Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > Три дня в Горном Алтае, или встреча с Шаманами. Часть вторая

Три дня в Горном Алтае, или встреча с Шаманами. Часть вторая

23.06.2013 23:00     Просмотров: 828     Комментариев: 12     

Начало здесь - http://www.livemaster.ru/topic/334753-tri-dnya-v-gornom-altae-ili-vstrecha-s-shamanami-chast-pervaya?vr=1&inside=0

Семинский перевал и все, что за ним, было моей целью последние несколько лет, и в тот момент от этой цели меня отделяло согласие нескольких человек. Народ подходил к гидам и отходил, записывался и вычеркивался, думал и передумывал, так что ближе к обеду надежда набрать группу в восемь человек почти угасла. В тот момент, когда мы мрачно возвращались в домик и думали, чем будем занимать себя на этой сырой и промозглой базе, вдруг обнаружилось, что группа все-таки набралась.

После долгих споров с организатором, которая упорно не желала поверить в нужное количество человек, разборок и пререканий был вызван автобус, вызван гид, и уже через час счастливые мы ехали по направлению к Семинскому перевалу.

Наш экскурсовод, Татьяна, оказалась поистине чудесным человеком. Было заметно, что ей искренне интересно то, чем она занимается, так что ощущение "коммерческой экскурсии", которое остро присутствовало во время вчерашней вылазки в Чечкыш, быстро улетучилось, и рассказ экскурсовода стремительно превратился в очень увлекательную беседу.

Семинский перевал был нашей второй остановкой в пути. Он располагается на высоте 1700м., и я, никогда не летавшая в самолетах, испытала новое ощущение закладывания в ушах уже при подъезде к нему. По мере того, как наш автобус поднимался по серпантину все выше в гору, видимость ухудшалась. Уже на середине подъема мы въехали в облако, дорогу было видно от силы на пару метров вперед, так что из белого плотного молока выступали только редкие огоньки фар встречных машин да силуэты елей.

На самом перевале воздух был насквозь пропитан дожливой моросью. Очевидно, с него должны были открываться потрясающие виды на окрестность, но мы видели лишь туман.

Туман скрывал и горы, и знаменитый кедрач, который начинает расти только с Семинского перевала. Было видно только памятник посреди перевала и традиционные сувенирные ряды. Мы рысью пробежались вдоль лавок - ничего нового и интересного там не было, не считая толп иностранцев, чахнувших над сувенирами - и уже собрались отойти перекусить, как внезапно я увидела его.

Крупный спил то ли агата, ли яшмы скромно висел на шнурочке среди других спилов. Он не был примечателен ничем совершенно, кроме необычного рисунка. Сомневаюсь, что для кого-либо из туристов он мог бы представлять ценность - ведь это была не внушающая трепет "бирюза", и не "магический аметист", и "не розовый кварц, камень любви", и даже не "украшение из натурального серебра". Простой, но элегантный спил с редким и немножко смешным рисунком всем своим видом вопиял "Забери меня отсюда!"

Продавщица заломила несусветную для спила цену.

На попытку хоть немного сбить цену продавщица состроила самую брюзгливую гримасу, на которую только была способна, очень старательно развела руками и высокомерно заявила, что сезон только начался, а потому она продаст камень и без нашего участия. Очевидно, рядом с пожилой иностранной четой, которая по соседству с нами просто сгребала все с прилавка, даже не спрашивая цены (впрочем, по-русски они все равно не понимали), мы в роли покупателей смотрелись крайне неубедительно.

Мы сделали еще круг по перевалу (пятачок на вершине не так уж и велик), быстро перекусили и вернулись к автобусу. Как оказалось, спил висел прямо напротив окна автобуса, заставляя сердце обливаться кровью. Нужной суммы на руках не было, но тут, за пять секунд до отъезда, внутренний хомяк окончательно развопился - пришлось занимать. Продавщица скривилась, как от уксуса, но камень все-таки продала.

По ту сторону Семинского перевала было также туманно, бело и сыро, как и на подъеме. И уши на спуске закладывало точно также.

Виды постепенно менялись - равнины становились все больше, шире, просторней, и горы теперь можно было рассмотреть во всей красе. Кое-где на вершинах проглядывал снег.

Через некоторое время мы въехали в Священную долину - Уч-Энмек. Это древнее место проведения алтайских обрядов, и ныне она считается заповедной зоной. Вдоль дороги с совершенно невозмутимым видом ходил здоровенный орел, который соизволил подняться лишь при приближении автобуса.

Экскурсовод Татьяна сказала, чтобы нам должны дать местного гида, и, если такого на месте не окажется, она, конечно, проведет экскурсию сама, но для нас это будет большая потеря. Мы удивились, но промолчали.

Подъезжая к администрации - несколько юрт в центре долины  - мы удивились количеству машин вокруг, а чуть позже проехали некое сборище народа вокруг костра.

