Мыло с нуля. Что это и зачем это нужно.

Мыло с нуля. Что это и зачем это нужно. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В современном мире потребителя все очень запутанно и сложно. Каждый день появляются новые технологии, продукты, открываются ранее неизвестные качества уже известных материалов. И порой разобраться во всем этом изобилии бывает непросто.

Например, мыло. Казалось бы, что может быть проще? Все мы с детства привыкли к этому средству для очищения кожи, и, казалось бы, уж здесь - то нас не запутать. Но  разнообразие видов мыла на современном рынке так велико, что вдумчивому и разборчивому покупателю приходится нелегко.

В этом обзоре я не буду касаться всевозможных добавок, ароматов, отдушек и тому подобного. Здесь простор для творчества безграничен. Про мыло особых назначений мы тоже поговорим чуть позже, в следующих статьях.

Сегодня я хочу рассказать о том, из чего же изначально делается мыло, чем домашнее мыло отличается от промышленного, и от мыла, сделанного при помощи «мыльных основ».

Для начала давайте разберемся, что такое промышленное мыло, из чего его делают, и почему нам его не надо. Начнем с того, что для производства мыла чаще всего используются отходы мясной индустрии - жиры животного происхождения, говяжий и свиной. Эти жиры подвергаются воздействию щелоча, для получения «клеевого мыла», которое потом обрабатывают электролитами и смешивают с гидроксидами натрия или калия. В результате этих манипуляций масса расслаивается на «мыльное ядро», которое содержит жирные кислоты, и «мыльных щелок», который содержит воду, глицерин, и осадок из загрязняющих веществ. Чаще всего используется только первый слой, очищенный от примесей глицерин если и добавляется, то в крайне ничтожных дозах. А ведь глицерин – это один из лучших увлажнителей и кондиционеров для кожи. Потом мыло перетирается, прессуется, добавляются отдушки, консерванты, красители. Также в промышленное мыло добавляются детергенты: лаурил- и лауретсульфаты, сульфонаты и другие искусственно полученные активные вещества. Они имеют отличные моющие свойства, могут действовать даже в жесткой и морской воде, но вредны и для кожи, и для организма в целом. Некоторые производители пошли дальше, и вообще не используют жиры для производства мыла! В состав такого продукты входят только синтетические поверхностно активные вещества.

Тут мы немного отвлечемся и выясним, что же это за сульфаты такие и чем они опасны.

Sodium Lauryl Sulfate – SLS – это дешевое моющее средство, которое получают из кокосового масла. Оно действительно эффективно удаляет жиры с любой поверхности, активно используется не только в косметических продуктах, но и в промышленных целях, например, для обезжиривания автомобильных двигателей. Нареканий на эти вещества много. Например, исследования Медицинского Колледжа штата Джорджия  показали, что SLS не только приводит к серьезным кожным проблемам (производители противовоспалительных и противоаллергенных средств во всем мире используют его для получения раздражений на кожных покровах животных и последующего тестирования своих препаратов), но и накапливается в тканях, что приводит к изменению белкового состава клеток. Особенно это вредно для маленьких детей, которые подвергаются воздействию мыла чаще, чем взрослые, и получают в результате задержку в развитии. Помимо этого , SLS, при взаимодействии со многими другими компонентами косметических продуктов, производят вредные нитраты, которые обильно попадают в кровь при мытье головы, принятии ванн или банальном умывании.

Sodium Laureth Sulfate - SLES) - ингредиент, аналогичный по свойствам SLS, его часто используют в очистительных косметических средствах. Он создает пышную пену и, как следствие, иллюзию дорогого и концентрированного препарата. При контакте с большинством отдушек кроме нитратов образует еще и диоксины (токсичные техногенные вещества, обладающее мощным мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным и эмбриотоксическим действием. Диоксины слабо расщепляются и накапливаются в организме человека, попадая в организм, эти вещества циркулируют в крови, откладываются в жировой ткани и липидах без исключения всех клеток организма).

Разве нам нужны такие стрессы для нашей кожи, тем более в условиях плохой экологии больших городов, когда мы нуждаемся не в дополнительных ядах, а в мягком и действенном очищении и увлажнении нашей кожи?

