Можно ли сделать качественную обувь из войлочных сапог? Да. Но на колодку их затягивать придется все равно.
Или как начинающие сапожники из Москвы добрались до середины Днепра
История вопроса такова. Я делаю кукол. Портретных кукол. Только из шерсти. Работаю на частный заказ. Очень завишу от субъективного взгляда клиента, который не всегда ведет себя так же адекватно, как в начале общения. От этого основные сложности. То есть я не просто делаю валяные лица, но эти лица должны быть еще и похожи на копируемый объект. А это напрямую связано с количеством и качеством предоставляемых фотографий. Пока утверждаешь лицо, ждешь обещанные ПОХОЖИЕ фото ( на присланных в начале, как правило – «..он тут вообще то не очень на себя похож…, мы поищем хорошие..»), понимаешь, что после утверждения головы предстоит еще хренова гора работы – тело, аксессуары, одежда и проч..
В общем, когда я написала б этом истеричный текст – мол, устала и достали.. некоторые обитатели ЯМ, особо охочие до комментариев, кинулись высказываться с осуждениями, даже не прочитав то, о чем я пыталась сказать. Особенно странно было читать комменты тех, кто делает мыло по формочкам или производит украшения по своему собственному вкусу… Люди даже не поняли, что я писала о том, как трудно работать ЛИЦО на заказ, когда нет нужных , обещанных, фотографий.
Таким образом, работа на заказ действительно стала утомлять и то, о чем я написала год назад, подвигло меня на поиски занятия, гораздо более нужного именно мне. Куклы меня прокормить не могут, я живу на другие средства, и портретки из шерсти всегда были всего лишь самовыражением, я просто тащилась от этого занятия. Тащусь и сейчас, но предпочитаю делать кукол для себя, собираю ( делаю ) коллекцию интересных мне портреток, а от заказов, в основном, отказываюсь. Беру только самые приятные.
Новое занятие, к которому я стала присматриваться, благодаря той же Ярмарке Мастеров – это производство обуви. Для себя!!!!!!!!!!! Конечно, как войлочная душа, я не избежала тапочек и валеночков. Опять же , внимание, - для себя, для друзей! И я сделала первые войлочные сапоги для улицы. Легкие сапоги. Своего собственного дизайна и фасона. И даже начала в них ходить ( ездила на тренировки). В процессе производства сапог возникла масса вопросов...
Мои войлочные сапоги
ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У НАЧИНАЮЩЕГО САПОЖНИКА
1. Как укрепить пятку и носок?
Понятно, что в случае производства валенков, пятка и носок держат форму за счет толщины шерсти ( войлока) , которая просто более щедро добавляется туда при раскладке. А как быть с тонкими войлочными сапогами? Как профессиональные сапожники укрепляют тканевые сапоги??? Ведь они же существуют – тряпчаные сапоги! ( а вот и первое украинское слово, привезенное с берегов Днепра)
В моем случае, я просто «раздербанила» дешевые сапоги, купленные на сайте Рутаобао, из носков вытащила что-то наподобие застывшего дублерина и вставила в носки моих сапог, где они остались как вкопанные без всякого клея. С пяткой обошлась по-другому – пришила туда куски кожи с внешней стороны, сделав наипримитивнейший задник, который было тупо приклеен к каблуку и пришит к войлоку. Вопросы, естественно, остались. Прежде всего потому , что сапоги болтались на моей ноге как большие калоши, ничего нигде не прилегало, потому что не было элементарной затяжки на колодку, что мы с успехом делали позже ( разумеется не сами, а руками умелого Виктора ( кодовое имя - Папа), в семью которого мы и приехали учиться сапожному мастерству, на Украину.
Так что с носком и пяткой? От Марины Макало ( кодовое имя – Доця, так ее называет мама) , которая и позвала меня в Украину я услышала ( прочитала в ее комментах ) волшебное слово Гранитоль, когда выложила на форуме валяльщиков свои первые сапоги и задала кучу вопросов потенциальным консультантам. Там, в Украине, в семье сапожников, мы увидели это подобие картона, которое растворяется в ацетоне, и затягивается на колодку вместе с верхом и изнанкой сапога-ботинка-туфель, то, что и создает в итоге плотность в пятке и носке). А мама Марины и жена Виктора – Люда ( кодовое имя – МамО) научила нас кроить и шить верх ботинка по лекалам, и шить кожподклад ( тонкая кожа, которая выкраивается так же как верх и навсегда остается в области стопы во внутренности обуви). Вот магазин Марины на ЯМ
2. Второй вопрос – А где взять колодку, которая так нужна, оказывается..?
Тема слишком громадная, чтоб раскрыть ее в подобном тексте. Пробежимся по самым главным пунктам. Не только колодку, но и подошву, которая подходит именно к этой колодке. Раньше я думала – возьму колодку 38 размера, куплю красивых (!!!!) подошв и буду делать разную обувь. Нет!! Размер – не единственный показатель колодки. Если вы валяете тапки – может и хватит одной колодки. Если вы делаете уличную, приличного вида обувь – вам нужна колодка ( + подошва в комплекте) на туфли, колодка ( + подошва в комплекте) на ботинки, колодка ( + подошва в комплекте) на сапоги, босоножки, кроссовки разных форм, носков, стилей и проч.. Поясню – речь идет о профессиональной обуви, за которую будет не стыдно... Хотите делать профессиональную качественную обувь из войлока? Если речь не идет о валенках – кожи вам не избежать. Кожи и затяжки на колодку.
