Вся правда о сертификатах на камни
- Рубрика: Материалы и инструменты
- Виды творчества: Бижутерия своими руками, Ювелирное искусство

Часто я сталкиваюсь с таким вопросом:
- А есть ли у вас сертификаты на камни?
Такие вопросы сразу выдают человека, не очень глубоко разбирающегося в камнях, но уже успевшего обжечься на подделках, или напуганного контентом о них. Боясь подделок, покупатели наивно полагают, что некие сертификаты уберегут их от них.
О том, почему не уберегут и о реалиях сертифицирования поделочных камней сегодня мой рассказ.
Сразу скажу о том, почему абы какие сертификаты не уберегут вас от подделки. Очень просто: рынок наводнен ПОДДЕЛЬНЫМИ документами, обеляющими явные имитации камней, от организаций, не имеющих геммологического авторитета. Как вам, например, вот такие «сертификаты» на якобы шпинель:
(на самом деле это синтетический корунд).
Или на «изумруд»:
(на самом деле это облагороженный кварц).
И это камни из реальных магазинов. Или вот парочка примечательных документов, «легализующих» подделки бирюзы и ангелита.
Ниже я покажу авторитетные заключения по этим камням.
Помимо подделок часто магазины уверяют вас в том, что на камень есть сертификат и даже показывают его, но по факту документ был получен совсем на другой камень, и это даже видно по фото в документе. Так делает одна ну очень известная и крупная сеть магазинов камней. Сертификат, полученный на один агат, они лепят ко всем изделиям из агата – браслетам, бусам и так далее. Сделаны они, может, и из агата, но документ был получен не на них. Так что никакой силы такие документы не имеют, более того, к покупателям в таком случае относятся как к дурачкам, которые готовы «схавать» любую наживку под волшебным соусом «сертификат».
Именно поэтому документы ради документов требовать не стоит. Надо разобраться, что вы хотите — компетентного продавца или тупо документы. Если второе, можете закрывать статью, но предупреждаю — вы больше не будете спать спокойно. А если все-таки первое, значит важно самим стараться разбираться в камнях. И постоянно, при каждом удобном случае, по крупице, умножать свои знания. Ваша собственная компетентность — лучшая защита от подделок. И именно поэтому важно понимать, какая ситуация на рынке камней сложилась с сертифицированием. Об этом во всех подробностях ниже.
Рынок камней делится на два сегмента – ювелирный и поделочный. Закон обязывает сертифицировать для продажи только драгоценные неоправленные камни. Во-первых, это лишь небольшая часть ювелирного сегмента, а, во-вторых, если вы решите купить кольцо с сапфиром, камень уже будет оправлен и сертификат будет не обязателен.
Таким образом, закон в России не регулирует сертифицирование камней, тем более поделочных. На этот сегмент по большому счету крупным игрокам ювелирного рынка плевать с высокой кучи. Наши обожаемые фактурные бусинки важны только нам с вами, так что и разбираться с ними придется самим. Но обо всем по порядку.
Раз в России нет стандарта для таких документов, наши лаборатории придерживаются стандартов, установленных ведущими международными геммологическими лабораториями, выдающими сертификаты. Вот пример документа из Франции:
При этом у каждой лаборатории стандарты определения немного отличаются. И цвет бриллианта или оценка качества одного и того же рубина может отличаться в заключениях разных лабораторий. Из российских лабораторий, достойных и уважаемых, котирующихся на ювелирном рынке, мне известна только одна – это Геммологический Центр МГУ. Правда, они работают только с ювелирным сегментом. У специалистов этой лаборатории строгий и внимательный взгляд, так что ведущие российские ювелирные компании ориентируются именно на эти отчеты. Вот пример сертификата Гемцентра:
Стоимость такого сертификата зависит от камня, его веса и других параметров. В среднем речь всегда о нескольких тысячах рублей (и более), но цена сертификата всегда незначительна на фоне стоимости ювелирного камня. Более того, на серьезные камни у продающей компании может быть сразу несколько сертификатов от нескольких ведущих лабораторий мира. Например, как на этот роскошный сапфир, который я пощупала своими руками на экскурсии в Картье:
При этом сертификат изготавливается всегда на один конкретный камень.
В поделочном же сегменте рынка ситуация совсем другая. В двух словах ее можно определить как «полный бардак».
Во-первых, кому нужен сертификат на один камень, если в бусах его десятки штук, и не всегда идентичных друг другу. Во-вторых, поделочные камни очень сложно определять, но даже если это удается, стоимость сертификата в несколько тысяч рублей практически всегда будет превосходить стоимость не только камня, но и целой нити, и это, в-третьих. Впору схватиться за голову в отчаянии. Но мы не будем отчаиваться. Разберемся со всеми пунктами.
