Я не встречала людей, более счастливых, чем те, кто занят любимым делом
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Вышивка крестом
У меня в гостях вновь Маргарита Репаловская, мастер славянской обережной вышивки. Маргарита – чудесный собеседник и глубокий человек, – согласилась поделиться с нами своими размышлениями о творчестве и предназначении.
– Маргарита, как вы считаете, что дают миру творцы?
– Ярмарка Мастеров это площадка, где собирается огромное количество творческих людей, каждый день появляются новые работы, реализуются новые идеи. Если задуматься – это просто фантастика! Я часто гуляю по магазинам, изучаю блоги, с большим интересом наблюдаю, какие необычные и прогрессивные идеи предлагают и воплощают наши мастера. Думаю, что люди творческого труда и есть двигатель прогресса. Каким был бы наш мир, не будь в нём творцов? Скорее всего, этого мира бы вообще не было. В последнее время, к большому сожалению, ручной труд был обесценен. Многие мастерские закрылись, когда воздвигались огромные корпорации, просто не выдержав конкуренции с машинным производством. Я думаю, что однажды человечество вернётся именно к ручному труду, потому что ни одна машина, даже самая модернизированная на свете, не имеет души и не может заменить труд человека.
– Маргарита, как на ваш взгляд, что порой мешает творческой самореализации? Может быть, вы поделитесь какими-то секретами с сомневающимися?
– Общаясь с разными людьми, заметила тенденцию: кто-то совсем не создан для ручной работы – «руки не те, нет терпения, не умею и не готов». Это понять можно – ведь мы все разные. Печалят меня те, кто говорит: «Мне нравится создавать что-либо своими руками, но кому это нужно?! А сколько вложений? Я не готов так вкладываться материально!» Согласна, материалы для творчества сейчас стоят немало, с другой стороны, зато какой богатый выбор и в магазинах всё есть. Один лишь вопрос: где взять необходимые средства?
Для себя придумала выход – это копилка. В копилку я кидаю мелочь, небольшие суммы от 5 до 100 рублей, так чтобы и разбить было жалко (что мне даст мелочь?) и чтобы, когда она наполняется, можно было без зазрения вложить всё в материалы для творчества. На продукты, дорогу, коммунальные мы тратим без раздумий. Что же мешает хоть немного средств вложить в собственную самореализацию, в мечты? Главное, на мой взгляд, действовать методично и небольшими шагами, постепенно, но регулярно. Этот метод позволяет со временем реализовать даже самые большие и грандиозные проекты. Ведь даже самая большая обережная выставка начинается с одного первого крестика.
– А страх перед ошибками?
– Очень мало у кого получается что-то достойное с первого раза. Каждый мастер проходит свой путь, который никогда не будет идеально гладким, но каждая неудача несёт за собой опыт. Вспоминаю свои первые вышивки; да они сильно уступают по качеству и энергии, тем, что я создаю сейчас. Не каждая моя вышивка была идеальной, и скорее всего, лет через семь, я посмотрю на то, что делала сейчас и обнаружу массу погрешностей. Не надо бояться ошибок – не бывает неудачной ручной работы.
Но если бы не было тех самых первых шагов, если бы я тогда не рискнула и не купила канву, пяльцы, нитки, распарыватель, специальные иголки, схемы, не было бы сейчас ни своего магазина на ЯМ, ни собственной коллекции редких оберегов, ни интервью, ни видео, ничего. Всем читателям, кто хочет заняться творчеством, но не решается, хочу сказать: глядя назад, на мой вышивальный путь, я понимаю только одно – усилия и затраты того стоили!
Нашей самореализации в любом деле, не только в рукоделии, мешают лишь наши страхи перед неизвестностью. Они обкрадывают нас, и если верить им, а не своему сердцу, мы автоматически лишаем себя всего того волшебства, что приготовила для каждого из нас Вселенная.
– Насколько востребована и интересна людям в современном мире обережная вышивка? Важен ли вам такой интерес для развития собственного мастерства?
– Обережная вышивка – это одно из направлений народных ремёсел. Ещё 150 лет назад большинство женщин обладали этим навыком, сейчас тех, кто вышивает славянские народные орнаменты вручную крайне мало. Признаюсь честно, когда я только начинала свою обережную деятельность, мне было очень страшно, я была уверена, что меня никто не поймёт: и правда, кто в 21 веке вышивает крестиком, да ещё «какие-то там» народные узоры?! С годами я заметила, что интерес у зрителей, читателей и покупателей растёт к моему виду творчества. На некоторых площадках, где мало у кого из мастеров есть подписчики и просмотры – у меня собирается довольно обширная аудитория. Мои заметки о народной вышивке переводят на украинский, белорусский, английский языки и распространяют в интернете. Я с интересом за всем этим наблюдаю.
Может быть, это моя особенность характера такая: если я верю во что-то и очень люблю, я буду любить это, даже если весь мир скажет, что это никому не нужно.
– Не раз встречала модные советы, что выбор творческого направления должен быть актуальным. Как относитесь вы к таким рекомендациям?
– Кто-то говорит о том, что вид рукоделия нужно выбирать тот, который пользуется большим спросом у покупателей, тот на котором можно хорошо зарабатывать. А я думаю, разве не самые популярные ремёсла виноваты в том, что на них не всегда есть спрос? Когда меня спрашивают: что вы посоветуете, какое ремесло выбрать для себя на постоянной основе? Что выгоднее? Я всегда отвечаю: выбирайте любовь, и вы никогда не потратите времени напрасно. «Танцуй так, будто тебя никто не видит, пиши так, будто никто никогда не прочитает», – главное убрать вечного критика из своей головы и отдаться творческому потоку, убрать все сомнения и страхи. В конце концов, мы все пришли в этот мир одни, одни когда-то и уйдём, и всё, что заберём с собой – это опыт, моменты счастья, самые тёплые и сокровенные впечатления.
