.

А я вот, Сергей, боюсЯ, что мне стока не выпить.. До этого определенного состояния духа..

Мне такая физиология не очень..

Ну типа - да, какие крутые химеры.. Жесть..

Участники картин какие-то все блин невеселые.. мягко говоря.. всё с ними что-то физиологическое происходит.. безрадостное, в основном..

Мож Босх все-таки болел иногда.. и в эти моменты его непреодолимо тянуло к художеству.. понятно.. гигиены в 16 веке немного было.. имодиум тогда почему-то еще не выпускался.. да и мерли они все там без конца.. Пирогова на них не было..

МироДрев 02.08.2013

"А в его мире обращение к Б-гу было настоящей мольбой и общением."

Анна, Татьяна, а откуда такая убежденность?...)

/просто ремарочка - все мы потомки тех, кто выросли и выжили без каких-либо прививок. время однозначно подтвердило выживаемость человека без подобного вмешательства. результаты же подобного вмешательства вполне неоднозначны/

что касается Босха - мне кажется гениальность разная бывает...одна созидательна, другая патологична...но возможно это всё грани чего-то единого...а возможно и нет - кто тут может быть в чём уверен?...

/ что-то мне подсказывает, что смысл бога в христианском мировоззрении становится полным лишь при наличии его противоположности - "темной сущности"...)/

Показать еще