Давайте по порядку. Понятно, что изготовление сертификатов по правилу ювелирного рынка «один камень = один документ» не подходит. Невыгодно экономически абсолютно. Никто не будет такие нити покупать даже с сертификатами. Допустим, нам сделают экспертизу на нитку бус, но он будет действителен только на нее. А что с остальной партией, на которую мы хотя бы можем распределить стоимость изготовления сертификата? Тогда можно сделать сертификат «на один браслет из партии идентичных», но кто решает, насколько они идентичны? Где граница идентичности? Есть ли риски? Риски есть всегда. По факту это все равно будет сертификат на один конкретный браслет. Китайский подмес никто не отменял, партия камней может включать в себя, например, природный и синтетический кварц, для них это одно и то же.
На своем курсе я учу тренировать насмотренность на камни, и благодаря ей вы действительно можете определить идентичные образцы. И действительно на рынке поделочных минералов много всего однотипного у разных продавцов. Если в ювелирном сегменте под «сапфиром» у разных продавцов могут оказаться абсолютно разные минералы, то при упоминании «зеленого ангелита» в поделочном сегменте, вас все поймут правильно, камня, правда, такого нет, но вас все поймут одинаково. Поэтому если речь идет о понимании материала, то достаточно разобраться в нем единожды и потом уже эти знания применять и не обязательно заказывать каждый раз новый документ. Исключение для меня составляют сложные камни, такие как бирюза, некоторые сорта нефрита, которые выглядят в разных партиях всегда по-разному. На них я делаю сертификаты чаще. Также мне достаточно одного сертификата, чтобы проверить поставщика, прислав разные случайные бусины из выборки, как я поступила с поставщиком шунгита.
Вопрос следующий: где делать сертификаты? И здесь надо сначала сказать пару слов о сложности самой диагностики. Ювелирные камни прозрачны и огранены, мы точно можем замерить показатель преломления, рассмотреть микроскопию. А вот поделочные – совсем другое, часто это непрозрачные сложные горные породы, включающие в себя несколько минералов, сложные композиты, специально созданные китайцами, чтобы нас запутать. В лабораториях для определения минералов широко применяются спектрометры, но для интерпретации полученных данных нужна и огромная база данных, и специалисты, имеющие опыт работы именно с поделочными камнями.
Свои исследования я заказываю в геммологической лаборатории при минералогическом музее РАН им. Ферсмана. Эта лаборатория для меня стала для меня настоящей отдушиной, лучом солнца, проливающим свет знаний на рынок поделочных камней. Однако геммология – далеко не точная наука и даже специалисты с гигантским опытом работы будут по-разному интерпретировать данные. Идеально только с синтетическими минералами, когда мы знаем, что насыпали в исходник, и что потом из него кристаллизуется. В реальной жизни минералов все гораздо сложнее и непонятнее. Иногда встречаются такие сложные образцы, над которыми сотрудники лаборатории думают очень долго. Так было, например, с имитацией бирюзы с торговым названием «перуанская», которая оказалась композитом.
А бывает, что мнение, выдвинутое однажды, потом меняется после углубленного изучения вопроса или появления новых данных. Говорю же — геммология не точная наука, несмотря на огромное количество приборов, которыми мы себя окружили. Все дело в том, что в отличие от минералога, изучающего минералы в земле, в своем естественном виде, делая выводы, опираясь на генезис почвы, геммолог изучает «геммы» - то есть камни, уже преобразованные человеком в какую-то форму, отдельно от земли. Историю этого преобразования мы не знаем, и пытаемся по каким-то следам, своеобразным «уликам», делать вывод о минерале. Поэтому быть геммологом очень увлекательно, вопреки всем сложностям рынка поделочных камней.
И я с огромным интересом изучаю этот сегмент, ведомая настоящим азартом я заказываю в лаборатории проверки разных сомнительных бусин не столько для демонстрации документов клиентам, сколько для понимания материала в целом. Жду результатов с нетерпением и потом презентую их своей аудитории, вместе с моими подписчиками мы смакуем эти открытия и ищем новые объекты для изучения. Так получилось с пресловутым «зеленым ангелитом», я сразу определила его как не ангелит и решила не работать с этим мутным камнем. И благодаря настойчивым вопросам аудитории, ну и своему интересу, конечно, все же выяснила, что это пектолит. И он занял свое место в моем ассортименте.
Так что документов у меня накопилась целая пачка, но когда я в очередной слышу вопрос «есть ли у вас сертификаты на камни», по-прежнему не знаю, как ответить коротко. Ведь большинство своих камней я проверяю самостоятельно, благо, я обладаю полным набором геммологических приборов, даже микроскопом. Вот только спектрометров и рентгена у меня пока нет, так что со своими любимыми лабораториями я продолжаю дружить.