Обновление пароля

 >  >  >  > Мои мексиканские каникулы: продолжение. Пирамиды и прочие майянские чудеса

Мои мексиканские каникулы: продолжение. Пирамиды и прочие майянские чудеса

Мои мексиканские каникулы: продолжение. Пирамиды и прочие майянские чудеса | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Зимой я довольно много болела из-за дохлого иммунитета. Потом нашелся чудесный доктор, малость подлатавший полудохлый организм с помощью иголок (как ни странно). И вот он-то мне и прописал неутомительный, размеренный, пузовалятельный отпуск. Чтобы не сбить наметившийся лечебный эффект.

Но... Но!!! Как только я осознала, что собралась в Мексику, пузовалятельная часть подверглась существенному сокращению в пользу культурно-познавательной . Я и вообще-то не могу долго оставаться на одном месте, не разведав, что там, за тем поворотом, а за этой скалой, а в той бухточке, а в соседней деревушке, а в ближайшем городе... А тут целая Мексика!!! И еду я туда в первый раз!
Конечно же, обскакать всю немаленькую страну за раз не удастся - это я поняла. Тем более, что летом тут сезон дождей, и я попадаю как раз к его началу. А это значит - оочень жарко и ооочень влажно. То есть, плюс 32-38, при влажности 100%. Как бы я жару ни любила, но надо и к доктору прислушаться. И пришлось мне ограничиться экскурсией по полуострову Юкатан. Пока. На первый раз, как я теперь надеюсь.
Я - безнадежный географический кретин, и если и было в голове моей какое-то представление о стране, куда я собралась, то состояло оно исключительно из стереотипов. Типа пустыня-кактусы-сомбреро-текила.
Во-первых, оказалось, что Мексика - большая страна. Если точнее, то третья по размеру среди стран Центральной и Южной Америки, после Бразилии и Аргентины. И есть там и пустыни, и горы, и джунгли. И вообще, там аж 38 штатов, и все очень разные.
За экскурсию мы объехали всего-то три: Кинтана Роо, Юкатан и Кампече. И одним колесом автобуса наступили в Табаско и в Чьяпас - там находится археологическая зона Паленке.
Но лучше начну с начала. Выехали мы из курортного городка Канкун и отправились в знаменитую Чичен Ицу - один из первых майянских городов, который был найден в сельве и расчищен археологами. Вообще надо сказать, что этих самых городов майя и археологических зон на Юкатане - как грязи. Вот гляньте только на карту. Там, где желтые треугольники - развалины древних майянских городов.
мексика

Только большая их часть все еще не раскопана. Так что открытий еще будет.
Вообще же, испанцы изрядно постарались истребить индейские цивилизации, существовавшие в месоамерике до конкисты. Они уничтожили практически все письменные свидетельства на языке майя, и поэтому сведения о быте и укладе жизни древних майя очень отрывочны и разрознены. Благодаря фрескам и рельефам на сохранившихся зданиях, удалось хоть как-то понять, как жили правители и жрецы. А вот что касается других слоев майянского общества, источниками информации тут служат практически только росписи керамики да свидетельства конкистадоров. Которые, естественно, превозносят себя, а индейцев описывают как бесстыжих дремучих варваров.
Хотя майянская культура пострадала сильно, а цивилизация оказалась уничтожена, сама народность индейцев майя так и живет на территории Юкатана по сей день. Индейцы майя - маленького роста: средний рост мужчины - 150 см, женщины - 130-140. Мускулистые и крепенькие, часто с очень красивыми лицами и шикарными черными прямыми волосами. Вот типичная индейская бабуся, продававшая сувениры на фоне моего одногруппника совсем не гигантских габаритов:
пирамиды

На бабусе - национальная одежка, белое богато вышитое платье. Надо сказать, что в Мексике довольно часто встречаются люди в национальных костюмах и их элементах (блузах, рубахах, шляпах, сандалиях и пр.).
А еще в ковбойских штанах-сапогах-шляпах... Для меня, знатной географической незнайки, было очередным открытием, что вся ковбойская эстетика, одежда и даже родео - это Мексика, а вовсе не Штаты. Эххх, вот не занесло б меня туда лихим ветром, так и померла бы в заблуждениях...
...Из достоверных письменных свидетельств жизни майя сохранились всего три рукописи-кодекса - все остальное было скрупулезно сожжено в ходе конкисты.
Интересно и совершенно для меня неожиданно оказалось то, что иероглифические тексты майя были расшифрованы в 1950-е годы советским ученым Юрием Валентиновичем Кнорозовым.
наследие майя

