Обновление пароля

 >  >  >  > «Слова и лоскуты», интервью с Евгенией Пановой (СумкоКлуб)

«Слова и лоскуты», интервью с Евгенией Пановой (СумкоКлуб)

Филолог по образованию, Евгения Панова как никто другой может оценить магию соединения разрозненных частей в нечто цельное и прекрасное — как слова выстраиваются в законченное предложение, так множество лоскутов разнообразной, пестрой, цветной, узорчатой ткани объединяются в одно великолепное творение ручной работы. В своем интервью Евгения расскажет, что связывает журналистику и шитьё, что общего у Бродского и «Викторианских вееров», каков её персональный рекорд непрерывной работы и за что мастерица не любит «творческий беспорядок».

— Евгения, расскажите о Вашем виде рукоделия, как Вы начали увлекаться лоскутным шитьем?
— Я занимаюсь пэчворком и специализируюсь на текстильных сумках, хотя ничто лоскутное мне не чуждо в принципе — я шью также одеяла, подушки, панно и кукольные постельки для своей любимой дочери.
По образованию я филолог, и до знакомства с лоскутным шитьем работала переводчиком, журналистом, менеджером по рекламе. Свободно владею английским и французским языками. 

ярмарка мастеров

Понимаю, что это может показаться странным, но слова и лоскуты прекрасно дополняют друг друга. Дело в том, что интерес к пэчворку возник у меня через увлечение фольклором, которое переросло в интерес к истории текстиля, причем не только российского. Ведь в каждом лоскутном блоке присутствует интереснейшая традиция, история чьей-то жизни, след давно прошедшей эпохи.

Для меня лоскутное шитье — не столько одно из прикладных ремесел, сколько гуманитарная дисциплина на стыке культурологии, истории, литературы. Именно это я пытаюсь донести до слушателей своих курсов, до тех, кто читает мои статьи по лоскутному шитью. 

интервью

— Прошлые Ваши профессии напрямую связаны с общением, активностью, открытостью. Однако Вы выбрали вид творчества, требующий невероятной усидчивости. Не скучаете по прошлой деятельности? Как восполняете недостаток живого общения (если таковой имеется, конечно)?

— Типичная картина, которая возникает в умах людей при слове «шитье», — это женщина, сутками горбящаяся над машинкой в уединении мастерской, тет-а-тет с утюгом, неподъемными рулонами тканей, вечно теряющимися булавками и безмолвными манекенами. К счастью, эта унылая зарисовка не имеет никакого отношения к моей работе.

Во-первых, за машинкой я провожу в лучшем случае четверть всего рабочего времени — отчасти потому, что много шью вручную, отчасти из-за самой специфики пэчворка. Ведь в лоскутном шитье, в отличие от шитья одежды, самый длительный (и захватывающий) этап — это выбор тканей. Примеривание расцветок, рисунков. Решение лоскутных «пазлов», которые задает любой блок, даже самый простой и хорошо изученный. И этот этап требует вдохновения, обсуждения с коллегами и заказчиками, просматривания огромного количества картинок в интернете и журналах. 

евгения панова

Во-вторых, «активность и открытость» моих прошлых профессий — это преувеличение. Журналист и переводчик — это, скорее, безмолвные уши, которые должны хорошо слушать, в первую очередь. Творческого момента в этих специальностях не более чем в вышивании крестиком по наборам (если вы, конечно, не корреспондент в горячей точке и не переводчик современной прозы). Всю жизнь быть только транслятором чужих мыслей — это скучно. Для меня, по крайней мере.

В-третьих, как это ни парадоксально, в своей работе я сталкиваюсь не с дефицитом общения, а с его переизбытком. Бывает, что просто так сесть и пошить в одиночестве не получается неделями. Даже если я остаюсь дома, и этот дом не наводнен людьми, то в интернете общение не прекращается.

— Вы помните самую первую свою работу в этой технике?
— Моя первая самостоятельная работа — «Викторианские веера» — была создана по мотивам американских квилтов середины XIX в. Лоскутному шитью той эпохи были свойственны напряженные, резкие контрасты и причудливая композиция, которая получила название «безумной» (крейзи). В тот момент, когда я принялась за эту работу, моя жизнь была также напряженной, резкой и нестабильной. Переезд, развод, смена работы. Мне необходимо было выразить эти контрасты, гармонизировать их внутри себя. В этом смысле «Викторианские веера» сыграли терапевтическую роль :) Когда работа была закончена, я подарила ее женщине, которая подавала мне пример силы, выносливости и жизненной мудрости все это непростое время. 

