Зачем ведьме хвост, и кто такие хюльдры
- Рубрика: Занимательные истории
- Виды творчества: Разные виды творчества

Вчера на меня снизошло озарения, что я — «чистый сахар» и практически «андел во плоти», как любила шутить бабушка. :)
Настало время отращивать крылья, поняла я. Вот только проблема есть — я не люблю белый цвет, а предпочитаю элегантный черный.
«Черные или пестрые отрастить? Вот в чем вопрос», — спросила я и в ответ услышала:
«Главное – хвост!»
Вот это для любой уважающей себя ведьмочки – вызов. :)
Всякому известно, что хвостик — вообще отличительная черта нежити.
А у норвежской красавицы-хюльдры — горной ведьмы — хвост вообще коровий. Но она так умеет прятать его, что редко кто сможет отличить горную ведьму от обычной девушки.
Силе чар хюльдр не может противостоять ни один парень. У хюльдр часто рождаются от земных мужчин дети.
Хюльдры могут помогать людям, и тогда советов их, как советов фей, надо слушаться беспрекословно. Но любят они и вредить смертным. Горные ведьмы часто воруют еду, которую забыли перекрестить. Являются они в усадьбы невидимыми, потому что есть у них шапка-невидимка.
О хюльдрах в Норвегии рассказывают много сказок. Вот одна из них.
«Однажды весной случилось отправиться молодому парню по талому снегу по делу в горы. Когда добрался он до ручья Шеллебекк и напоил своих лошадей, на пригорке показалось стадо коров — таких откормленных и пригожих, что любо-дорого было посмотреть. А хозяева коров везли разный скарб на больших телегах, запряженных прекрасными лошадями. Впереди стада шла красивая девица с огромным подойником, полным молока, в руке.
— Куда это вы направляетесь в это время года? — спросил парень.
— Идем мы на летнее пастбище в Уленнсакере, — отвечала девица.
Удивился парень, что чужие люди собираются на его землях пасти своих коров. И самое удивительное, никто больше не видал этого странного стада и не слыхал о нем, а спрашивал парень всех встречных по дороге.
И дома на хуторе у него стали происходить странные вещи. Что бы ни сделал он днем при свете солнца, ночью все разрушалось. Пришлось ему вскоре работать после захода солнца.
Осенью пошел парень проверить, созрела ли рожь. Казалось ему, что не вызрела она еще, хотя была уже поздняя осень. И вдруг услыхал за спиной шепот: «Пора тебе убирать рожь, ведь завтра пойдет снег». Послушался того совета парень и перевез всю рожь, хотя и работать пришлось ему до полуночи. А на следующее утро действительно выпал глубокий снег».
Но далеко не всегда так милостивы хюльдры.
Горные жители очень хитры и бессовестны, но хуже всего ведут они себя летом, когда народ перегоняет скот на летние пастбища — сеттеры. Наступает тогда для хюльдр и троллей настоящий праздник. Девушки, остающиеся на сеттере, думают больше всего о развлечениях, песнях и танцах летними вечерами, а потому частенько забывают перекрестить молоко, сливки и прочую еду, и тут уж тролли могут взять все, что пожелают. И случается, что их даже удается увидеть. Происходит это не часто, но бывает и такое. Иногда случается даже, что хюльдры и тролли живут в домах людей в горах всю зиму.
Из усадьбы они хотят украсть что-нибудь вкусненькое для своих детенышей, и не стоит их останавливать, даже если вы узнали хюльдру! Это опасно!
И еще обладают они страшной физической силой. Но об этом ниже.
Известный норвежский художник и писатель Теодор Киттельсен рассказывал вот такую историю про хюльдр.
Никогда не стоит мужчинам себя переоценивать — горная ведьма может страшно отомстить.