Для приготовления домашнего мыла мы используем только качественные растительные масла прямого отжима, которые не требуют очистки. У каждого масла есть свое так называемое «число омыления», исходя из которого высчитывается соотношение масел и щелочи. Масла тщательно взвешиваются до долей грамма, и на их вес рассчитывается необходимое количество щелочного раствора. Каждое масло имеет свои особенности, для разных целей – разный состав. В руках умелого мыловара рождаются совершенно незаменимые композиции! Увлажняющие и отшелушивающие, для мягкого и глубокого очищения, для проблемной и возрастной кожи, противовоспалительные и подтягивающие, питательные и тонизирующие, для бани, антицеллюлитные, для сияния кожи! На каждую надобность у мыловара есть решение, а свои рецепты, как и кулинары, мы храним в секрете. Когда все расчеты произведены, масла смешиваются между собой, щелочь осторожно растворяется в жидкости, добавляется в масла, и начинается процесс омыления, в результате которого образуется мыльная масса и глицерин (на 3 молекулы мыла 1 молекула глицерина). Мыловары почти никогда не используют в рецептах обычную воду, а заменяют ее на различные травяные отвары, гидролаты трав и цветов, молоко и другие полезные для кожи жидкости. При соблюдении технологии эти вещества полностью сохраняют свои свойства, и оказывают прекрасное воздействие на кожу. В качестве активных веществ может выступать бесконечное разнообразие масел, восков, жиров, глин, лечебных грязей, экстрактов и т.п.  После окончания реакции омыления в массу добавляют ингредиенты по рецепту, разливают по формам и оставляют на некоторое время «застывать», потом режут на куски и отправляют «зреть». Мыло зреет долго, от 1,5 до 12 месяцев, некоторые благородные виды мыла, например, кастильское, в состав масел которого на 80% входит оливковое масло, может зреть до 2х лет, при правильных условиях хранения, разумеется.

Есть и другой способ, когда смесь по завершению реакции омыления отправляют на водяную баню на несколько часов, потом добавляют остальные ингредиенты, разливают про формам, и через несколько часов мыло полностью готово!

Изготовление мыла с нуля – это очень тонкий и сложный процесс, который требует опыта, навыков и терпения, а также знаний из различных областей по уходу за кожей. Натуральное мыло не может стоить так же дешево, как промышленное, так как стоимость компонентов существенно разнится. Например, любимое многими специалистами масло карите (ши), приведет в ужас массового промышленника своей стоимостью, ведь тогда кусочек мыла на магазинной полке будет невыгодно отличаться от конкурентов своей ценой! Но настоящих знатоков ценой на карите, качественное оливковое масло или масло арганы не напугать, мы точно знаем – здоровье дороже!

Теперь поговорим о «мыльной основе». Это популярный у мыловаров – любителей продукт, легко плавится благодаря синтетическим плавильным веществам, хорошо пенится благодаря SLS и SLES. Его очень просто переплавить на водяной бане или в микроволновке, подкрасить (основа прозрачна и бесцветна), ароматизировать, добавить любые, даже самые полезные вещества. В любом случае, это – ненатуральный продукт! Мне часто попадается реклама «натуральных мыльных основ», чаще всего это просто неправда, в лучшем случае - это мыло с нуля, без добавления активных веществ, сваренное заранее, которое можно переплавить. В этом случае оно не будет совершенно прозрачным и бесцветным, цвет и консистенция будет зависеть от того, из каких жиров оно сварено. Если Вы покупаете готовое мыло ручной работы, внимательно читайте этикетку, часто оно вовсе не натуральное!

Итак, в чем плюсы натурального мыла:

- это продукт «ручной сборки» для конкретной проблемы, со сложным, просчитанным составом и высококачественными ингредиентами.

- это полностью натуральный продукт, в состав которого даже не входят консерванты, так как в них просто нет необходимости.

- все активные компоненты добавлены в той форме, чтобы действительно оказывать заявленное действие, а не просто ради красивой надписи на упаковке. Например, наше мыло «молоко и мед» имеет легкий сливочный запах, оно не может пахнуть молоком и медом, это возможно только при помощи отдушки! Но эти компоненты действительно входят в состав, они увлажняют кожу, смягчают и питают ее. Сравним с одним из гелей для душа «Молоко и мёд», которые широко представлены в магазинах… Моющий ингредиент – SLS или SLES, увлажняет синтетический увлажнитель, пахнет «парфюмерная композиция», цвет придают красители, густоту – загустители, и законсервировано все это парабенами. А где же молоко и мёд? Возможно, производитель класса «люкс» и добавит 1-2% настоящего молока и мёда, конечно же, стерилизованных.

- для производства натурального мыла не имеет смыла использовать столь вредные пенообразователи, оно и так пенится!

- каждый кусок домашнего мыла сделан вручную, в него вложены знания, опыт, мастерство, и, что самое главное, душа автора. А это так редко встречается в нашу эпоху глобализма! Вы получите не безжизненный, синтетический, совершенный по форме кусок моющего средства, а живой, полностью натуральный, не штампованный, а вылепленный с любовью, роскошный уход для Вашей кожи.

Комментарии
Комментариев пока нет