Обновление пароля

 >  >  >  > Как сформировать цену для ЛЮБОГО вида ручного творчества и другие полезные советы.

Как сформировать цену для ЛЮБОГО вида ручного творчества и другие полезные советы.

Виды творчества:   Разные виды творчества
Как сформировать цену для ЛЮБОГО вида ручного творчества и другие полезные советы. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

По сути я просто зашла в обсуждения ярмарки и хотела дать совет, но это невольно оформилось в небольшую статью...

По образованию я экономист, и так случилось, что муж мой ваяет луки очень даже ручным трудом, а продаю их я. Кроме того я сама плотно интересуюсь некоторыми рукодельными техниками, а потому хаживаю по разным форумам и обсуждениям. В том числе и из любопытства - по поводу формирования цены.  И, глядя какие разные домыслы тут выдвигают на эту тему, просто не могу смотреть на ваши мытарства:) дам, пожалуй, теоретическую выкладку процесса расчета цены со всеми "но". И несколько классических для экономиста советов по улучшению ситуации. Может для меня это классика, а вы, возможно, прочтете одну-другую  интересную мысль. Замечу, что выкладки, как и советы, несколько отредактированы и упрощена мной для рукодельников, и не являются тупо списанными из учебника, поэтому товарищей финансистов просьба не беспокоить. Я излагаю свою рациональную точку зрения, которой я стараюсь придерживаться и на практике. А луки это, проволока или бисероплетение не суть важно.

Для начала, ручная работа - это в основном затраты трудовые, а никак не на материалы. По сравнению с затраченным временем, материалы, так или иначе, а стоят немного (не копейки конечно, но  действительно не много).

Кроме того, практически все забывают о горстке накладных расходов, которые так или иначе, а все равно должны входить в цену.

Итак, для начала классическая формула:

Цена = Себестоимость + Чистая Прибыль (если товар один)

И если вы считаете свою прибыльность за период (неделя, месяц, год), тогда формула:

Доход = Себестоимость + Чистая прибыль

Многие путают чистую прибыль с прибылью так сказать грязной, доходом или чем угодно еще, и получают совершенно неадекватные цифры о результате своей работы. Совершенно зря. Но определить чистую прибыль, можно только выяснив, что такое себестоимость. Поэтому поехали дальше:

Себестоимость это: Затраты на материалы+Заработная плата+Накладные расходы

1.Затраты на материалы - ну, думаю тут вы и сами разберетесь. Но хочу отметить, что если вы пока только экспериментируете с ручным трудом, у вас получается не сразу и вы много теряете материала в отбраковку - отбракованный материал (так сказать экспериментальный) это НЕ затраты на материалы основного изделия, которое у вас в итоге получилось. Пока вы считаете только те материалы, которые реально пошли на изготовление конкретного изделия, с экспериментами и браком разберемся позже. Но вы должны считать все материалы, которые пошли на производство изделия, в том числе прикинуть количество серной мази или нашатыря, которые ушли на патинирование изделия, например (это не обязательно должна быть точная цифра, прикиньте на глаз, так сказать и накиньте на материалы еще 5 грн. на нашатырь, пасту гои, наждак).

Конструктивный совет по снижению: Если доля ваших затрат по этому пункту вас беспокоит,  то попытайтесь найти альтернативных поставщиков, купите мелким оптом то что вам так или иначе явно понадобится – большую пачку бисера, вместо маленьких, большую упаковку с основной фурнитурой и т.п. Ищите сайты других магазинов, сравнивайте цены по тем пунктам, которые вам наиболее интересны, ищите того, кто ближе к непосредственному производителю – там должно быть дешевле. Поучаствуйте в совместных покупках с иностранных сайтов, или закупитесь там сами, познакомьтесь с e-bay. Я не говорю впадать в фанатизм и резко становиться оптовиком, но если средняя доля ваших материалов, не по одному изделию, а по всем, больше или равна вашим трудозатратам – вы, скорее всего, сильно переплачиваете. Если вам тяжело самим найти хорошего поставщика, посоветуйтесь на форуме с другими рукодельниками или просто поищите такие советы в сети.

2.Заработная плата. Действительно, пожалуй, самый сложный пункт. Но тут рекомендую проделать следующее умственное упражнение. Ваше время - это деньги. Поэтому представьте себе ситуацию, что вы бросили заниматься творчеством и устроились на обычную работу, по специальности. Сколько бы вы реально получали на ней?.. Или другое умственное упражнение из той же оперы - сколько в вашей местности нужно денег одному человеку, чтобы выжить так сказать в умеренных условиях. Сравните оба результата и придите к какому-то одному числу. Не завышайте пока средней зарплаты, но и не снижайте ее. Отнеситесь к себе критично. В моей местности эта сумма составляет где-то 3200-3500 грн. в месяц. В идеале мне хотелось бы получать 4000-5000 грн., но я их вряд ли получу, поэтому остановимся для начала на реальности:)) Теперь посчитаем коэффициент Заработной платы. На  обычной работе вы работаете 5 дней в неделю и с выходными, в среднем принято брать 21 день в месяц. Конечно 8 часов в день.

Итак 3200 грн./ 21 дней / 8 часов = 19,05 грн./час. Мы всю жизнь на работе просто брали 20 грн./ час :))

Считаете реальное время на изготовление изделия, если не сидели с таймером, прикиньте ориентировочно, но почасово. И не включайте сюда никакие отвлекающие факторы, если вас за два часа раз десять отвлекли и дернули, то в лучшем случае вы потратили на свое изделие 1,20 - полтора часа. Учтите, что на работе на обед отводится час, но этот час НЕ оплачивается работодателем, так что перекусы тоже не учитываются. Если вы собиратесь изготавливать такое же изделие еще несколько раз и цена вам нужна для всех, учтите, что второе-третье-четвертое-и все последующие вы сделаете, скорее всего, быстрее, сами прикиньте какие операции сократятся и насколько, и ставьте время ближе к этому варианту, но не слишком себе льстите, рискуете потом не уложиться.

Конструктивное замечание 1.Замечу, что с одной стороны новички в какой-то технике действительно слишком много копашатся и делают лишних движений, да и качество выходящих изделий оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендовала бы им брать зарплату поменьше (1500-2000 грн., как у нас хорошим стажерам платят), хотя бы до тех пор пока они не почувствуют что умение их возросло хоть до какого-то нормального уровня. 

Конструктивное замечание 2 и совет. С другой стороны, матерые и маститые мастера могут фактически получать эту же зарплату, и больше им клиенты давать, так сказать, не хотят. Если в вашей отрасли ручного творчества повышение мастерства НЕ ведет за собой реальное ускорение работы по времени, то тут могу посоветовать только попытаться воспитать своих клиентов, попробовать другие площадки для продаж или с помощью рекламы и промоута добиться внимания более расточительных клиентов. Потому как не всегда спрос формирует предложение, иногда предложение очень даже формирует спрос, но к такой раскрутке надо подходить с умом и осторожно.

3. Накладные расходы называются так, потому как это расходы не на конкретное изделие, а, так сказать, в общем. По уму считаются они за месяц и равномерными частями распределяются на все изделия. Например, изделий вы сделали на 2000 грн. (Затраты на материалы+Заработная плата), накладных расходов у вас на 200 грн., значит на каждую 1 грн. изделия у вас 0,10 грн. накладных расходов.

Итак, что относится к накладным расходам?

Для начала это ваши затраты на рекламу. Даже если вы просто фотографируете свои изделия и выкладываете на Ярмарке - это все равно занимает время. И стоит это время не меньше, чем ваше основное. Хорошо бы его фиксировать. 

Потом это затраты на пересылку изделий, получение комплектующих, опять же временные в том числе. 

Конструктивный совет по снижению. Для того, чтобы сократить и первые, и вторые накладные расходы, советую просто делать все, так сказать, пачкой. Например - вы фотографируете не одно изделие, а сразу несколько и выкладываете их в интернет одновременно. Едете за посылкой получать материалы и в этот же день отправляете кому-то изделия и т.д. Постарайтесь рационализировать свое время, во всяком случае, когда это возможно. В крайнем случае, если такие накладные расходы не дают вам покоя и получились немаленькими, остановитесь и подумайте - может вам просто доставляет удовольствие выходить из дома и пешком прогуливаться до почты или вы сочетаете этот процесс с выгулом детей и походом в магазин, тогда это не совсем  накладные расходы, это и ваше личное время тоже. Тогда считайте только то время, которое вы реально потратили на отправку посылки или выгрузку товаров в интернет. Опять же, если вы плохо фотографируете и только учитесь или тяжело ориентируетесь в правке фотографий или только осваиваете интернет, свои временные расходы умножаете не на коэффициент 20 грн./час., а на коэффициент, так сказать, стажера.

