Kак это делается - или просто о несложном. Часть 2.

Предлагаю совместно исследовать новый, недавно полученный мною камешек. Достоверно о нем было известно только его происхождение, он родом из Бразилии.
Вот он, этот камешек:
Октагон изумрудной огранки, 8,4х4,9 мм, вес 1,37 карат, цвет очень сильно синевато зеленый, тон светлый, насыщенность слабая. В окраске проявляется сильная зональность, скрытая грамотной огранкой. Можно было бы считать почти идeально чистым, то есть классифицировать как чистый на глаз, если бы не хорошо заметная черная полоса, пересекающая камень поперек.

берилл

Для начала проведем определение стандартных характеристик. Делаем это так же, как и в случае, описанном в этом материале: http://www.livemaster.ru/topic/234597-kak-eto-delaetsya-ili-prosto-o-neslozhnom-chast-1?vr=1&inside=1
Итак, по результатам тестов имеем следующие данные:
Коэффициент преломления: 1,563 - 1,570
Расчетное двулучепреломление: 0,007
Реакция в полярископе: Нормальное двулучепреломление, камень анизотропный.
Удельный вес: 2,89
Из не описанного в статье по ссылке в этот раз применялись также еще 2 теста:

Реакция на ультрафиолетовое облучение: инертный и под коротковолновым, и под длинноволновым ультрафиолетом.
Реакция под фильтром Челси: отсутствует.
Сопоставляя все данные, можно сделать вывод, что у нас в руках - зеленый берилл. При этом надо учесть, что несмотря на пусть и светлый, но классический изумрудный цвет, этот берилл изумрудом не является. Вывод сделан на основе того, что ни один из тестов не показал даже следов влияния хрома на окраску камня. Раз зеленый берилл окрашен не хромом, значит он окрашен железом, а раз он окрашен железом, значит он просто - драгоценный зеленый берилл.
Помимо идентификации самого камня, интересно также было бы понять, что за включения, черная полоса, безусловно являющаяся сомнительным украшением (скажем так - на любителя, мне - нравится, но у каждого - свои вкусы) этого в принципе очень приятного для глаза камня.
Для этого пришлось позвать на помощь микроскоп, в последнее время много отдыхавший и из-за этого слегка запылившийся.. Пришлось потратить почти час на уход за ним, прежде чем удалось приступить к рассматриванию и фотографированию берилла и его включений.
На первой фотографии мы видим берилл в отраженном свете от источника искуственного дневного света, под 20-кратным увеличением. Для того, чтобы что-то более или менее, но было видно, фотография сшита из 65 снимков с различной фокусировкой.
Результат немного разочаровал, так как на фотографии не все видно также хорошо, как в оккулярах микроскопа. Темные кристаллы включений (справа сверху вниз) сливаются с фоном.
изумруд
Чтобы и на изображении было видно получше, пришлось сделать еще одну фотографию подобного ракурса, но изменив освещение на проходящий свет. То же самое увеличение, 20х.
гематит
На этом изображении, на которое ушло "в швейную машинку" всего 40 разнофокусных снимков, все видно уже получше. Хорошо заметна поперечная трещина, по которой поступал питающий раствор, а уж из этого раствора и выкристаллизовывались темные кристаллы, большое количество которых мы видим справа от трещины. Трещина выходит на поверхность, и даже в самом низу площадки около трещины, и еще ниже, уже на фацете короны, видны перпендикулярные к трещине остатки каких-то карманов, возможно - подводящие питащий раствор каналы.
Наличие такой трещины сразу заставляет задуматься, а целостный ли камень или нет. Если трещина сплошная через всю толщину камня, то не может быть такого, чтобы не были видны следы склеивания двух половинок, поскольку при огранке камень обязательно развалился бы на 2, как минимум, части.
Чтобы проверить опасение "склейки", рассмотрим камень с обратно стороны.  Следующая фотография как раз с той стороны все нам и демонстрирует. Проходящий поляризованный свет, увеличение 60х, "швейная машинка" трудилась еще меньше, так как исходных разнофокусных кадров было всего 30:
включения
Ура! Камень не клеился! На изображении хорошо видно, что трещина проходит совсем неглубоко под шипом, точнее - практически под схождением шипа и боковых граней павильона, но на поверхность в этой зоне трещина не выходит! Браво огранщику, потому как и этот конкретный кристалл было очень непросто огранить, сохранив его целым.
Заодно этот ракурс и увеличение позволили "не увидеть доселе невидимое" - то есть убедиться в полном отсутствии типичных включений, без наличия которых изумрудов просто не бывает. Также появилось предположение о природе включений, которое не изменилось после еще одного этапа исследования, но окончательное подтверждение которому даст только спектральный анализ этих включений, позволяющий определить их химический состав. Тем не менее я почти уверен, что данные включения - гематит. Об этом косвенно свидетельствует и высокое (практически на самом верхнем уровне) значение удельного веса. Все таки этого предполагаемого гематита в берилле довольно много оказалось, а с его, гематитовым, собственным удельным весом > 5.6 этого его оказалось достаточно для повышения удельного веса берилла на процент-другой.
Последня фотография не столь важна с "исследовательской точки зрения" сколько сделана для лучшей визуализации включений. Для достижения некоторой панорамности, то есть более-менее сфокусированного взгляда во внутрь, для достижения хоть какой-то глубины резкозти, я заставил свою "швейную машинку" превратить в одно изображение аж 220 исходных снимков с переменным фокусом.
Фотография сделана под смешанным освещением, увеличение 40х, камень был расположен одной из граней павильона к объективу. В глубину слой кристаллов предполагаемого гематита виден примерно на 30-40% (от расстояния до площадки).

гемологические тесты
Общих выводов (персональных, для кого-то выводы могут оказаться абсолютно противоположными) по результатам "исследований" немного:
1. Как же не интересны "чистые" камни!
2. Как же интересны "нечистые" камни"!
3. Как же по сравнению с интересностью "нечистых" камней не интересны банальные бриллианты!
4. Не все то изумруд, что зелено!

Комментарии (7)

Как же интересно читать специалистов! {#}

Ага))

магия камня 23.07.2013

Боже мой! КАКОЕ СЧАСТЬЕ. ЧТО Я РАБОТАЮ С ПОЛУДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ! Могу только представить, сколько у меня бы оставалось времени для творчества с такого рода исследованиями !!!

Gems4u (Gemstoneskiosk) 23.07.2013

Могу только перефразировать - какое счастще, что я НЕ работаю с теми камнями, которые Вы называете "полудрагоценными" - иначе у меня из-за такого рода исследований не осталось бы времени не только на творчество, но и на жизнь вообще.. Ибо с теми камнями все гораздо разнообразнее, часто сложнее и труднее...

Ну и повторюсь, раз уж "к слову". Камни могут быть либо драгоценными, либо "дорожно-строительными". Нет ничего бессмысленнее слова "полудрагоценный" по отношению к камням. Меня всегда интересовало, кто-бы на примере любого "полудрагоценного" камян показал мне - какя его половинка драгоценная, а какая - нет..

Ух, прямо фотодетектив {#}! Жалко только, что ключевое "а убийца дворецкий", (в данном случае - зеленый берилл) прозвучало почти в начале. Так бы наблюдать, затаив дыхание - изумруд / не изумруд - а в конце бах, на-ко вам, бразильский берилл {#}!)))

Спасибо за статью, очень интересно даже для тех, кто максимум только и может отличить "дорожно-строительный камень" от силикатного кирпича {#}))

Погодите, а что круче: если бы он оказался изумрудом? Или зеленый берилл - это вообще-вообще тоже?
Gems4u (Gemstoneskiosk) 23.07.2013

Круче - понятие относительное.

На эстетическую составляющую (краиво/некрасиво) в данном случае ведь точное определение разновидности не влияет, верно?

С точки зрения цены - да, изумруд был бы во много раз дороже.

С точки зрения редкости - зеленый берилл неизумруд с таким цветом и с такими включениями по редкости первоклассному изумруду не уступает...

Так что о "крутизне" - тоже у каждого будет свое мнение.. :)