– Маргарита, наверное, для вышивки существует свод правил, чтобы она стала обережной?
– В обережной вышивке всегда сочетались творчество и духовность. Молитва Богу никогда не может быть плохой, если человек молился с открытым сердцем, искренне, так же и в оберегах. Правила, конечно, есть, но это больше относится к мастерству. Когда же речь идёт о сути самого оберега, техника исполнения уходит на второй план. Полнолуние, новолуние, растущая или убывающая луна, идеально или неидеально исполнены крестики – всё это не так важно, как посыл, с которым оберег создаётся. Разве может быть вышивка, сделанная для родного сына, который попал в беду, подвергаться счёту крестиков или детальному изучению изнанки? Оберег подобен молитве – всё зависит от того, насколько искренне он создаётся. Самая сильная молитва на земле это молитва матери, оберег вышитый её руками будет не менее сильным, чем такой же, но от профессионального и высокодуховного мастера.
А оберег от любящей женщины, жены, дочери, он может быть исполнен технически не идеально, но сила в нём будет равна силе любви того, кто его создал.
Как мастер я создаю все обереги в потоке вдохновения и духовном потоке. Я знаю, что каждый из них достанется именно тому, для кого он был создан, даже если я с этим человеком ещё не знакома.
– А как правильно выбрать оберег?
– Своим покупателям я всегда говорю: выбирая оберег для себя, не смотрите на описание, смотрите на сам символ, выбирайте то, что ложится на душу, то, что на вас смотрит. В трактовке древней символики мы не можем быть на 100% уверены, что расшифровка правильная. Эти знания были утеряны и много раз переписаны, в особенности после второй мировой войны. А вот сами символы имеют точную до крестика геометрическую основу, которая сохранилась до наших дней. Символы и знаки работают с нашим подсознанием, они целители наших душ. Именно поэтому, выбирая оберег, доверять нужно глазам и сердцу больше, чем логике и аналитике.
–Занятия творчеством часто наводят меня на различные размышления о мире, об истории, о традициях рукоделия. Бывает ли подобное у вас?
– Порой я задумываюсь о тех мастерах, кто пронёс народное искусство через века и тысячелетия. Со временем имя мастера стирается со страниц истории, но тепло его сердца навсегда остаётся в вещах, идеях, которые он воплотил. Хочется верить, что и по моим вышивкам славянские орнаменты и символы будут воспроизводиться и передаваться другим поколениям. Так моих много оберегов разъехались по разным городам и странам, у каждого свой путь, своя судьба.
Думаю, что каждый из нас пришёл в этот мир, для того, чтобы принести что-то своё, что-то чего не было ранее, либо сохранить то, что создают другие. Деньги – единица переменная, одни уходят, на смену им приходят другие, дома со временем разрушаются, машины ржавеют и приходят в негодность, человек ведь тоже не вечен. А что вечно? Я думаю, что вечен опыт нашей души и качественно исполненное предназначение. Это навсегда останется с нами.
Мне нравится философия, с годами всё чаще задумываюсь о вечном. Древние символы впечатляют: кто вышивал их до меня, как они жили, о чём думали? Каждая схема из редкой книги, сама как книга – смотришь на неё, и перед тобой открывается целый мир. Та вышивальщица, что создавала эту красоту или повторяла по другой вышивке, каков был её путь? А кем был тот, кто вышил схему впервые? Откуда пришёл этот сказочный конь или барс? Риторические вопросы, на которые нет точного ответа, одна лишь мысль об этом вдохновляет. Вышивки, как звёзды на небе, – мы получаем удовольствие просто глядя на них, а кто-то смотрит на нас оттуда, по ту сторону. О чём они думают? Что чувствуют? Мы не знаем… В этом и красота жизни! Как красота медитации – смотреть на пламя свечи, не шелохнувшись, ни о чём не думая, при этом соприкасаться с вечностью и быть счастливым.
– Мне иногда кажется, что погружаясь в творчество, мы создаем иные миры…
– Творчество – это свобода каждого из нас. За своим рабочим столом я создаю то, чего просит душа, то к чему тянется и стремится. В своих работах я создаю собственный мир, где нет никаких ограничений: птица светится яркими красками, символы разгораются кострами живых цветов, а Боги светят нам теплом своих сердец. Недавно, собрав на столе все готовые работы, те, что есть сейчас в наличии, я несколько дней не разбирала эту импровизированную выставку. Каждый раз, подходя к рабочему столу, удивлялась миру, который создала сама.
Карантин я восприняла, как возможность с головой уйти в творчество, в реализацию давно задуманного. Теперь, глядя на результат, мне самой не верится, что всё получилось! Шаг за шагом, крестик за крестиком, я воплощала то, что было в моей голове, и вот все эти шаги слились воедино, живут своей жизнью и теперь с трепетом наблюдают за мной со стен.
Я не встречала людей, более счастливых, чем те, кто занят любимым делом. Творчество продлевает жизнь, дарит исцеление и радость душе. Пока мы создаём и творим – мы живы. А наши музы, это наши попутчики, незримо следующие за нами по пятам на жизненном пути.
– Спасибо за интересную беседу, Маргарита! Новых вам интересных работ и чудесных выставок!
Наталия Смирнова, дизайнер,
член Творческого Союза Художников России