История прядения. Античность
Прядение, как умение, как ремесло насчитывает не одну тысячу лет. Поэтому интересно не только с точки зрения получения соответствующего навыка и, как результат, пряжи, но и с точки зрения своей древне-давней истории.
Прядение известно еще с эпохи позднего неолита. Оно было распространено почти у всех народов, за исключением народов Крайнего Севера, где носили меховые одежды.
Первые сведения о прядении пришли к нам из Древнего Египта: этот процесс отражен в настенной росписи египетских усыпальниц.По-видимому в эту же эпоху прядение было известно и в Месопотамии. Пряслица – молчаливые свидетели прядения – были обнаружены и в скифских женских захоронениях.
В античном мире прядение, как и ткачество, было типично женским занятием. Большинство гречанок пряли нитки и ткали ткань, они делали все постельные принадлежности, настенные и напольные ковры, а также одежду. Царицы и знатные женщины в Древней Греции знали, как делать ткань, хотя их слуги часто выполняли для них самую тяжелую работу.
"Процесс веретенного прядения описан подробно в одной из эпиграмм римского поэта Катулла (I в. до н. э.).
… Привычные руки над вечной корпели работой,
Левая прясло держала, увитое мягкою шерстью,
Правая же, то легко приподнявши персты, отводила
Нить, что пряла, то пальцем большим крутя, запускала
Веретено равновесное, словно кубарь закруживши.
Зубы равняли меж тем постоянно работу щипками,
И приставали к засохшим губам постоянно окуски oт шерсти.
Что торчала сперва комками по сглаженной нити."
Таким образом, в античном мире практиковали прядение на подвесном веретене. Прясть могли как сидя, так и стоя. Небольшие подвесные веретена утяжелялись в нижней части пряслицем, а кудель крепилась к прялке, которую держали в левой руке.
Античная прялка - миниатюрное в сравнении с нашей приспособление для крепления кудели, которую, по всей видимости, вытягивали сначала в ленту-ровницу, а потом обматывали вокруг прялки. Саму же прялку (если я правильно понимаю) могли фиксировать на пальце с помощью кольца в его нижней части, либо просто держать в руке. Весьма элегантное решение, жаль только, картинка сюда никак не грузится.😔
Кудель и весь прядильный инструмент хранился в корзине, которая называлась калатус - аналог наших мочесников. Эти корзины делались из разных сортов ивы, тростника, пальмовых листьев, иногда из керамики и даже серебра. В последнем случае всегда подчеркивалось, что это корзина - либо делались отверстия, имитирующие фактуру плетения, либо наносился орнамент, создающий такой же эффект. До наших дней сохранились только керамические калатусы...
Еще одно интересное приспособление - эпинетрон. Это штуковина, похожая на половинку вазы. Изобретение эпинетрона приписывают Герону Александрийскому (греческому ученому по прозвищу Механик) и датируют около 500 г. до н.э.
Эпинетрон использовался (по видимому) при вытягивании шерсти в ровницу и во время работы находился на ноге сидящей пряхи, закрывая колено и часть бедра. Хотя это не точно, т.к. информации о нем очень мало. Зато есть изображения. 😊
Считается, что эпинетроны часто клали в захоронения молодых незамужних женщин...
И самое вкусное. 😍 Венера Милосская - известная древнегреческая скульптура, которой уже более 2 тыс. лет.
С этим произведением связано много загадок, одна из них касается утраченных рук богини. Существует несколько предположений о том, каково было их положение, и что держала Венера. Одно из самых распространенных и обоснованных предположений гласит, что в одной руке она держала яблоко, а другой удерживала спадающие одежды...
Популярна и версия, что расположение тела Венеры, в частности, разворот плеч и торса, говорит о том, что богиня пряла. Соответственно, в одной руке она держала пряжу, а другой – управляла нитью и веретеном. Гипотеза была подтверждена цифровой реконструкцией статуи, доказывающей, что поза изваяния соответствует той, которую принимает тело пряхи. Действительно, положение туловища скульптуры очень похоже на позу прядущих женщин. Такая композиция часто изображалась на античных сосудах.