Причем, он был "невыездным", и на момент опубликования своего открытия не только не был нигде за границей, но и не видел ни одного подлинника кодексов майя. В Мексике (и Гватемале, где тоже жили древние майя), он является национальным героем, его именем назван крупнейший центр изучения доиспанской культуры, и о нем знает каждый маломальски образованный мексиканец. А я не знала!!! Стыдно...
Но вернемся в Чичен Ицу. Основан этот город предположительно в седьмом веке н.э. Жило в нем несколько десятков тысяч(!) человек. Найден город был на частной земле, а в государственную собственность выкуплен только в 2010 году.
Это вот пирамида Кукулькана, он же - Кетцалькоатль, божественного пернатого змея майя - место жертвоприношений и отправлений религиозных обрядов. На фоне предгрозового неба пирамида выглядела как-то особенно таинственно и величественно.

Пирамиды майя как правило, "слоеные" - то здание, что мы видим, как матрешка включает еще несколько. У пирамиды Кукулькана два слоя, а у пирамиды в Ушмале - целых пять. 

Вообще, майянские постройки отличет обилие мест, таящих в себе всяческие звуковые и оптические эффекты. Так, у подножия пирамиды Кукулькана любой резкий звук типа хлопка в ладоши преобразуется и усиливается в эхо, напопинающее крики священной птицы кетцаль. А на поле для игры в мяч с одного конца прекрасно слышно сказанное на другом (даже тихо, даже если на поле масса людей).

А еще дважды в год зубчатые тени лестниц пирамиды Кукулькана складываются в тень громадного змея, который с движениями солнца сползает с пирамиды вниз.

Еще в Чичен Ице найдено самое большое поле для игры в мяч.

Майянская игра в мяч, похоже, была одновременно и развлечением, и ритуальным действием, а иногда еще и способом выяснить, на чьей стороне боги (т.е. кто прав). Играли тяжелым мячем из местного аналога каучука ( около 4 кг). Касаться мяча руками и ногами нельзя, только тушкой и бедрами. Цель игры - засундучить мячик в колечко на краю наклонной части поля.
На первый взгляд, что-то странное. Но когда видишь воссоздание игры вживую, все проясняется:

Вот еще несколько фот из Чичен Ицы. Ко всему прочему, там еще и самая большая торговая площадка сувениров.

Следующая археологическая зона, куда мы отправились - Ушмаль. Город предположительно основан в 7-10 веках н.э. Есть и другие гипотезы, в которых называются еще более ранние даты основания Ушмаля. Архитектурный стиль тут уже несколько другой. Просто посмотрите, поскольку доподлинно про историю Ушмаля почти ничего не известно, а если пересказывать легенды, связанные с отдельными зданиями, я этот пост рискую так и не закончить...

Надо заметить, что на протяжении всего экскурсионного времени нас неизменно поливало дождями. С одной стороны, мокро - от тропического ливня спасения нету - даже если удастся укрыться под зонтиком, одежка быстро вбирает влагу, и впечатление такое, что под дождем ты все же побывал. Но с другой стороны, все здания в археологических зонах расположены на открытых площадках, и обходить их когда вжаривает солнце довольно тяжко - температура-то близится к 40. В тени. А так не печет, и малость прохладнее - 32-35 всего. Вот только по пирамидам лазать малость скользковато. Но где наша не пропадала!

Последняя часть наследия майя, которую мне удалось обсмотреть - Паленке. Основные постройки этого города датируются 6-8 веками н.э. Паленке знаменит тем, что там найдена гробница правителя Покаля Великого. И в частности, знаменитая фреска "астронавт", вот эта:

На самом-то деле, ее просто неправильно повернули, и изображен на ней переход в мир иной того самого Покаля в соответствии с верованиями майя:

правитель в позе эмбриона, над которым прорастает Древо Жизни, а под ним - подземное царство майянских духов.
Пожалуй, это самая живописная археологическая зона из трех, поскольку самая зеленая.

Но в этой зелени таится и постоянная угроза - стоит только чуть отступиться, и коварная сельва заберет назад развалины, которые у нее удалось отбить археологам. Вот, посмотрите, сельва сторожит свою добычу:

На самом деле, бОльшая часть наследия майя все еще погребена под пышной тропической растительностью - даже в самых известных и раскрученных и хорошо финансируемых археологических зонах расчищено от силы 15-20 процентов территории.
А вот как выглядит нерасчищенное здание:

Предположительно, это еще одна гробница - возможно, одного из сыновей Покаля Великого.
Напитавшись впечатлениями и сунув нос в секреты индейской культуры, мы двинулись обратно в отели, к нереально красивому карибскому побережью.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email