Арт-терапия по гончарному ремеслу для детей дошкольного возраста и школьного с целью развития речи и

  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Керамика

Арт-терапия по гончарному ремеслу для детей дошкольного возраста и школьного с целью развития речи и моторики.
Арт-терапия это:
1) Работа с раскрытием внутренних потенциальных способностей личности;
2) Избавления от страхов неудачи, чувства вины - что не оправдал надежду перед собой и окружающими при создании чего – либо;
3) Аффирмация для работы. Я творец, я позволяю себе быть индивидуальным неповторимым мастером.
Работа созидания - это игра. Игра – это эмоции, эмоции творца это всегда восхищение, радость, любопытство, азарт.
Этапы работы всегда индивидуальны. Учитель только направляет, не мешая созиданию.
Керамика, в первую очередь-это освоение материала, глины.
Глина природный материал со своей энергией.
Знакомясь с этим материалом можно сравнить знакомство с музыкальным инструментом. Мы не только видим и слышим, как он играет, но и сами сможем играть, сразу издавая свою мелодию непохожую, ни на что. 
Человек имеет дар самообучения. 
Приобретая навык, запоминая приемы, мы отшлифовываем мастерство.
В самом начале вхождения в арт-терапию по гончарной лепке необходимо создать и обеспечить себя комфортом, чтобы вокруг было хорошее освещение, тишина, необходимый инструмент, и соответсвующий настрой.
Далее первым делом нужно пройти стадию знакомство с материалом.
Его нужно мять, раскатывать, резать, рвать, дырявить, размазывать, растворять, проще сказать «похулиганить» с глиной. 
Этот этап очень важен, т.к. пробуждает глубинные подсознательные ассоциации, выброс эмоций, чувство обладания и смелости.
После знакомства с материалом для определения интереса необходимо дать возможность проявить фантазию. Допустим, слепить простые формы, которые могут быть отражением природных материалом (камень, семечка, палочка) а затем собрать из камешков пирамидку, крепость, дорогу, забор и т.д. 
Делаем основу – шарик. Собирается из разных шариков простые изделия путем соединения, слепливания (домик, забор, гора, семечка, вазочка, горшочек, животные)
Жгутики (колбаски) также путем слепливания собираем простые изделия.
Блинчики (пласты) вырезается фигуры. Соединяются различные бытовые и природные предметы.
Вытягивание-очень простая техника. Возьмите шарик, пусть он будет семечкой. Смочите семечку и началась игра. Прищипывая кусочек шарика вытягиваем росточек. Или это может быть я яичко и изнутри может появляться клюв птенца. Таким приемом можно вытягивать необходимые детали для вашей работы. Это могут быть ножки мордочки хвостики крылышки и т.д.
А теперь соединив все техники и сделаем композицию на ваше усмотрение, в котором будут использоваться все виды форм, которые мы попробовали (это может быть гора, а горе дерево, на дереве веточки, под деревом зверек, а на дереве птичка и т.д.) 
Не ограничивайте фантазию, она сама будет затягивать, и руководить вами.
Вот мы уже созидаем сказку историю Вселяем в эту историю персонажи. Нам стало интересно, и хочется большего, новых эмоций.
Глига говорит-да, я дам вам эти эмоции.
Возьмите кусок глины и раскатайте пласт разделите его на секции, и поробуйте оттискивать небольшие предметы которые могут оказаться у вас под рукой ключик монетка спичка карандаш. Постарайтесь взять один предмет и попробуйте этим предметом нанести разные оттиски, например взять карандаш (процарапайте, протыкайте, прокрутите) и вы увидите как можно много получит разных орнаментов. Также можно взять кусочек тряпочки или кружева, можно взять листочек растения. Ура, мы уже можем сделать так много красивых вещей.
Настало время поговорить об инструментах.
Инструменты очень просты-их называют стеки.
Стек с анг. Языка это палочка, а палочки могут быть любые. Многие мастера изготавливают их сами под конкретную операцию. Сейчас стеки можно приобрести в магазинах по рукоделию. 
Лучше использовать деревянные стеки. В тех местах, куда пальчик не попадает то нам и поможет как раз данный инструмент. Их можно использовать для декорирования (нанесения рисунков, орнаментов) Оттискивания и процарапывания . 
На следующем этапе нашего творчества мы можем использовать вспомогательные предметы. Тарелочка бутылочка коробочка шарик.
Например если в тарелочку положить раскатанный кусочек глины и по кругу срезать лишнюю глину то у нас получиться тарелочка. Если бутылочку обложим жгутиками или пластом то получим цилиндр. Вырезав круглый пятачок из пласта и примазав его к цилиндру получим вазу или стаканчик. Из жгутика можно сделать ручку и стакан превратиться в чашку. Используя коробочку мы можем сделать кашпо для цветов домик и т.д. Эти приемы просты в исполнении ими пользуются все от профессионалов до начинающих керамистов.
Мы изготовили изделия -мы молодцы.
Нужно их сохранить.
Для этого необходимо их высушить. Сушка изделий очень важный этап т.к. на этом этапе изделия могут испортиться лопнуть треснуть поэтому нужно избегать сквозняков и резкого подъема температуры, самый простой способ положить изделие в картонную каробочку через день- два они высохнут.
После сушки желательно его обжечь в муфельной печи. Для этого лучше обратиться к мастеру керамисту. Если такой возможности нет, то можно изделие закрепить прогреть медленно в духовке при температуре 250 градусов. После остывания прокрыть масленым лаком. После высыхания можно раскрасить маслеными акриловыми и темперными красками. Очень ВАЖНО!! Изделие не прошедшее настоящий обжиг, а только закрепительный обжиг не обладают такими же свойствами как обожженная глина, изделие нельзя опускать в воду и нельзя из него кушать и пить.
Вы уже керамисты-созидатели. Радуйте себя и свое окружение своим искусством и не забывайте- творчество безгранично!!!