"Наверное, опять какой-то праздник или костюмированное представление" - подумали мы и поехали дальше. На базе нас неоднократно пытались уговорить съездить в деревню мастеров или на праздник народной куклы Десятиручка, но, едва почитав программу (мастер-класс по хороводу, плетение венка, изымание керамической посуды из печи, выступление детского коллектива "Солнышко"), мы лишь скептически хмыкнули и отказались. "Местными" поверьями, приметами и легендами в исполнении бодрых русских экскурсоводов, которые, по-моему, они выдумывают просто на ходу, мы были накормлены уже досыта.

Возле администрации никого не оказалось. Внутри тоже. Татьяна прочитала на дверях одной из юрт объявление о том, что сегодня проводится "Третья Международная Церемония Огня "Учурлу От" и буквально силой потащила нас обратно к сборищу вокруг костра со словами: "Надеюсь, нам разрешат поприсутствовать".

Сборище представляло собой круг из деревянных лавок. Занята была лишь половина круга - там народ сидел и лежал очень плотно, другая же половина почему-то была совершенно пуста. Посреди круга горел костер, кольцом сидели люди в национальных костюмах, а рядом с огнем сидел шаман и бил в бубен.

Татьяна у кого-то в толпе спросила разрешение и махнула нам: мол, садитесь. Мы невежественно уселись на пустой половине, хотя можно было догадаться, что не зря там никого нет.

Через минуту к нам подошли и попросили переместиться на другую половину. Там мест уже не было, и мы встали за спинами сидящих.

Среди присутствующих почти не было русских. Были алтайцы, монголы, другие азиты и каким-то странным чутьем опознаваемые американцы, которые молчали и вроде бы ничем особо не выделялись. В круге тем временем разворачивалось совершенно немыслимое и таинственное действо и, чем дольше мы на него смотрели, тем яснее понимали, что попали ни на какое не представление, а на самый настоящий обряд.

Как нам потом объяснили, по совершенно фантастическому стечению обстоятельств мы оказались именно 22 июня, в день летнего солнцестояния, в Священной долине Каракол, в древнем сакральном месте, на международной научно-практической конференции «Культ огня в традиционных культурах мира»  с участием исполнителей традиционных церемоний и представителей коренных народов мира.

Если сказать просто - мы оказались на международном форуме шаманов из Хакасии, Монголии, Северной Америки, Японии, Алтая, Кемеровской области и т.д., и не прогнали нас оттуда лишь потому, что первый раз эту ежегодную встречу решили провести в открытой форме, со свободным входом. В течение нескольких дней каждый шаман показывал свой обряд, тем самым, как чуть позже объяснила женщина-алтайка, научный сотрудник парка Уч-Энмек, которая дальше проводила для нас экскурсию, изучалось влияние меняющихся условий среды обитания на культурные ценности, обмен опытом и выявление параллелей у разных, казалось бы, народов. 

И то - все те же невероятные совпадения - приедь мы раньше, нас все равно не пустили бы, потому что не все шаманы разрешали присутствовать при своей церемонии. Мы попали на самое завершение - последним вступал шаман из Монголии - а он был не против зрителей.

Но в тот момент мы всего этого не знали, тихонько стояли за кругом и чувствовали себя крайне неуютно. По общему мнению, местные были не рады, что мы тут оказались. Одна из женщин нашей группы, видя, что шамана во время обряда снимает оператор, ходила вокруг с фотоаппаратом и щелкала все подряд. В конец концов она подошла к нашей группе, старавшейся быть тише воды, ниже травы и сказала: "Хочу еще с шаманом сфотаться". Другая женщина группы спросила в ответ: "А ты с нашим попом будешь на память фотаться? Нет? А это тоже самое".

После чего мы все окончательно прониклись моментом, замолчали и сделались незаметнее тени. Оживлена была только экскурсовод Татьяна, которая нашла в толпе знакомых алтайцев и, углубившись в беседу, моментально про нас забыла.

В конце церемонии всех присутствующих стали обносить ритуальным пирогом - сперва почетных гостей, потом всех остальных. Мы очень удивились, когда к нам подошли тоже, но взяли по кусочку.

Еще немного - церемония завершилась, все стали расходиться. Татьяна нашла нам другого экскурсовода - ту самую сотрудницу парка, коренную алтайку. Женщина (к сожалению, она не представлялась) попросила времени на передохнуть, и мы потянулись обратно, к зданию администрации - ждать.

В какой-то момент мы вдруг обнаружили, что впереди нас идет шаманка, и поползли медленнее улиток, потому что обгонять ее было как-то нехорошо, а как еще вести себя - мы не знали.

(Вообще, в такие моменты всегда ощущаешь себя чудовищно дремучим, неуклюжим и невежественным).

Шаманка вдруг остановилась, подождала нас и сказала нам несколько очень добрых и светлых пожеланий.