Здесь Папа разглядывает войлочные сапоги ( уже с оторванной подошвой) и думает, как их превратить в профессионально сделанную обувь..
Вот что стало с отличным, на наш взгляд прежде, войлочным ботинком
До!
И После. Рядом - ботиночек, в стиле городских кроссовок, пара, сделанная первой, для Лены.
3. Пошаговый процесс начинается с модельера или – с профессиональных лекал
Каждый уважающий себя сапожник имеет модельера, к которому он обращается за лекалами для новой модели. Это отдельная статья расходов. За каждую модель платят деньги. Модельер разрабатывает выкройку по указанной модели. ( Модель может быть просто описана, сфотографирована..) Наш Папа – сапожник, уважающий и себя и тех людей, которые потом его обувь будут носить. Поэтому никакой самодеятельности. Вот лекала на ботинки, которые разработал и просчитал модельер. Все должно идти до миллиметра. Иначе МамО, профессиональная закройщица кожи, будет иметь муки мучные с пошивом раскроенных деталей. И все должно идти на определенный размер, на нужную, выбранную колодку и гармонировать с нужной подошвой.
4. Каждый закройщик кожи ( и читай – швея) имеет столовика.
Столовик, человек, который стоит рядом и делает массу вспомогательных работ. Раскроенные детали приклеиваются к дублерину на специальном прессе ( работа столовика) , детальки ( и кожаные и войлочные) должны быть отбортованы ( утоньшение краев, где позже будет проходить шов – работа столовика), потом они сшиваются, где надо, уже - портнихой, сшитые отправляются опять к столовику, который их подхватывает и разглаживает, проклеивает и простукивает швы.. и так далее. Пробивание дырок на штаферке ( для шнурков), приклеивание межподклада перед окончательной прошивкой верха, все это работа столовика, помощника закройщицы и сапожника. Потому что если МамО, к примеру, будет постоянно вставать и обрабатывать детали сама, понятно, что процесс будет идти в два раза медленнее. А это все-таки производство, а производство подразумевает хотя и маленький, но конвейер.
Так что наша украинская семья – Папа, МамО и Доця представляют собой полный замкнутый цикл обувного производства, чему мы были несказанно рады, так как получили максимально полные знания о производственном процессе на примере одной сапожной мастерской. Марина ( Доця), прежде чем овладеть сапожным искусством в достаточной мере , в ранней юности много лет работала у МамО столовиком, когда семья трудилась на большом обувном предприятии.
5. Затяжка обуви на колодке.
Это уже не женская работа, а сфера, в которой традиционно рулят мужики. Потому что нужна сила, сноровка, забивание гвоздей.. плюс вонючие клеи, использование разных агрегатов, прессов и проч. Пусть сегодня многое заменено механизамами.. но когда я под руководством Папы производила утоньшение граев гранитоли для подноска и задника, тряслась как заяц, когда перед моим носом на страшной скорости и со страшным шумом вертелось шлифовальное колесо, по поверхности которого я водила и без того тонкой гранитолью. Признаюсь, боялась за пальцы очень..
Ну а потом, мы с Леной, по очереди, когда нам доверили выдергивание гвоздей из своих же будущих ботинок ( сапожными гвоздями на колодке в области ступни фиксируется сшитый верх обуви, а потом после натяжки, гвозди выдергиваются) , по очереди, вначале одна, а потом другая – оставили по гвоздю, просто не заметили из-за отсутствия сноровки.. Хорошо , бдительный Папа все проконтролировал…А то примерка была бы веселенькой.
Место сапожника, который производит затяжку на колодку, должно быть очень тщательно оборудовано. Сидит на стуле, между ногами штырь, на который насаживается колодка, стол расположен буквой Г. Все очень продумано, все стоит на своих местах, никакого творческого беспорядка. К тому же все обустроено им самим под левую руку, Папа левша.
Оборудование в мастерской – само место, полки для клеев ( используется два основных вида клея – одним , резиновым, наиритом обрабатываются стельки, детали верха, другим – Десмоколом приклеивается подошва), пресс, Активатор!!! ( как мне нравится это слово из советской фантастики 60-х..) . Активатор - это место нагрева подошвы и низа ботинка-сапога. После Активатора сапог с подошвой соединяются и отправляются под пресс. Что еще ? Многочисленные полки и стеллажи для хранения стелек, колодок и прочих очень нужных в сапожном хозяйстве вещей. Отдельно – специальный сапожный молоток, клещи, гвозди , гвоздодеры и так далее…
Теперь отдельно о моем компаньоне и товарище – Лене Бардиной. (
Изделия Лены Бардиной можно с усердием изучить здесь на ЯМ, меня они всегда приводили в состояние щенячьего восторга.
И мы поехали в Украину вместе!
А позвала нас Марина Макало ( Доця)(
Выводы
Сапожное мастерство можно изучить, только делая обувь вместе с профессиональным сапожником.
Современное сапожное оборудование можно заменить менее дорогостоящими агрегатами, но процесс будет дольше.
Можно оставить часть работ профессионалу ( к примеру относить к сапожнику затягивать готовый «верх» на колодке)
Нужно найти хорошие модели или заказать их модельеру, чтоб были профессиональные лекала
Для производства обуви нужно отдельное помещение - запах, шум, пыль.
Для производства разной обуви нужны разные колодки
Войлочные сапоги станут САПОГАМИ только после затягивания на колодку, укрепления пятки и носка, в нашем случае с использованием гранитоли, установки капшука ( внутри – кожаная пятка).
И напоследок - обувь, которую мы привезли с собой