Комментарии (7)

Алексей, спасибо, все верно... {#} Знаю одного (вернее одну) врача педиатра, с тремя малюсенькими дочурками... лепят из глины все вместе и не могут остановиться {#}

В профиле у Вас очень благородная цель указана - возрождение и развитие гончарных традиций. Успехов Вам!

Спасибо Ольга! И Вам творческих успехов!

Всё верно! Лепка развивает мелкую моторику и как следствие речь, так как в лепке задействованы все пять пальцев, для речи очень важно развитие и массаж именно больших пальцев рук.

Вот так мамы "подсаживаются" на лепку, дети начинают говорить, вырастают, а мамы всё лепят и лепят)))

Спасибо! Очень приятно)

МироДрев 25.07.2013

Здравствуйте {#}

Скажите пожалуйста, в чём отличия арт-терапии от обычной работы с глиной?

я не вполне понял. Игорь

Здравствуйте Игорь! Есть работа и есть творчество, любая работа - подметаете ли вы двор или моете посуду, может быть творчеством, а может быть и просто работой. А если от работы вы получаете удовольствие и счастье-это творчество. Если от творчества, вы получаете депрессию, усталость или гнев-это работа. Арт-терапия подразумевает некое наслаждение и вхождение в измененное состояние, которое приводит к духовному росту, что в последствии отражается и на физическом теле.{#}

МироДрев 26.07.2013

Алексей, если смысловая нагрузка почти полностью находится в слове "некое" Вашего ответа, тогда могу это понять ответом на вопрос "в чём отличия арт-терапии от обычной работы с глиной?" {#}{#}

а если серьёзно, хотите взгляд со стороны?..вот читаю Вас и такое впечатление, что проводится сеанс внушения...мне лично кажется, что категоричные формулировки и трактовки - не вполне жизнеспособны, что-ли...как впрочем и претензии на истинность и единственноверность собственного мнения.

не, я вовсе ни на что не пртендую и естественно могу ошибаться. . .{#}