«Йенс Клев считал себя неотразимым красавчиком. Он был уверен, что при первом же взгляде на него любая девушка готова будет броситься ему на шею. Он дал зарок не жениться, пока все девушки в округе не будут умирать от любви к нему. И на момент начала этого рассказа было уже шесть таких, вот так-то!
— А седьмой станет Марит Бротен! — решил он, вырезая свирель.
Вдруг рядом раздался треск, Йенс вздрогнул, поднял голову и обомлел — перед ним стояла девица неописуемой красоты.
— Что это ты делаешь, Йенс? — спрашивает она.
— Да свирель вырезаю, хочу попробовать, может у меня и получится сыграть на ней.
— Вот и попробуй, что ж мешкать!
Тут бы Йенсу и показать себя, но, черт возьми, как эта красотка на него смотрит, так и пожирает его глазами! Йенс аж покраснел, да и губы у него задрожали. Вот и смог он извлечь из своей свирели жалкое «фьють-фьють».
— Ну что ж, — усмехнулась девушка, — и на старуху бывает проруха. Дай-ка я попробую.
Взяла она свирель, и полились из нее чарующие звуки. Йенс сразу размяк, а затем заплакал, когда зарыдала свирель. И решил он жениться на незнакомке.
— Хочешь, — говорит, — быть моей невестой?
— Хочу, почему бы и нет, — отвечает.
«Ну вот, так я и думал, любая с радостью согласится пойти за меня замуж», — подумал Йенс.
Согласиться-то красотка согласилась, но три условия все-таки поставила. И если сможет Йенс их выполнить, то будет она его со всем своим приданым и усадьбой. Во-первых, он не должен спрашивать ее имени до свадьбы. Во-вторых, никому ничего не должен о ней рассказывать — ни одной живой душе и ни при каких условиях. И, наконец, придется ему подождать целый год их следующей встречи.
— Ну что ж, согласен, — ответил невесте Йенс.
Тогда девушка что-то вытащила из кармана и смазала свирель, сказав:
— Если ты действительно меня любишь, то принесешь ее на нашу встречу через год. Заиграешь на ней — я и приду.
— Можешь не сомневаться, сделаю все, как ты велишь, — заверил красавицу жених.
Но не успел девушки и след простыть, как стал Йенс бегать по округе, с одного хутора на другой, да везде хвастался, какую он де невесту себе нашел — красивую да богатую, не чета местным крестьянкам. Приданое у нее огромное, усадьбы с лесами да пастбищами, а уж домашнего скота не считано. Так что теперь уж плевать он хотел на местных девиц на выданье!
Стал Йенс важным, работать перестал, только ходит руки в боки да разговоры разговаривает о своей будущей свадьбе. Вот уж будет пир на весь мир! Никогда такого в их округе не было! Впереди свадебного поезда пойдут шесть музыкантов, двое с барабанами, а четыре со скрипками. Четверо молодцов в модных шляпах будут идти по бокам процессии и палить всю дорогу из пистолетов. Шесть прислужников будут наливать водку да пиво всем желающим без ограничений. А сам он с невестой поедут на породистых жеребцах, а на голове у них будут сверкать позолоченные серебряные короны . А за ними хвостом пойдут любопытные со всей округи, все до единого жители — и бедные, и богатые придут подивиться на такую-то свадьбу.
Только одно свое обещание и сдержал Йенс. Когда прошел год, отправился он на место встречи с красавицей, да не забыл свирель с собой взять. Сел он на тот же пригорок, что и год назад, да захотел заиграть на свирели, только не вышло у него ничего — не хотела мерзкая дудка петь, рассохлась, видать.
Вот уж не ко времени! Только хрипит да сипит как-то странно. Даже жалкого «фьють-фьють» не получается. Похрипела-посипела свирель да вдруг как заголосит: «Йенс - хвастун! Йенс - дурак! Йенс - болтун! Йенс - урод!»
