Знаменитая венгерская цветная гладь "калочаи"

Знаменитая цветная гладь "калочаи" является одним из элементов уникального местного декора, который берет начало с красочной росписи стен, специальной краской смешанной с молоком. Появилась она в Калоче (Kalocsa) во второй половине XIX века, когда вслед за всей Европой, в Венгрии вошла в моду декоративная белая вышивка с прорезной гладью (ришилье) для украшения постельного и столового белья в богатых домах (отсюда название "господское шитье").

венгерская вышивка

Именно такая вышивка была особенно популярна в регионе Kalocsa (город Kalosca и близлежащие деревни Szakmar, Homokmegye, Oregcserto)

К 1890-м годам технику ришелье стали все чаще комбинировать с плоскими швами (основной шов вышивки из Калоча) , постепенно добавляя к белым разноцветные кустарно покрашенные нитки черного, затем - синего, красного и зеленого, и позже-желтого и розового цветов. К сожалению натуральные красители этих ниток оказались нестойкими, поэтому первые цветные вышивки быстро выгорали. Ситуация изменилась в 1912 году с открытием фабрики Nagyatad, которая начала обеспечивать вышивальщиц отличной пряжей всевозможных цветов.

калочи

С тех пор калочайская вышивка заиграла всеми привычными нам цветами, которые даже получили собственные названия: "тюльпан", "пламя", "вино", "гусиная зелень", "желтая зависть", "бархатно-синий" и др. Сейчас в "калочаи" используется уже 27 чистых и сочных тонов, которые позволяют создать на белом хлопке и льне гармоничные композиции из ярких тюльпанов, роз, незабудок, лилий, винограда, паприки и т.п.

вышивка

Если соотнести цветовую гамму калочайской вышивки с возрастом женщины, то самые яркие и роскошные цветы достанутся молодым девушкам (особенно невестам), а далее, все как в жизни, чем дальше, тем скуднее и темнее краски.

Что до техники, то она разделилась на два основных направления - вышивка гладью без прорезей и вышивка с прорезной гладью (ришелье) или на мозаичной сетке, выполненной игольчатым кружевом.

Последнюю еще иногда называют "венгерской инкрустацией".

Традиционная вышивка из Калоча находит применение как в декорировании постельного и столового белья (простыни, наволочки, скатерти, салфетки, дорожки), так и для украшения всевозможных элементов мужской и женской одежды - от воротника и манжет, до рубашек и блузок.

Источник http://irinapetrenko.blogspot.ru/2013/03/blog-post_3.html

Комментарии (40)

Какая красивая вышивка!

Спасибо большое!{#}

Очень впечатляет!

Как хорошо,что увидела такую красоту на мониторе компьютера,а не в живую.Точно без денег осталась бы!

Irina 02.08.2013

Шикарная вышивка, гладкая и безупречная на ощупь, видела ее воочию в Венгрии. Старейшее и очень популярное до сих пор ремесло. Так же стиль калочаи используется в росписи фарфора.

Очень яркая и позитивная вышивка! А какая трудоёмкая!

Nataliya 02.08.2013
Очень красиво!!!
Newlife (NewlifeBio) 02.08.2013

" а далее, все как в жизни, чем дальше, тем скуднее и темнее краски" (с)

как такую фразу можно было написать?? у кого с годами жизнь в темных и скудных красках?

У старушек наверное, хотя всякие бывают.

Очень красиво!
Очень красиво!

Колорит восхищает! Спасибо! Прекрасно!!!!

HelenKoff (helenkoff) 02.08.2013

У моих девочек имеются блузки, привезенные из Венгрии стакой вышивкой, вот это КРАСОТА! Всем на зависть!{#}

Спасибо!У меня как раз такая салфеточка "появилась" буду знать "чьих"она.красотище невероятная!

Olga - author's knitting 02.08.2013

АХ! Больше слов нету...

Амалфея 02.08.2013

Спасибо! Довелось жить в Калочи 2 года. Такую красоту видела на весенних ярмарках. Можно ослепнуть! Нахлынули воспоминания...

Амалфея, вживую, наверное, еще интереснее!

Бесподобные работы! Глаз не отвести!

Есть очень красивые вещи!Ярко,нарядно,весело!

Спасибо!

Бабушка вышивала гладью, много и красиво. Получается очень аккуратно, ровненько. Понравилось.

Яхонтъ 01.08.2013

Как здорово! В доме моей бабушки есть несколько скатертей, связанных подобным образом! Теперь я знаю, как называется этот тип рукоделия.

Техника потрясающая! Захотелось в Венгрию, пощупать и конечно же приобрести такую красоту!

Какая красота!!!{#}

ЭтоЛето 01.08.2013

Очень красиво!{#}Спасибо за публикацию!!!

Удивительное сочетание техник и - каков результат! {#}

Спасибо большое за публикацию! ))

Красота необыкновенная! Спасибо за публикацию! В этом году была в Венгрии,гид все уши прожужжал про их достопримечательность- приправы из перца,а про вышивку даже не заикнулся image

Потрясающая вышивка!

Красиво! Хочу футболочку в таком стиле на лето!!!

Какая информация! Венгерские мастерицы на удивление талантливы! Наверное очень кропотливый труд!Достойный восхищения! Спасибо за интересную публикацию!

Какая красивая вышивка! Какие яркие цвета. Очень захотелось посетить Венгрию.

Людмила,большое Вам спасибо за публикацию){#}

Полный восторг!!!
Kavizina Галина 31.07.2013

Какая яркая ,объемная вышивка ! Просто все краски лета в одном букете ,но пестроты нет ,все гармонично !{#}Спасибо за публикацию !

Спасибо за публикацию! Очень красиво и познавательно

Спасибо за публикацию!

У меня сестра замужем за венгром, и как же я люблю эту вышивку! Какие кофточки у меня в молодости были!... (На зависть нашим модницам image )

А наша мама покупала там салфетки с нанесенным рисунком, и уже дома вышивала в этой технике.

Ух ты! Здорово!{#}

Ага! image

А еще в этой технике бывают такие дорожки - черная плотная ткань (похожая на шерстяную), и тоже с такой вышивкой, но без ришелье, и края обшиты красными фестонами.

Это уж не калочаи, а матьо {#}

ох красота! Я такую салфеточку в руках держала - это ж просто глаз не отвести и отдавать не хочется! Столько тонкой работы!

Светлана (LanaG) 31.07.2013

Очень сочная вышивка{#}Красота!

Потрясающая красота! Спасибо, что просвятили! Никогда не видела раньше такой вышивки!

Великолепная вышивка!)){#}

Очень люблю ришелье,и впервые вижу такую интересную интерпретацию.)

Благодарю за столь интересную информацию!