Что такое современная фотография?
Не каждая фотография, снятая сейчас является современной.
Современная художественная фотография переступает через ограничения, превращаясь из фотографии в искусство. В ней допустимы приемы, находящиеся за пределами классической съемки. Это могут быть как новейшие методы так и очень старые методы обработки, материалы или устройства.
Современная фотография всегда создается в контексте сегодняшнего дня, реагирует на этот контекст или комментирует его (рефлексирует). Современная фотография — это референция к современной культуре. Подпитанная современной философией, она стремится к междисциплинарным и межкультурным взаимодействиям с другими культурными областями. «Contemporta» — значит быть вместе со временем! Современная фотография — это взгляд на фотографию с точки зрения современного искусства, а современное искусство — это наиболее репрезентативная практика настоящей культуры в целом.
Людей, которые работают с современной фотографией как правило называют не фотографами, а современными художниками, потому как часто бывает так, что они работают не только с фотографий, но и другими медиа.
Из интервью фотохудожника Яна Авриля:
"Неосмысленная фотография – неодушевлённая. Если ее смысл - бабки, то такая у нее и душа, приземленная. В фотографии должна быть история, какая бы она ни была красивая сама по себе. Красота приходит и уходит, с каждой эпохой и с каждым народом меняются ее каноны. Красота не вечна. Что нравилось в одном возрасте, не нравится в другом. Да, я рисовал красивые рисунки в детском садике - и что дальше?
Можно для сравнения спросить у женщин, хватит ли мужику одной только красоты. Вряд ли! Помимо красоты, должна быть харизма, изюминка. Вот так и в фотографии. Все эти фотографии в ленте скучные, всегда то же самое. Сиськи, письки и крутая ретушь. Красивые ретушированные тела.
Мне иногда знакомые показывают фотографии, где их дочь позирует. Просят оценку, комментарии. Спрашиваю – а где тут фотография? Все реагируют отрицательно. Поясняю им – я вижу изображение красивой девушки. Не более того. – Ну, это же красивая фотография. – Да, красивая фотография...
Тело, ретушь - и что, блядь, дальше? Ладно еще, если фотограф придумал свою собственную, авторскую цветокоррекцию…
Фотография останавливается там, где фотошоп начинается.
ФОТОГРАФИЯ С ФОТОШОПОМ – НЕ ФОТОГРАФИЯ! НЕТ, НЕТ, НЕТ, твою мать!
Фотография - это работа со светом, а не с алгоритмами фотошопа. Если к работе применяется фотошоп – это уже не фотография, это картинка, иллюстрация, графическая работа - что угодно, но не фотография. Фотошоп позволяет выжать что-то из фотографии, чтобы сделать что-то другое, дать свое видение той правды жизни, той атмосферы, которую чувствует и видит сам фотограф. Некий импрессионизм. Это другое искусство уже, а не фотография – оно чем-то интереснее, чем просто фото, но не всегда."
Взято из интервью фотохудожника Яна Авриля для "Сноб".
И все же главное отличие современной художественной фотографии — это ее место в нашей жизни. Такие работы создаются для галерей и частных коллекций, очень редко их снимают на заказ. Смотрите фотографии ниже и наслаждайтесь поэзией искусства художественной фотографии.
Михал Захорнацкий — fineart-фотограф из Словакии. С 2014 года он занимается этим профессионально. Главную роль в его работах играет человек, в основном Михал делает концептуальные портреты.
Его работы были опубликованы во многих журналах и высоко ценятся как в Словакии, так и за рубежом.
В проекте Curves («Кривые») Михал показывает новый оригинальный вид портретов. Он выходит за рамки классической красоты и создает абстрактный образ фотографируемой модели. Михал искажает идеальную симметрию формы, чтобы окончательный портрет выглядел как абстрактная картина. Кривизна изображения достигается за счет использования физических свойств воды: ее поверхность изогнута, вода в движении создает неправильные изгибы объекта, он может двигаться, отражаться. Фотографии сняты на пленку, без обработки. В этом году проект занял второе место на конкурсе FineArt Photography Awards в категории «Абстракция».
«Мои работы подвергают сомнению восприятие эстетики зрителя и призывают его находить красоту в абстрактном несовершенстве, столь уникальном и редком в современных средствах массовой информации», — говорит фотограф.Маркус Аспегрен — профессиональный фотограф из Куопио, Финляндия. Его серия «Пластиковые воды» (Plastic Waters) рассказывает о природе и людях с целью пробудить понимание проблемы загрязнения воды. Много месяцев Маркус вынашивал планы по созданию своих снимков, эти образы преследовали его во сне и большую часть бодрствования. Работа отняла у фотографа много сил, времени и средств.
«Природа всегда была важной частью моей жизни. С раннего детства я проводил много времени на свежем воздухе, все лето плавал на лодке по финским озерам и рекам, а иногда и по Балтийскому морю. Вода стала для меня очень важным элементом, это часть меня», — говорит фотограф.Загрязнение наших вод пластиком — глобальная проблема. Ежегодно мы сбрасываем в море восемь миллионов тонн отходов, и 80 % их них — пластик. Например, площадь мусорного пятна в Тихом океане сейчас в три раза больше Франции. Загрязнение приводит к пагубным изменениям в водных экосистемах. Огромное количество мусора и промышленных отходов попадает в те же воды, откуда мы берем пищу и питье.
Маркус вдохновлялся рассказами Лавкрафта, в частности «Тенью над Иннсмутом» (1931). Его фотографии представляют собой смешение историй о морских тварях, сотворенных в грязи, и современных проблемах наших вод. Существа на снимках грустят и злятся.
Анжелика Константинова — молодой фотохудожник и иллюстратор из Ижевска. Ее фотопроект «Двое» очень популярен в социальных сетях. С помощью мужских и женских рук она показала отношения между людьми. Фотографу удалось красиво и понятно изобразить чувства и эмоции, которые знакомы каждому.
В фотопроекте Анжелики именно руки и прикосновения — это то, чем и как мы показываем наше отношение к человеку. Руками можно ласкать, любить, поддерживать, хвалить, ругать, обижать, убивать... Каждое фото отражает отношения между мужчиной и женщиной.
Вы любите современное искусство фотографии?