Тут что-то грохнуло, так что в ушах у Йенса зазвенело — и глядь! — вот она, раскрасавица. Глаза сияют, волосы на солнце отливают чистым золотом. Она по волосам руками провела, на грудь с двух сторон положила, любо дорого на такую девушку посмотреть.
— Ну вот и пришло мне время узнать твое имя, — говорит Йенс.
— Меня зовут Хюльдра, — отвечает она. — Вот только ни за что на свете не захочу я иметь в мужьях такого никчемного болтуна, как ты, Йенс. Ты ни на что не годен — совсем, как твоя рассохшаяся свирель.
— Да не больно-то ты мне и приболела, — разозлился Йенс. — У меня таких, как ты, воз и маленькая тележка. Да к тому же без хвоста.
— Напрасно ты так со мной разговариваешь, — в ярости отвечала ему ведьма. — Сейчас я тебе покажу, на что мне хвост нужен! — и с этими словами огрела своим коровьим хвостом незадачливого ухажера по ушам.
Ту затрещину запомнил Йенс на всю жизнь. Глухой да полоумный ходил он с котомкой по хуторам.
А девушки и таким его не жалели. Как придет, бывало, куда, тут же его кто-нибудь из проказниц и спрашивает: «А у тебя-то в селении поди все девки — красотки, Йенс?» Несчастный же в ответ расплывется в улыбке: «А то... Все как одна — раскрасавицы...»
Так что хвост – очень полезная вещь для ведьмы.
Кстати, когда выходит хюльдра замуж за земного парня и венчается в церкви, надо, чтобы кто-то стоял за ней, ибо в момент произнесения торжественных клятв перед алтарем хвост у нее отваливается, и тут важно вовремя успеть его подхватить.
Вот вам еще одна сказка на эту тему, как раз про вышедшую замуж в мир людей хюльдру и страшную ее силу, которой никогда она не пользовалась:
«Много лет тому назад на хуторе высоко в горах в Халланде жила семья богатых крестьян. Был в той семье сын, из себя пригожий и высокого роста. Был у них и сеттер, да не такой, как у других, а с хорошими да крепкими постройками, в которых были и крепкие двери, и нормальная печь, и окна. На сеттере жили все лето, но когда хозяева спускались вниз, в долину, на свой хутор, то лесорубы, охотники и рыбаки, которые и зимой ходят в горы, стали примечать, что живет там семейство хюльдр. И говорили, что дочь старшей хюльдры прекрасна, и краше ее нет.
Слышал все эти разговоры и сын хозяев, и решил он как-то поздней осенью отправиться на сеттер и посмотреть, что там происходит. Когда поднялся он на перевал, то увидел в доме на сеттере яркий свет и понял, что семейство хюльдр уже перебралось туда на зиму.
Спешился тогда парень, привязал лошадь к ели, достал из седельной сумки пистолет, потихоньку подобрался к дому и заглянул в окошко. В доме увидел он старика и старуху, скрюченную возрастом и очень страшную. Но была там еще и девушка, красоты необыкновенной. Влюбился в нее крестьянский сын с первого взгляда и понял, что жить без нее не сможет. Надо сказать, что у всего семейства были коровьи хвосты, и у красотки тоже. Парень понял, что семейство хюльдр только что переехало — так чисто и прибрано там было. Девушка мыла старика, а старуха разводила в печи огонь.
Парень недолго думая ворвался в дом и выстрелил у девушки над головой. Она испугалась и упала на пол, и в ту же минуту стала страшна, как смертный грех, а нос ее вытянулся и стал похож на дуло пистолета.
«Ну что же, — пробурчал старик, — теперь ты можешь взять нашу дочь себе в жены». Но парень от страха просто оцепенел и не мог двинуться с места или произнести хоть слово.
Старики принялись мыть дочь, и она чуть покрасивела, да и нос уменьшился вполовину, но красивой бы ее никто не назвал, хотя и коровий хвост ей тоже подвязали.
