Яшмовая масса Wedgwood (Веджвуд). Предыстория. Создание. Свойства. Наши дни
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Дизайн и декор интерьера, Керамика
Яшмовая масса. Часть 1. Предыстория.
Яшмовая масса считается визитной карточкой компании Wedgwood. Как же она была создана?
«Мы не ищем лёгких путей» – это про всю жизнь Джозайи Веджвуда, основателя знаменитой компании своего имени. Предки Веджвуда были заняты в керамической индустрии, и он решил работать в этой же области. Преемственность поколений и семейное дело – не пустые слова для консервативного английского общества XVIII в.
Но в юности Джозайя переболел оспой, которая серьезно пошатнула его здоровье – он стал хромым на правую ногу (впоследствии её пришлось ампутировать – тогда ему не было и 40 лет). Человек с ослабленной ногой едва ли может работать за механическим гончарным кругом, который приводится в движение ногой. И несмотря на физические ограничения юный Веджвуд овладел мастерством работы за гончарным кругом, набираясь опыта у своих родственников.
К началу 1770-х гг. Джозайя уже был с деревянной ногой, которая, по литературным источникам, для своего времени была «Теслой» среди протезов. Нога была не только похожа на настоящую, но и была подвижной – так что внешне Веджвуд был неотразим. Взгляните на картину (написана ок. 1780 г., в наши дни хранится в филиале Музея Виктории и Альберта в Барластоне, далее V&A Wedgwood Collection) кисти Джорджа Стаббса – художнику не было необходимости «додумывать» ногу своего заказчика – она у него была, просто деревянная.
Изображение №1. Джордж Стаббс. Фрагмент семейного портрета Веджвудов, ок. 1780 г. V&A Wedgwood Collection.
Веджвуд наладил массовое производство фаянсовых изделий. Они были хорошего качества, оригинальны и весьма доступны по сравнению с настоящим (твёрдым) фарфором из Европы. Предприниматель-Веджвуд искал различные пути увеличения выручки – использовал актуальные исторические события, которые надёжно отпечатывались (в буквальном смысле) на предметах, модифицировал существующие формулы фаянса – например, одним из первых перешёл от фаянса цвета сливок к «жемчужному фаянсу», более белому по сравнению с первым и т.д.
Яшмовая масса. Часть 2. Создание.
Теоретически производство фарфора могло быть более прибыльным. Считается, что Веджвуду была известна формула фарфора и при необходимости можно было наладить поставки сырья. Но было принципиальное ограничение: право на производство фарфора в Англии было запатентовано (если быть точным, использование определённого ингредиента) и патент принадлежал… не Джозайе Веджвуду. А сидеть сложа руки и ждать истечения срока действия патента было нельзя. Как показала история, ни при жизни Веджвуда, ни в более чем 250-летней истории компании производство твёрдого фарфора не было налажено – потому что это делали все. Но и с костяным фарфором, который был изобретён в Англии, у компании в начале пути не сложилось.
Следовательно, фарфор – не вариант, поэтому веджвудовский гений решает изобрести свой собственный вид керамики – абсолютно новый. И изобрёл он яшмовую массу – особый материал, у которого есть свойства и фарфора, и керамики. На языке оригинала масса называется “jasperware” или просто “jasper”. Такое название выбрано из маркетинговых соображений, чтобы подчеркнуть прочность, вечность, ценность и т.д.
Считается, что идеальная формула джаспера была представлена в 1774 г. – именно этот год упоминается в материалах компании (в 1974 г. была даже выпущена тарелка в честь двухсотлетия открытия).
Изображение №2. Трёхцветная тарелка из яшмовой массы, выпущенная ограниченным тиражом в 1974 г. в честь двухсотлетия формулы джаспера. ANJCollection.
Но этому предшествовали годы экспериментов – без преувеличения тысячи и тысячи разных формул, соотношений ингредиентов, температуры обжига и проч. (примеры результатов можно видеть в V&A Wedgwood Collection). Ко всему прочему, все эксперименты проводились в режиме строжайшей секретности и, опасаясь промышленного шпионажа (а он был уже тогда), Веджвуд шифровал все формулы, подменяя названия ингредиентов. Как один человек мог найти столько сил, чтобы довести дело до победного конца?!