Панно "Викторианские веера"   Сумка "Ночные цветы" с объемными блоками "квилтагами"
сумкоклуб   лоскутное шитье

— На Ярмарке Мастеров опубликованы две Ваши статьи об истории текстиля и лоскутного шитья. Во время изучения вопроса наталкивались ли на какие-нибудь интересные исторические факты? Было ли что-то, что поразило Вас?
— Больше всего меня поразил факт из истории лоскутного шитья в США начала прошлого века. 30-е годы, Великая депрессия. Страна в хаосе, полное крушение надежд эпохи «процветания и благоденствия». И вот в 1933 году в Штатах объявлен национальный конкурс на лучшее лоскутное одеяло. Неужели делать им было нечего, скажете вы? В стране голод, а они изощряются в том, кто лучше сошьет лоскутки и кто мельче их простегает! И еще больше, может быть, удивитесь, когда узнаете, что этот конкурс (в рамках Чикагской всемирной выставки) проходил по инициативе правительства, для повышения самосознания американцев и поддержки традиционных ремесел.
Спонсорами этого конкурса выступила «Сирс, Робак и Компания», одна из крупнейших торговых сетей того времени. Главный приз составлял тысячу долларов, на конкурс было представлено более 25 тысяч работ со всех концов страны.
Первое место заняла коллективная работа мастериц из штата Кентукки. Она представляла собой квилт со сложнейшим узором «Оперенная звезда» и плотностью стежки 15 стежков на дюйм (то есть размер одного стежка составлял около 1,6 мм).
Что меня поражает в этой истории, так это даже не техническое мастерство рукодельниц, а отношение правительства к традициям своей страны. Желание и готовность оказать поддержку мастерам. Понимание объединяющей роли ремесел и рукоделия. 

Квилт "Бабушкин сад", в процессе работы. Копия американского квилта 30-х гг. XX в. Собрано полностью вручную.
трапунто

— Как строится рабочий процесс? С чего всё начинается?
— Обычно изделие начинается с заказа. Я люблю работать с людьми и делать для них что-то действительно полезное и красивое — такое, что кроме меня никто не сделает. Это дает стимул довести работу до конца и чувство востребованности, а это очень важно, любой мастер знает :)
Перед началом работы мы с заказчиком выясняем детали, подбираем ткани. В процессе этого у меня рождается какая-то общая идея, подключаются источники вдохновения. 

лоскутная техника

Далее я даю себе перерыв — в несколько дней или даже недель. Идея должна «отлежаться» и оформиться. Затем быстро-быстро начинаю шить, как правило, не останавливаясь до тех пор, пока заказ не будет завершен.
Самый сложный момент — переход от идеи к ее воплощению. Все время кажется, что образ еще не созрел, какие-то детали не до конца понятны. Именно в этот момент нужно взять себя за руку и подвести к верстаку. Иначе, как говорят, «нет предела совершенству», и стадия обдумывания может продлиться вечно. 

пэчворк

— Часто ли приходиться работать за полночь? Каков рекорд продолжительности непрерывной работы? :)

— Я полуночник в силу многолетних привычек. Работать до двух часов ночи — обычное дело. Однако в темное время суток можно заниматься только сшиванием уже раскроенного, а подбор тканей обязательно нужно делать при дневном свете. Поэтому весь рабочий цикл выстраивается вокруг этой необходимости.
Рекорд по продолжительности непрерывной работы — прямо вот совсем-совсем непрерывной, когда ни шагу в сторону, ни глотка чаю, ни лишнего слова — шесть часов. Это был настоящий марафон, надо сказать, после которого потребовался массаж и теплая ванна. Но заказ был заманчивый, и я многое поняла в оптимизации процессов, работая над ним.

— Что вдохновляет Вас?
Вообще, источники вдохновения для меня — не визуальные, а звуковые. Нередко это отрывок из книги, стихотворение, мелодия, которые задают ритм будущего изделия. Так, работая над «веерами», я вспоминала Бродского и его сонеты к Марии Стюарт. Сейчас обдумываю цикл работ по «Унесенным ветром». Есть идеи сшить блоки по стихотворениям Мандельштама и Джона Китса. Видимо, от литературы мне не уйти и в лоскутном шитье :) 

квилтинг

— Когда и в какой обстановке Вы предпочитаете творить? Как выглядит Ваше рабочее пространство?

— Я работаю дома — в однокомнатной квартире у меня оборудован угол, который я гордо называю «своей мастерской» :) Собственно за верстаком и машинкой я провожу только часть времени, поскольку люблю шить и простегивать изделия вручную. Это позволяет мне ходить с шитьем в гости и на пикники, шить в дороге и за просмотром фильмов. Шить на балконе, на улице, в машине — где угодно. 