«Теперь можешь отправляться вместе с невестой к себе на хутор, — сказал отец хюльдры, — справь с ней свадьбу по всем правилам, а для нас приготовь комнатку в поварне. Не хотим мы сидеть вместе с остальными гостями, но не забудь прислать и нам чарочку».
Парень побоялся ослушаться ведьмака, взял за руку свою невесту, посадил ее на коня, привез на хутор и отпраздновал с ней свадьбу. Но прежде чем идти в церковь, попросила невеста одну из девушек встать позади нее во время венчания, чтобы не заметили гости, как у нее отвалится коровий хвост, когда положит ей священник руку на голову.
Свадьбу справили по всем правилам, и парень не забывал приносить угощение в комнатку, которую приготовили для родителей невесты. Во время пира никого не видел он в той комнатке, но когда зашел в поварню после свадьбы, то обнаружил там горы злата и серебра и столько денег, сколько не доводилось ему видеть никогда в жизни.
С тех пор так и повелось — когда бывали у молодых гости, для родителей жены накрывали в поварне, и после них оставалось всегда столь денег, что вскоре уж и не знали крестьяне, что с ними и делать.
Но молодая жена как была, так и осталась некрасивой, и не очень это радовало ее мужа, и случалось даже, что изредка он ее поколачивал, когда был особо не в духе.
Один раз спешил он в город, да слетела у лошади подкова, и надо было ее подковать. Отправился парень на кузню, потому как сам был отличным кузнецом. Но все шло наперекосяк в тот день, и как не старался он, никак не мог подковать лошадь — подкова получалась то слишком большой, то слишком маленькой. Так прошло утро, а затем и полдень. Наступило время ужина.
«Неужто ты так и не сможешь подковать сегодня лошадь? — не выдержала молодая жена. — Не очень-то ты хороший муж, но, как видно, еще худший кузнец. И что за трудность такая подковать лошадь — если подкова велика, уменьши ее, а если маловата, так увеличь. Придется мне самой пойти в кузню и закончить твою работу».
С этими словами направилась хюльдра в кузню, взяла в руки подкову и распрямила ее.
«Вот так это надо делать, — сказала она мужу и затем с легкостью согнула ее как было нужно, будто подкова была сделана из масла. — Придержи-ка лошадь», — велела она и подковала животину, да так, что лучше не получилось бы и у самого хорошего кузнеца.
«Ну и сильны же твои руки!» — с удивлением проговорил муж.
«Неужто? — отвечала жена. — А как думаешь, я бы себя чувствовала, если бы такая сила была и в твоих руках? Но я слишком люблю тебя, чтобы вымещать на тебе свою обиду».
С того дня стал парень относится к жене с уважением и вниманием».
(с) Наталия Будур. По материалам авторских книг.
Спасибо, прочитала с огромным интересом!!! 🌷 🌷 🌷
Спасибо, очень интересно !
Ура)))
Читала на одном дыхании. Очень интересно! Спасибо!😀
Спасибо за экзотические сказки! Интересно.
А последняя картинка похожа на карпатскую мавку. По древним поверьям у них "нет спины". Знаете какие-нибудь сказки о них?
Мавки не только в карпатах. У многих персонажей жежити нет спины или затылка.
например, у английских эльфов нет половины головы - задней части.
Они и сейчас в это верят.
\В Норевгии не так давно вышла книга про встречи с хюльдрами)))
Здорово!!! Очень интересно! Спасибо!)
Ура)))
Очень интересная информация. Никогда не слышала такого. Спасибо 😊
Я старалась
ура
Немного отсутствует логика... Но в целом довольно интересно, спасибо)))
Вы так милы и снисходительны.
В в целом - спасибо)))
Я предпочитаю о своей душе заботиться, чем тратить время на изучение иностранной бесовщины. Тут каждому своё.
а и не читайте меня.
интересно было прочитать, спасибо!
очень рада
Спасибо, познавательно!))
ура