Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > История рождественской открытки

История рождественской открытки

Виды творчества:   Скрапбукинг
История рождественской открытки | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сегодня, 25 декабря, праздник Рождества в католическом мире. Поздравляю всех, кто празднует в этот день. И хочу немного рассказать об истории рождественских и новогодних открыток.

   Прародительницей рождественской открытки часто называют средневековые гравюры с изображением христианских мотивов. Их продавали церковные служители и паломники по достаточно высокой цене, такими гравюрами украшали дома и вручали родственникам и друзьям на Пасху и Рождество. Через некоторое время на гравюрах стали рисовать самые разные картинки и их начали использовать как приглашение на различные торжества.

   Новогодние открытки чем-то напоминают своеобразные визитные карточки, которые более тысячи лет назад жители Китая отправляли тем, кого не смогли посетить на праздник. На этих карточках не было рисунка, они были красного цвета и на них писали добрые пожелания.

    Все же считается, что обычай дарить на Рождество открытки возник в Англии. Первую рождественскую открытку создал английский художник Добсон в 1794.  Он изобразил на ней заснеженный зимний лес и счастливую семью возле елки. Настоящая серийная открытка появилась тоже в Англии, в 1840 году, когда государственный чиновник сэр Генри Коул придумал для близких оригинальное поздравление – рождественскую открытку с рисунками художника Джона Хорсли, своего друга. Джон Хорсли придумал украсить открытку рождественским триптихом: в центре художник поместил семью сэра Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Судя по рисункам, Коулы щедро делились с бедняками одеждой и едой. Изображение дополняла звучная подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Открытка имела бешеный успех. Родственники Коулов с гордостью демонстрировали ее окружающим. Завистникам же работа Хорсли показалась излишне фривольной: художника упрекали в том, что он изобразил семейство с бокалами в руках и поднимающими тост за Рождество. Но несмотря на это, интерес к открытке Коулов не ослабевал. Это натолкнуло Коулов на мысль, что подобные открытки, если их продавать всем желающим, могут принести неплохой доход. С оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров, и за каждую открытку Коулы получили по шиллингу – это были очень большие деньги! Но при этом семейство было уверено, что интерес публики к рождественским открыткам – не более чем сиюминутная мода, а не бизнес. В этом они ошибались. С 1860-х производство открыток было поставлено на поток и обычай поздравлять своих близких и друзей с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир.

   В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. Причем предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке – ее потом калиграфы наносили на русском, поэтому такая открытка стоила немалые деньги. 

   В 1874 г. был учрежден Всемирный почтовый союз, который установил международный стандартный размер открытки 9x14 см. Большинство государств ориентировались на это требование, в России же открытки стали настоящим произведением искусства, а искусство, как известно, не знает четких границ. Они стали прекрасным украшением интерьера, их оформляли как картины, коллекционировали, вклеивали в знаменитые альбомы. Можно сказать, что открытки дореволюционной России были ничем не хуже изысканных современных: их украшали засушенными цветами, бисером, блестками из борной кислоты, которые выглядели как настоящий снег, и даже ароматизировали. Среди сюжетов рождественских открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обрядов, бескрайние хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, веселые детишки, играющие в снежки и лепит снеговика, конечно же, прекрасные ангелы. В качестве изображений для открыток часто использовали картины известных русских художников Льва Бакста и Александра Бенуа. По мнению некоторых историков, создателем первой русской новогодней открытки был великий художник Николай Каразин.

скрапбукинг    рождество

   Октябрьская революция, к сожалению, разрушила уже окончательно сложившуюся традицию дарить новогодние и рождественские открытки и наряжать в домах елки. Были запрещены также любые упоминания о любимых зимних праздниках. Следует отметить, что до революции прадники Рождества и Нового года были неразрывны. 

   А в годы Великой Отечественной войны традиция новогодних открыток стала возрождаться. Так, в декабре 1941 г. издательство «Искусство» выпустило специальные открытки для посылки на фронт. Новогодние открытки этого периода помогали воинам и их семьям верить в победу, объединяли людей, ведь вместо обычных пожеланий писали такие надписи: «Новогодний привет героическим защитникам Родины», «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага! ». Художники работали только с двумя цветами - красным и черным, чтобы ускорить процесс печати, и, естественно, преобладали изображения военной тематики: новое оружие и даже портреты героев: Чапаева, Котовского.

  новый год  история открытки

   В 1945 г. российские военнослужащие, находящиеся на территории освобожденной Европы, стали отправлять в нашу страну красивые импортные новогодние открытки, и так начался новый этап в развитии отечественной рождественской открытки. 1960-е годы - настоящий расцвет новогодней открытки. Наряду с привычными мотивами, стали появляться современные сюжеты на тему освоения космоса, развития техник. Например, Дед Мороз вез свои подарки на самолете или космической ракете. Именно тогда на открытках начали изображать кремлевские куранты и радостные семьи, встречающие Новый год на Красной площади.

праздник      

   В наше время можно найти самые различные новогодние и рождественские открытки: выполненные в стиле ретро и музыкальные, сделанные в соответствии с восточным календарем. Все они прекрасно оформлены, уже написаны добрые пожелания... Важно только не забыть отправить поздравительную открытку, как в старые добрые времена, по почте, с небольшим подарком - тем, кто Вам дорог.                                                                

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email