Для того чтобы рабочий процесс протекал ровно и без стресса, мне, однако, очень важно, чтобы в мастерской и дома был порядок. Я физически не могу заниматься чем-либо, если вокруг меня валяются обрезки тканей, на полу — огрызки ниток, посуда не вымыта, семья не накормлена. Я не понимаю таких слов, как «творческий беспорядок». Это сильно осложняет жизнь, конечно. Ведь прежде чем начать новую сумку или квилт, приходится приводить все в порядок после предыдущего проекта: раскладывать ткани и нитки по цвету, чистить раскроечный мат, утюг и машинку, заниматься домашними делами, на которые было мало времени при работе.

квилт

— Рассказывая про свою первую работу «Викторианские веера», Вы сказали, что в тот момент Ваша жизнь и стиль этой работы были в чём-то схожи. Насколько вообще настроение влияет на творческих процесс? Легко ли садиться за шитье весёлой задорной сумки, если на душе грусть-печаль? :)

— Если вещь заказная, то мое настроение никак на нее не влияет. Это работа, которую нужно сделать. Главное, соблюсти сроки и не позволить себе раскиснуть.

Если я шью без предварительного заказа, то имею право просто больше потратить времени на работу, делать ее только тогда, когда хочется заниматься именно этим проектом.
А вообще, рукоделие для меня — универсальное решение всех проблем с настроением. Скучно? Иди сшей что-нибудь. Депрессия? Достань ткани из шкафа, разложи, поиграй с ними.

Мои любимые ткани - парадоксально светлые и жизнерадостные принты времен Великой депрессии
пэтчворк

— Лоскутное шитье — работа кропотливая, не быстрая. Наверняка, то, насколько приятны, удобны в работе материалы и инструменты, играет большую роль...

— Я очень жестко отношусь к выбору материалов — шью только из хлопчатобумажных американских тканей, специально предназначенных для пэчворка. При этом не из любых тканей, а из тех, которые соответствуют эпохе и стилю изделия. Поскольку я покупаю ткани в США самостоятельно и всегда в курсе новинок, то могу выбрать то, что считаю правильным и эстетичным.

Фурнитуру предпочитаю также качественную — японского или китайского фабричного производства. Для укрепления ткани использую материалы фирмы Vlieseline, для раскроя — инструменты Olfa. А вот швейная машинка у меня самая простая, Family Silverline 3012. Я не разделяю модного ныне увлечения дорогими компьютеризированными моделями, поскольку равнодушна к машинной стежке. Моя машинка должна хорошо шить прямым стежком и брать толстые слои ткани, вот и все, что от нее требуется. Остальное я сделаю сама на руках. 

patchwork

— Наверное, не каждая женщина решится носить необычные яркие сумки и аксессуары. Как бы Вы могли описать своих заказчиков, какие они, есть ли у них нечто общее?

— Не могу сказать, что мои сумки — очень яркие или необычные. Есть, условно говоря, сумки «зимние» и «летние». «Зимние» — это такие универсальные модели и расцветки, которые не вызовут вопросов ни на плече юной модницы, ни в руках школьной учительницы средних лет. «Летние» — более смелые модели, которым, однако, многое прощается в силу их сезонности.
Поэтому не рискну нарисовать средний портрет своих заказчиков: это совершенно разные люди, у которых, пожалуй, только одна общая черта — любовь к единичному, не тиражному. 

лоскутный

— Чем ещё Вам нравится заниматься, что увлекает?

— Лоскутное шитье — не единственное рукоделие, которым я увлекаюсь. Я вяжу и шью одежду для себя и своей семьи. Иногда вышиваю.
Кроме этого, я люблю читать и слушать музыку. Несколько лет занималась русским аутентичным фольклором. Мое новое увлечение — ирландские танцы. Хотя новое лишь относительно — в общей сложности я танцую 10 лет. Такая вот насыщенная жизнь :)

На Троицких гуляниях   Моя дочь шьет свою первую лоскутную сумку

— Расскажите о своей мечте, своих стремлениях в творчестве. Что Вы посоветуете тем, кто тоже имеет мечту и хочет непременно её воплотить в жизнь?
— Моя мечта — выпускать журнал по лоскутному шитью, соединив таким образом мои швейные и журналистские навыки. И к осуществлению этой мечты я, кажется, потихоньку приближаюсь.
Самое главное качество для мастера, на мой взгляд, — это уверенность в себе, соединенное с некоторой долей безразличия. Пусть ваши родственники недоумевают, что такого притягательного вы нашли в этих тряпочках и ниточках. Пусть вы немеете от того, насколько работы других мастеров совершеннее вашего творчества. Пусть вас накрывает отчаяние при мысли о том, что вы не успеваете изучить и попробовать все техники, которые хотелось бы. Не застревайте в этих состояниях, двигайтесь дальше и слушайте свой внутренний голос. Ищите опору внутри себя, ведь каждый из нас достаточно интересный человек, чтобы сказать свое собственное слово. 

Магазин Евгении Пановой СумкоКлуб >>

Как стать героем интервью >>

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email