Мой первый опыт лампостроения в стиле Тиффани
Каждый мастер, создавая свои работы, время от времени чувствует потребность в творческом росте. Так случилось и со мной. Создав десяток подвесок на окно или новогоднюю ёлку, я переключился на изготовление стеклянных коробочек и шкатулок по методу Тиффани. Потренировавшись на них и обогатив практический опыт в витражном деле, я решил сделать следующий шаг по лестнице развития и роста. Я приступил к изготовлению настольных ламп из цветного стекла по методу Тиффани.
Для своей первой работы я решил сделать плафон в форме усечённого шестигранного конуса. Чтобы не заострять внимание на рисунке плафона, я использовал простые геометрические формы, которые подсмотрел в интернете.
Допускаю, что над цветовым решением лампы можно было ещё поработать. Но я решил воспользоваться теми стёклами, которые были в наличие и в достаточном количестве для изготовления необходимых деталей лампы.
Информации по размерам шестигранного усечённого конуса у меня не было. Не было и достаточных знаний по геометрии. Рассчитать форму фигуры на бумаге я не мог. Поэтому воспользовался народным методом-создал бумажный макет лампы. Другими словами решил сделать макет лампы любого размера, какой получится, а потом внести необходимые изменения в чертёж.
В своей голове я прикинул примерный вид будущей лампы, начертил эскиз и проставил размеры на каждую деталь, которые я взял из головы, исходя из желаемой высоты и диаметра лампы. Эскиз разбил на отдельные элементы и распечатал на принтере.
Вспомнив детсадовские навыки по аппликации, я вырезал отдельные заготовки из плотной бумаги и склеил их между собой.
Получился прообраз будущего шестигранного плафона в виде усечённого конуса.
До сих пор я ничего не сказал о ноге-постаменте лампы к которой должен крепиться будущий плафон. Эта тема была отдельной головной болью. Самое простое решение, взять готовую стойку от лампы, что я позже делал в других проектах. Но для первой лампы я не хотел брать абы что. Другой вариант: литая стойка из бронзы, цинка или силумина. Тут свои проблемы... Стойка из бронзы дорогая, из цинка и силумина, стоили тоже не дёшево, но придавали готовому изделию дешёвый вид китайского изделия. Поскольку, витражные изделия я делаю на продажу, варианты с покупными литыми стойками резко снижали мою прибыль и повышали затраты на изготовление изделия. Это мне совсем не нравилось. Выход из сложившейся ситуации я видел в создании стойки под лампу своими руками из того же стекла, что и плафон. Такая стойка будет изготовлена в одном стиле с плафоном. Оценивать её я буду как дополнительное изделие из стекла. К тому же я решил внутрь вставить ещё один источник света с отдельным выключателем и позиционировать такую настольную лампу ещё как ночник.
Как только я принял для себя решение, делать стойку лампы из витражного стекла, я нарисовал эскиз будущей ноги и проставил размеры отдельных деталей, исходя из бумажного макета плафона лампы. По эскизу сделал чертёж, распечатал, вырезал и склеил бумажный макет ноги лампы. Обе бумажных детали (плафон и ногу) скрепил между собой. Получился прототип будущей настольной лампы, который я мог визуализировать: взять в руки, поставить на письменный или журнальный стол, снять основные размеры, которые получились. Поскольку я угадал с размерами эскиза лампы, я не стал в этом проекте ничего менять.
Итак: макет настольной лампы готов. Однако, я не имел ни малейшего понятия, по поводу обустройства светового электрооборудования лампы. Я не понимал, как я буду крепить патрон, выключатели, нижнюю часть постамента, которая должна открываться на петле и запираться на задвижку. Я, даже, не знал, какие буду использовать лампы для освещения плафона и ноги-постамента. Держа в руках готовый бумажный макет лампы, я не хотел ломать голову над этими вопросами. Решил к ним вернуться после того, как сделаю весь корпус лампы из витражного стекла. На мой взгляд, это было правильное решение, учитываю полное отсутствие знаний и опыта в лампостроении.
Для комфортной работы над сборкой отдельных граней плафона я сделал из деревянных реек простенькую приспособу-шаблон.
В ней было удобно подгонять в размер отдельные детали, собирать рисунок и проводить пайку.
Благодаря шаблону, шесть граней плафона получились одного размера.
Не стану описывать стандартные процессы работы со стеклом. Сразу перейду к решению проблемы электрики.
Для электооснащения лампы я хотел воспользовался готовыми техническими решениями. Эти решения опробованы давно и с успехом используются уже более 100 лет. Я говорю о способе крепления стандартного патрона для лампы Е-27 к ноге-постаменту и крепления плафона к той же ноге. Минус такой комбинации это цена. (компоненты крепёжной системы изготовлены за рубежом и куплены за валюту). Не желая увеличивать затратную часть проекта, я с помощью медной проволоки попытался с имметировать стандартный способ крепления плафона и лампы к стойке.
Соединив ногу с плафоном и установив стандартный патрон Е-14 под электро лампу,
я обратил взор на ногу-постамент. Здесь готовых решений не было. Пришлось изобретать велосипед. Я сделал для ноги лампы дно-крышку, через которую можно попасть внутрь постамента для замены перегоревшей лампы.
Конструктивно, эта операция похожа на создание шестигранной шкатулки с крышкой на петле, которую я делал не задолго до лампового проекта. Те опыт и знания мне пригодились.
В качестве источника света я использовал круглую светодиодную матрицу в центре.
По периметру постамента пустил светодиодную ленту на 12 вольт. Подал питание на светодиоды через специальный адаптер.
К слову сказать, это не лучшее техническое решение, которое нашёл. В последующих проектах такое решение использовать не буду. (Есть более простое и изящное решение). В качестве выключателей я использовал конструкции верёвочного типа.
В данном случае, дёргать надо не за верёвку, а за цепочку.
После проведения всех электромонтажных работ я провёл первое включение.
Всё было идеально. Готовую лампу я привёз домой, поставил в комнате и включил.
Через 10 минут работы я заметил в корпусе постамента маленькие электроискры, а над постаментом лампы поднимался слабый дымок. Открыв нижнюю часть лампы я увидел на светодиодной плате "ползущие" искры. В начале была паника! Что, как, почему? Я выключил лампу и стал внимательно изучать проблемное место, пытаясь найти причину электрических разрядов с помощью мозгового штурма. Причина заключалась в том, что при пайке проводов к светодиодной плате я использовал в качестве флюса не канифоль, а тот жировой флюс, которым я спаиваю стеклянные детали. Именно остатки жира на светодиодной плате стал играть роль полупроводника под напряжением 12 вольт. Протерев растворителем плату, я избавился от побочного эффекта.
После этого случая я взял за правило все новые электросветовые изделия по вечерам "гонять" в тестовом режиме на отказ. Отказов больше не было.