Изображение №3. Пробные образцы яшмовой массы. V&A Wedgwood Collection.
Яшмовая масса. Часть 3. Свойства
Главное свойство яшмовой массы – она требовала лишь однократного обжига. Её не нужно было покрывать глазурью или дополнительно окрашивать. Предметы могли быть окрашены в массе, т.е. быть изначально синими, лиловыми и т.д. насквозь (правда, цвет во всём великолепии проявлялся только после обжига).
Изображение №4. Шахматная фигура короля из яшмовой массы естественного (белого) цвета, XIX в. ANJCollection.
И другой важнейший момент: предметы можно было украшать барельефами, которые формовались в многоразовых гипсовых формах. Таким образом, не было необходимости моделировать каждый раз барельеф с нуля.
Изображение №5. Кувшин из поверхностно окрашенной яшмовой массы, 1891-1908 гг. ANJCollection.
Изображение №6. Декоративная вазочка из насквозь окрашенной яшмовой массы, ок. 1966 г. ANJCollection.
Яшмовая масса – коммерчески самый успешный продукт компании, если мы берём в расчёт декоративное направление. Предметы из джаспера делают и в наши дни, хотя и небольшими тиражами. Часть по-прежнему производят в Англии с применением ручного труда, а более простые в производстве предметы делают в Азии (в частности, новогодние украшения).
Яшмовая масса. Часть 4. Сегодня, будет ли завтра?
Современный ассортимент не поражает воображение разнообразием. Есть несколько причин – назову лишь основные.
Хорошие предметы (т.е. фактически не сувенирно-подарочные) нельзя сделать с применением автоматики, нужен человек, его глаза, руки и, главное, голова. Ручной труд в Англии стоит дорого; теоретически компания могла бы производить джаспер в любой части света и сэкономить на оплате труда наёмных рабочих. Но мы говорим об уникальном материале, поэтому сохранение производства в Англии жизненно необходимо, иначе – сокрушительный репутационный удар.
Из этого следует, что джаспер в производстве дорогой, его нельзя поставить на поток. И я полагаю, что объёмы сокращаются в том числе и потому что продукция «элитаризируется». Обычные предметы – чайные пары, часы и т.д. – представлены в минимальном количестве. В то же самое время, компания представляет капсульные коллекции, где флагманские предметы могут стоить как хороший автомобиль. Допускаю, что тенденция сохранится и простых предметов будет становиться всё меньше, в то время как престижные предметы, выпущенные ограниченным тиражом, будут периодически радовать нас своим появлением.
И, в конце концов, джаспер идеален для декоративных предметов, но традиционные античные темы очень сильно ограничивают его интеграцию в современные интерьеры. Что же до посуды из яшмовой массы, то для ежедневного пользования она не подходит, либо придётся мириться с некоторыми нюансами.
Компания адаптирует своё богатое наследие под современные реалии: например, дизайнер Хитоми Хосоно переосмыслила копию Портлендской вазы – самого известного предмета компании. Дизайнер использовала узнаваемую форму и материал, а его поверхность плотно украсила барельефами стилизованных листьев аканта, которые вы встретите на бесчисленном количестве античных артефактов, но именно на Портлендской вазе аканта никогда не было. Предмет получил название Shōka Vase и был выпущен в 2018 г. мизерным тиражом (5 экземпляров). Примечательно, что уже в 2019 г. Британский музей, где есть и античный оригинал из стекла, и веджвудовские копии XVIII в., приобрёл для своей коллекции 1 экземпляр Shōka Vase (музейный номер 2019,8014.1).
Изображение №7. Shōka Vase из яшмовой массы (в центре), 2018 г. Британский музей; галерея Адриана Сассуна.
Про барельефы и интерес к античному наследию поговорим как-нибудь в следующий раз.