Еще один вид накладных расходов – это платный аккаунт на Ярмарке или еще какая другая площадка.

Дальше. Одним из видов затрат на рекламу для рукодельника остаются затраты на выставку. Иногда они бывают совсем не маленькими. Вот тут я вам ничего конкретного предложить не могу. По-хорошему эти деньги хорошо бы получить с продажи изделий на той же выставке (тоесть чуть-чуть повысить цену на товар на самой выставке), но это не всегда реально. Реально их компенсировать просто из вашей общей прибыли. Тоесть если вы планируете участвовать в выставке, вы берете деньги из своей чистой прибыли.

Кроме того, к накладным расходам также относятся затраты на телефонные разговоры.

Конструктивный совет по снижению: озаботьтесь приемлемым тарифом, и еще совет – чем больше конкретной информации вы выложите о своем товаре в сайте, тем меньше вас будут спрашивать и дергать по пустякам. Лично я терпеть не могу, когда нет цены на изделие, узнавать мне, извините, леньки:) но есть товарищи, которым это не лень, они позвонят, спросят, отнимут ваше время, а цена им все равно не подойдет. Уговорить клиента, который никогда у вас не покупал и которому просто дорого, вот дорого и все (или еще хуже, нет у него таких свободных денег) практически нереально каким бы шикарным не было ваше изделие, и каким соловьем вы бы не разливались, разве что вы обладаете гипнотическими нлп-технологиями, как все эти уличные продавальщики. А потому нечего тратить на них свое драгоценное время, ставьте цену как есть.

К накладным расходом относится так  же амортизация. Что это такое? Например, вы занимаетесь плетением из проволоки, и у вас есть инструменты, которыми вы пользуетесь  - бокорезы, круглогубцы, наковальни, горелка и т.п. Рано или поздно, но все эти инструменты выйдут из строя, их понадобиться чинить, а то и купить новые. Амортизация позволяет накопить нужную сумму денег к этом у времени. Как это работает? Вы сгребате в кучу все инструменты, которыми вы непосредственно пользуетесь для работы (расходники, такие как сверла, наждак, кислоту, если вы травите, газ для горелки и т.п. мы относим к затратам на материалы для конкретного изделия и тут не трогаем, трогаем только большие полезные инструменты), смотрите на них и прикидываете сколько все это счастье вам стоило в деньгах. После чего прикидываете срок, который все это счастье будет работать. Тут уж вам подскажет опыт. Обычно дорогие инструменты работают лет 5-10, китайсы  могут поломаться через года два, все зависит от того что это. А теперь  сумму, за которую все это счастье было приобретено делите на лет 5-10, и получаете цифру, которую вы должны компенсировать в течение каждого из этого 5-10 года, и на которую потом вы и будете закупать новые инструменты или чинить старые. Эту вот цифру вы равными долями распределяете на все свои изделия, сделанные в год... Вышла какая-то сложная неудобовариваемая жуть, плохо применимая в жизни, но этим я скорее попыталась объяснить смысл амортизации. Чтоб не заморачиваться такими ужасами есть способ попроще – на себестоимость (затраты на матриалы+заработная плата) вы накидываете около 10% - это и есть ваша амортизация. Способ простой и проверенный временем.

К накладным расходам у вас так же могут относиться: аренда помещения, затраты на электроэнергию, отопление, воду, газ и т.д. Но это если вы работаете в специализированном помещении (сарай, гараж, съемный цех). Это распространяется на ситуацию даже если сарай или гараж  ВАШИ. Если же вы работаете в уголке дома/квартиры, и не тратите дополнительной энергии на освещение/отопление и т.п., то это не учитывается в расходах.

К накладным расходам (на предприятиях) так же относят расходы на обучение: и основной технике, и фотографии, и фотошопу, и интернету, а также всяческие эксперименты с материалами (а значит, брак), время на поиск новых поставщиков. Честно говоря, лично я не считаю это рациональным для нашей ситуации, цена получается непомерной. Поэтому, боюсь, обучение – это ваше личное достижение, считайте это вашим вкладом в свое дело, ведь бизнесмены вкладывают в свое дело много денег и времени, не получая сразу ничего, по сути вы делаете то же самое. Ваше время, ваш ум, умения и правильно стоящие руки – это и есть ваши основные средства.

Общие советы:

Я бы рекомендовала, если это возможно, часть прибыли откладывать в своеобразный фонд, так сказать. Этот фонд может применяться как для рекламы, занятия новой торговой площадки, так и для участия в выставках или стратегических оптовых закупках материалов.

Всю остальную прибыль вы можете забирать себе, как организатору бизнеса, но если вы только начинаете и не умираете с голоду я советовала бы вам ее не изымать из дела, а тратить на те же инструменты и материалы. Многие из нас, начиная, тратят и свою долю зарплаты, но с этим долго увлекаться не рекомендую, так как постепенно формируется мысль, что это дело ради дела, и вы чувствуете себя ненужным и обязанным своему же делу.

Советую также деньги на амортизацию не тратить, а откладывать на закупку инструмента (иначе какой смысл включать амортизацию  в расходы?)

Предупреждаю, ни  в коем случае не относите затраты на материалы к вашей прибыли! Не изымайте их из оборота, так вы сворачиваете собственное дело, и рискуете тем, что в следующий раз вам не на что будет купить материалы. Полученные деньги, затраченные на материалы, в идеале должны снова тратиться на материалы.

И еще, в накладных расходах нет налогов, как и аренды офф-лайнового магазина, если вы их платите, включите их туда. Но думаю, для большинства это просто лишнее.

Все, теперь можно хвататься за голову и считать.

Просчитав себестоимость своего изделия, добавьте к нему ориентировочно 20-30% прибыли.

Цена = Себестоимость+ Прибыль (это если вы считаете конкретное изделие)

А теперь сядьте и подумайте,  лично персонально вы купили бы изделие за такие деньги? Если нет, то пересмотрите свои расходы внимательней, возможно, какие-то из них вы завысили искусственно или их реально сократить, или и вовсе это не расходы (по трезвом размышлении и так бывает). Не отчаивайтесь, теория она на то и теория, чтобы быть гибкой и не всегда соответствовать истине. Если вы только начинаете, подемпингуйте какое-то время (искусственно занизьте цену), наберите опыта и клиентов. Если вы опытный мастер – тем более не переживайте, попробуйте повышать цену постепенно, попробуйте другие рынки.

Кроме того замечу, что на цену и прибыль не всегда влияют только ваши расходы. Иногда разумнее брать меньшую прибыль, например, если вы только начинаете или остальные условия поставки у вас не идеальны. Посмотрите на конкурентов, критически сравните себя с ними (для этого лучше всего найти похожие работы, где явно используются те же приемы и технологии, что и у вас), если ваши цены сильно разнятся, подумайте почему. Возможно, другой человек неадекватно оценивает свой труд, а возможно неадекватно себя оцениваете вы. Для этого лучше всего найти не одного конкурента, а с десяток. Сравнивая себя с ними, не забывайте, что роль играют не только материалы и репутация, но иногда и условия доставки и оплаты. Не всегда актуально сравнивать себя по ценам с мастером из другой страны, разве что вы собираетесь продавать в эту страну, или сравнивать по ценам мастеров из столицы и глубинки. Например, мастера из Украины и России часто имеют очень разные цены, но тут нужно учитывать, что и спрос на одни и те же товары в наших странах РАЗНЫЙ и количество мастеров, работающих в конкретной технике тоже. Видя чужую цену анализируйте, прежде всего, чем этот конкретный мастер отличается от вас, почему у него такая стоимость? Выбирайте нечто среднее, не дерите цену вверх, равняя себя с гигантами-мастерами (особенно если вы только начали), но и не опускайте цену ниже плинтуса, делая из рукодельного дела не бизнес, а хобби.

И

Доход = Себестоимость+ Прибыль (это если вы считаете ваше дело в целом)

Если вы уже мастер, прикиньте свое дело за месяц-два, есть ли там чистая прибыль? Предупреждаю сразу, скорее всего, вы получите убыточное производство, т.е. без чистой прибыли вовсе. Не пугайтесь, как это не смешно, практически любой бизнес при расчете получается убыточным. Подумайте о расходах, опять же, возможно какие-то из них вы завысили или их можно сократить, а то и вовсе не расходы это, а личное время. Если вы вышли в ноль – поздравляю! Для теоретических прикидок, да и для ручного труда это отличный результат.

Есть два пути достичь желаемой прибыли по факту:

1.  Сокращение расходов.

2.  Увеличение доходов.

Звучит, как взаимоисключающие методы, но в той или иной мере их можно применять на практике, даже одновременно, главное не перебдеть.

Попытаться сократить свои расходы можно воспользовавшись одним из мелких советов, которые я давала вверху под каждым видом расходов. Так как главные расходы в ручном труде – это время на изготовление изделия попробуйте ускорить ваш труд. Возможно, организовать маленький конвейер, когда производство разделено на небольшие повторяющиеся операции, и вы делаете одни из них, потом другие и т.д. Это продуктивно, но не всегда и не всем подходит. Второй вариант  - рационализировать ваш труд, а именно сделать ваше рабочее место удобным для работы, отогнать все отвлекающие факторы (собаку привязать, кота запереть, детей отправить в детский сад... ну, если это возможно, конечно:)), закупить инструменты, которые реально ускорят какие-то операции (особенно частые операции). Если вы собираетесь реально зарабатывать хендмейдом, не бойтесь покупать хорошие инструменты или материалы, с которыми быстрее и проще работать – это окупится на этапе снижения трудозатрат. Вообще, не бойтесь больших расходов, бойтесь маленьких доходов. Но бойтесь НЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ расходов, старайтесь не поддаваться эмоциям, думайте трезво – нужно вам это сейчас или не сильно. Если это реально ускоряет работу или сократит какие-то расходы – то нужно в первую голову.

Попытаться увеличить свои доходы можно только - поднимая свою репутацию, получая новых клиентов с помощью выставок, мк, рекламы, знакомых (вообще идеальный вариант), искренне сообщая всем о своей исключительности, популяризируя себя и свои изделия, и изредка потихоньку поднимая цену :).

И опять же, ручной труд доставляет нам так много удовольствия, может, если он не особо прибыльный, прибыль тут на самом деле в другом?.. 

P.S. Заранее прошу прощения за этот концентрированный экскурс в экономику, не смотря на все мои старания я сама сомневаюсь, что для творческого человека он был легкий, но я  искренне надеюсь что он будет полезным:) 

P.S.S. И еще, очень вас попрошу, люди, если вдруг решите постить статью, делайте это со ссылкой.

Всем рукодельникам удачи, энтузиазма и много хороших клиентов!:)

P.S.S.S. Или некоторое пояснение после прочтения комментариев:

1. По поводу расходов на поддержание статуса вас, как мастера или/и предпринимателя. Все телодвижения, которые связаны  со статусом называются таким растиражированным словом, как Пиар, и в сущности являются родственниками рекламы. По поводу "куда это совать и из чего компенсировать" есть два источника - это непосредственно накладные расходы и фонд "на развитие", который формируется из части вашей прибыли. Мое имхо, обусловленное опять же чистой логикой. Часть рекламных расходов, которая по сути является регулярной (т.е. вы платите из месяца в месяц), а оттого их легче прикинуть на будущее (это содержание аккаунта на Ярмарке, другие платные площадки, объявления, если вы за них платите, время, затраченное на фото изделий и на заливку фото в продающую площадку, в конце концов, платное место на базаре) легче компенсировать, введя их в расчет как накладные расходы и равномерными дольками насыпав на себестоимость изделий за месяц. Нерегулярные затраты на рекламу и Пиар (акции, скидки, "конфетки", затраты на выставку и другие шаги, которые одновременно стоят денег, но в один месяц вы это делаете, а в другой нет) легче компенсировать из фонда "на развитие", который формируется из части вашей прибыли.

2. Транспортные расходы. Если цель вашей поездки непосредственно связана с производством (получению комплектующих, отправке товара, закупке оборудования и т.п.) - то они компенсируются из накладных расходов, если транспортные расходы относятся к рекламе или Пиару, и они регулярные (напр. поездка на свою торговую точку) - это вносится в накладные расходы, если не регулярные (напр. поездка на выставку) - компенсируются из фонда на развитие.

3. Не маркетинг. Большая часть изложенного материала - это устный и сжатый пересказ курса экономики, не более. Лично от меня и даже лично от вас законы экономики, к сожалению, никак не поменяются и работать не перестанут. К маркетингу (гибкому, пластичному, полному разных, совершенно противоположных по действию инструментов, и, к сожалению, в интернете частенько вырываемому и популяризируемому кусками и обрывками, которые в таком куцем виде, мягко говоря, не всем подходят) эта статья имеет очень опосредованное отношение, скорее уж она ближе к бухучету, а по сути к экономике предприятия (и то и другое не такое гибкое, зато логичное и проще применимо в практике). 

4. О материалах. Многие почему-то не поняли контекста о стоимости материалов. Я не имела ввиду, что мастера ручного творчества используют исключительно дешевые материалы. Я имела ввиду что ценность и стоимость вашей идеи и вашего труда гораздо выше стоимости материалов. И здесь под стоимостью я уже, пожалуй, подразумеваю как заработную плату, так и прибыль (ведь это тоже ВАШ доход). По факту может получиться по всякому, конечно, (все зависит-то от времени, которое вы затратили), но для меня кощунственна высказанная где-то в комментариях (не к этой статье, просто на ЯМ) мысль, что в рукотворчестве работа НЕ может стоить больше материалов. Мы ведь не на серийном производстве, где материалы - основное, здесь основное то, что эта работа ручная и уникальная.

5. Разница в понятиях. Если вас напугала статья "заработная плата" настолько низким коэффициентом, то мне, пожалуй, стоит дать некоторые разъяснения. Во-первых, не стоит путать заработную плату и прибыль, тем более мешать их в одну кучу. Если бы мы были на предприятии, то основную работу делал бы работник, за что получал заработную плату почасово, а организатор или владелец получал бы прибыль с продажи. Разумеется в ручном труде мы не на предприятии, вернее это предприятие просто-напросто состоит из одного человека. С одной стороны, как работник вы получаете зарплату, с другой стороны, уже как организатор, вы получаете прибыль. Зачем это так рьяно разделять, спросите вы? Хотя бы затем, что бывают неудачные дни и голодные зимы, и, снизив цену или устроив акцию, вы можете не получать прибыли вовсе, но зарплату, а именно - компенсацию потраченного на работу времени, вы получать обязаны. Ведь подумайте, время на изготовление изделия вы могли бы потратить на что-то другое (хоть даже на ту же работу промоутером:)), а значит оно должно, просто обязано быть компенсировано. 

Кроме этого вы вольны поставить себе заработную плату, как и % прибыли, такими, какими считаете нужным. Я только дала методику расчета коэффициента и свои усредненные прикидки. А дело-то ваше, вам и рулить.

6. По поводу творческого вклада. Большая часть недопонимания по поводу творческого вклада и его стоимости состоит в том, что я все-таки и к ручному труду подхожу с точки зрения своего структурированного мозга, как экономист. А интеллектуальную собственность, к которой, собственно, и относится идея и креатив можно оценить только спросом, т.е. опытным путем. Я выложила логическую часть процесса, костяк затрат, которые хорошо бы оценивать в своей работе. Те, кто делает рукоделие делом своей жизни так или иначе все равно стараются прикинуть свои реальные затраты, сколько они будут брать сверху за креатив и идею, вернее сколько они СМОГУТ взять с клиента за креатив и идею это уже очень индивидуально (какая уж тут статья "для всех":)), и тут я могу только посоветовать пользоваться методом проб. Но брать, не сознавая этого, за свои работы меньше, чем вы реально на них тратите  - это неосознанно наносить удар по собственному кошельку, а значит, и жизни, и возможности творить дальше. Те же, кто воспринимает рукоделие исключительно как творчество и оценивают его только так, в основном или в убытке или занимаются этим по большому счету для души, а средство существования у них совершенно другое, или это очень-очень талантливые и одновременно везучие мастера (последнее, к сожалению, практически не встречается) и моя статья, как в целом и любое логическое структурирование их работы, им просто не нужна, потому как будет только мешать. В этом месте многие могут (и даже, скорее всего, станут) обижаться. Но это того не стоит, я никого не упрекаю и не призываю пользоваться ни этой статьей, ни моими или чьими-то еще советами. Я просто хочу помочь и оттого говорю, как есть. Вы зарабатываете (или планируете зарабатывать) на жизнь своим творчеством, и хорошо, если вы ясно будете представлять, сколько вы на это убиваете сил и времени, просто чтобы компенсировать это, чтобы вам и вашей семье было что кушать, а вас не терзали ни иллюзии, ни ощущение ненужности. Только вдохновение:)

7. И в заключение. Как это не смешно, но написала я эту статью просто так, в творческом порыве принести местному сообществу какую-то реальную пользу (от такие от у менеджеров структурированные порывы:)). О конкурсах или какой там еще ерунде я и вовсе тогда не знала, не так уж часто я здесь появляюсь. Я рада, что кому-то моя информация пригодилась или заставила задуматься. Спасибо за ваше внимание:). 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email