Тут нас прорвало. Мы, молчавшие всю церемонию, наперебой стали благодарить, что нас не вытурили отсюда в три шеи, а позволили поприсутствовать. Шаманка (как оказалось, из Хакасии), очень удивилась, почему нас должны были гнать, чуть-чуть поговорила с нами и, высказав напоследок еще несколько пожеланий, удалилась.

Буквально через несколько секунд тучи, которые два дня плотным покрывалом лежали, казалось, над всем Горным, стремительно разошлись, и показалось солнце.

Шаманы и гости - кто уже переодетый, кто по-прежнему в национальном костюме - ходили мимо нас, общались и обедали.

Мы столпились под стеной одной из юрт и продолжали ждать. Было уже гораздо спокойнее, и дискомфорт от ощущения собственной чужеродности понемногу исчезал.

Минут через пять к нам подошли и спросили, будем ли мы обедать. Мы отказались чуть ли не с суеверным ужасом - мол, вы обознались, мы не гости, мы вообще просто мимо проезжали и сейчас уедем дальше.

Еще через пять минут к нам снова подошли - наша группа продолжала придерживаться политики "нас тут нет и мы никому не мешаем" - и предложили попить хотя бы чаю. Отказываться было уже неудобно, мы зашли в юрту - внутри стояло много столов, за которыми вовсю обедали - взяли по кружке, налили чаю из общего термоса, скромно вышли на улицу и сели за длинный деревянный стол. К нам тут же присоединилась сияющая Татьяна, которая, похоже, была рада оказаться здесь больше нашего. Тут-то мы и выяснили, в сколь замечательном месте и в сколь замечательное время оказались. Другого шанса увидеть хоть что-то подобное у нас уже не было бы, потому что со следующего года церемония будет проходить в другой стране, постепенно перемещаясь по всему миру.

За беседой мы не заметили, как перед каждым вдруг очутились глубокая миска с супом и ложки. Ощущение экскурсии пропало окончательно - скорее, мы почувствовали себя путешественниками, которые заехали в гости к добрым друзьям. Татьяна сказала, что отказываться нельзя, и мы мужественно налегли на суп - кстати, очень вкусный, из баранины.

А потом вернулась наш экскурсовод-научный сотрудник, и мы поехали дальше по Каракольской долине - сперва в петроглифам, которые располагаются на ее территории, потом к скифским курганам. Женщина-алтайка рассказывала очень много и подробно, и было очень любопытно понимать, как причудливо соединяются в этом человеке глубокий ум, опыт, знания, научно-практический подход - из ее слов стало ясно, что она объехала почти весь мир - и глубоко укоренившиеся верования, передающиеся из поколения в поколение.

В тех местах, где мы ездили, не было уже ни турбаз, ни туристических точек - только природа, пастбища и деревни с коренным населением, и оттого впечатление Алтай производил особенно сильное.

А потом мы завезли нашего замечательного гида обратно в долину - на заключительную часть церемонии огня нас уже не пустили, она была закрытой - и поехали обратно.

На Семинском было все так же туманно, так что видов с вершины перевала мы так и не дождались.

Уши опять закладывало по обе стороны перевала.

Так что в качестве компенсации на обратном пути мы остановились среди альпийских лугов - сейчас самый сезон их цветения, разнотравье невероятное и краски сумасшедшие - и, невзирая на клещей, залезли в самую гущу травы и цветов.

Приехали опять поздно, переполненные впечатлениями, усталые, но жутко довольные.

В лагере было традиционно сыро, холодно и туманно. Катунь поднялась еще выше, окраину лагеря залило, и обеспокоенные сотрудники шептались, что столовую, возможно, придется перенести в другое место. Туман над рекой стоял настолько непроглядный, что не было видно даже воды - не то, что противоположного берега.

Мы что-то сжевали, надели на себя всю одежду и мужественно легли спать. Постели были еще холоднее, чем в предыдущую ночь.

Утром встали еще раньше, долго бродили по лагерю в ожидании завтрака - грелись и пытались размять намертво затекшие организмы.

За эти дни мы промерзли, казалось, настолько, что холод уже ничем было не изгнать. Холодно было везде и всюду - и в кофтах, и без кофт, и на улице, и в помещениях, и с горячим чаем, и без чая.

В конце концов мы поймали кого-то из работников и попросили нас впустить в столовую погреться. Нам не отказали, и все время до завтрака мы блаженно сидели под обогревателем, прибитым к стене.

Потом были сборы, ожидание, оттъезд... и солнце, которое решило напоследок-таки нас изжарить.

И горы, которые на обратном пути почему-то всегда кончаются очень быстро.

Город встретил нас жарой, духотой и раскаленным асфальтом. 

И ощущением: "Верните меня обратно в горы, пусть будет холодно, зато все вокруг чистое".

С нетерпением буду ждать следующей поездки в Горный - надеюсь, получится забраться еще глубже и еще дальше Монетку на Семинском перевале я оставила

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Модальное окно для уведомлений

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз