Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > 1025 лет крещения Руси посвящается..Металлопластика

1025 лет крещения Руси посвящается..Металлопластика

Виды творчества:   Работа с металлом > Гальванопластика

               В эти выходные прошло празднование 1025-летие Крещения Руси. Символом крещения всегда был крест. О крестах и пойдет речь. О старинных крестах..

              Первоначально произведения христианского искусства ввозились на Русь из Византии,о чем свидетельствуют многочисленные находки «корсунских» предметов в Херсонесе, Киеве и других городах южной Руси. Греческие образцы копировались, размножались, а в дальнейшем и перерабатывались в зависимости от вкусов и потребностей местного населения. Однако привозная продукция не могла целиком удовлетворить спрос на церковные предметы, предназначенные в первую очередь для личного употребления. Поэтому в Киевской Руси уже к началу XII в. налаживается широкое серийное производство нательных и наперсных крестов, икон и змеевиков. О местном изготовлении подобных изделий свидетельствуют находки каменных литейных формочек для отливки крестов разных видов и открытые археологами остатки ремесленных мастерских.

1025 лет крещения руси

христианство

крест

В Древней Руси кресты являлись обязательной принадлежностью каждого христианина, поэтому из меднолитой продукции это был самый массовый и одновременно самый древний тип изделий.

металлопластика

иконки нательные

Кресты различались по своим типам и назначению. Существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие на развилках дорог в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестии которых часто вставлялись медные иконки; кресты напрестольные, аналойные и воздвизальные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные кресты, составляющие самую многочисленную группу.

Уже наиболее древние кресты отличались удивительным разнообразием форм и декора. Они имели различные очертания средокрестий — в виде квадрата, ромба, круга и другие, разное завершение концов — прямоугольное, лопастное, криновидное, ажурное и пр. Известны кресты от трех- до двенадцатиконечных, заключенных в круг или с перекрестиями на концах.

энколпионы

святой праздник

Кресты-тельники часто копировали монументальные формы в уменьшенном варианте. Так, рельефные изображения крестов в круге на наружных стенах новгородских храмов XVI–XV вв. нашли повторение в мелких нательных крестах того же времени. Прототипом же ажурных крестов с сомкнутыми концами послужили, вероятно, монументальные новгородские деревянные и каменные кресты XIV в. и, прежде всего, Людогощенский крест наиболее развитой формы.

людогощенский крест

Древнейшие кресты X–XII вв., найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Такой тип крестов получил в специальной литературе уже в XIX в. название «корсунский».

Корсунский крест

Нательные кресты-«корсунчики»: изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, кости и даже глины. Иногда они украшались металлическими наконечниками, соединенными спиралевидной проволокой.

На русских крестах часто можно встретить образы демоноборцев — Никиты-бесогона, архангела Михаила и др. Наибольшее количество тельных крестов с образом Никиты, побивающего беса, принадлежит к новгородско-тверскому кругу памятников XIV–XVI вв.

крест Никита-бесогон

крест Архангел Михаил

Одной из наиболее распространенных категорий древнерусской меднолитой пластики XI–XV вв. являются кресты-энколпионы. Энколпион (от греч. «на груди») — складной двухстворчатый нагрудный крест с подвижным оглавием, предназначенный для хранения мощей или иных святынь.

Энколпионы

Среди памятников медного художественного литья важное место занимают змеевики или, так называемые,

наузы. Змеевик перекочевал в христианство из язычества-изображение змей издавна использовалось в языческих оберегах. Змеевиками называют нагрудные иконки с изображением на лицевой стороне христианского образа — архангела Михаила, Богоматери, Феодора Стратилата и других святых, а на обороте человеческой личины в окружении змей либо змееногой фигуры, вокруг которой часто помещался текст заговора, отражающего мотивы апокрифических сказаний. змеевики-обереги символизировали победу над дьяволом и над всяким злом.

Змиевики

              Нательные медные иконки . Они  изготовлялись односторонние, двухсторонние и двухстворчатые. Наибольшее распространение получили иконки односторонние. Они, как и наперсные кресты, носились поверх одежды образом наружу. Особенностью меднолитых икон являлось помещение на них прежде всего евангельских сюжетов и крайне редко библейских. На медных иконках помещались поясные и ростовые фигуры (как правило, одиночные или парные). Подбор орнаментальных мотивов меднолитой пластики также был строго ограничен. Основными типами орнаментации были геометрический и растительный (чаще всего, в виде стилизованного вьюна). Двустворчатые иконы существовали на Руси в определенный и достаточно короткий отрезок времени, что было связано, по-видимому, с многочисленными паломничествами в Святую землю в XII–XIV вв.

Нательные иконки

Двустворчатые нательные иконки

Трехстворчатые нательные иконки

      Русь крестили 1025 лет назад, но символы христианской веры так и остались неизменны-практически у всех, кто крещен и сейчас на шее крест, а у него такая богатая и непростая история. И мне хотелось, что б Вы вместе со мной краешком глаза  взглянули на нее. Спасибо за внимание.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email